Форум » Герои Великой Отечественной войны » Рассказы для детей о ВОв » Ответить

Рассказы для детей о ВОв

СветаА: Несколько лет назад передо мной встал вопрос: какой же рассказ предложить ребятам-шестиклассникам, чтобы они не просто прослушали его на уроке литературы, а стали сопереживать, думать, интересоваться, задавать вопросы... Тогда нашла рассказ о концлагере. Сейчас опять в поисках. Много прочитала здесь о пионерах-героях, но нужны именно художественные произведения небольшого объема, чтобы можно было в дальнейшем издать из отдельной книгой - "Рассказы для детей для МЛАДШЕГО и СРЕДНЕГО школьного возраста", чтобы познакомить ребят с прошлым, с нашей историей, с ТЕМИ детьми. Заранее очень благодарна за помощь!

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

Tanaka: Тут на форуме кто-то выкладывал рассказ Яковлева "Девочки с Васильевского острова". Правда, для шестиклассников, кажется, поздновато. Будем думать. Вспомнила еще. Л. Пантелеев. У него несколько - "На ялике" и еще что-то. Его в сети много. И еще - Лев Кассиль. Вам названия нужны или сами найдете?

СветаА: Яковлева знаю, уже прочитала, спасибо! За Кассиля - спасибо, поищу сама - сегодня в библиотеку собираюсь.

Лола: У Яковлева много есть хороших... Может еще "Зимородок", "Где стояла батарея", "Друг капитана Гастелло", "Реликвия", "Яблочки зеленые", "Помните Гришу", "Память"... Еще есть, но я название забыла. Может кто знает, подскажет? Там когда письмо с фронта приходит лет на двадцать позже, чем должно было... Еще Женей героиню зовут...


chingischan: Есть прекрасная повесть о мальчишках Волгоградской области о войне, сама читала уже в старших классах, но она очень интересная Мальчишки из Калачевского района Волгоградской области боролись с фашистами, как могли и были зверски замучены (от 10 до 14 лет) В.Дроботов "Босоногий гарнизон", но в Инете нет, что-то не нашла и в районной бибилиотеке

Лилия: Вообще многие военные рассказы, вплоть до 9 класса запретила. В 3 классе читали про Зину Портнову и Зою Космодемьянскую и прекрасно помню, что после этих рассказов я и многие мои однокашники плохо спали оччччень долго находились под впечатлением, причем далеко не от самих героев, а от того что с ними случилось, когда они попали в лапы фашистам. Детская психика порой вызывает такие вещи, как в живую чувствовали как пытают и издеваются. Можно и заболевания психического характера получить таким образом А так же многие фильмы, да и компьютерные игры запретила бы. В общем, я радикальна. Всю информацию надо давать дозированно, даже сказки. А уж тем более о войне. Конечно, можно возразить, что жестокостей и сейчас хватает, в тех же мультиках, фильмах, играх. Но все-таки родители и преподаватели должны держать контроль.

Tanaka: Ох, Лилия, наверно, все родители, которым не все равно, мечтают запретить компьютерные игры - особенно жестокие, мочилово в мультиках - и хорошо бы новости по телевизору еще . Но дети сейчас, возможно. не слишком впечатлительные - именно из-за таких игр и прочего. Их, наоборот, от равнодушия спасать надо. Так что я - в общем за разумность и в целом против дозировки. Одно дело - не показывать детям "Иди и смотри", этот фильм вообще не для слабонервных... Но я слыхала точку зрения, что про репрессии (кто про что, а вшивый про баню ), несправедливости сейчас и многое другое, в том числе жертвы войны, лучше молчать - вырастут, сами разберутся. А потом они вырастают - и им это не нужно и не интересно. Мочить на мониторе дядек мусульманского вида интереснее. Так что я - за рассказы о войне, особенно старые, в них нет упоения жестокостью. А остальное - дело чуткости учителя.

Люба: Тань, согласна

Tanaka: Спасибо, Любочка. Мне кажется, что такая точка зрения Лилии - от возраста. У нее этот период - 10-12 лет - пришелся на 90-е, тогда вообще очень много было натурализма на экране и в книгах, нервы у детей и так были напряжены.

Лилия: Tanaka пишет: Так что я - за рассказы о войне, особенно старые, в них нет упоения жестокостью. Что значит упоение жестокостью. Когда в детском рассказике написано, что избили до крови или отрезали что-нибудь это можно считать упоением жестокостью такой натурализм. Для меня это и есть упоение жестокостью, скажем что-что,а писатели умели запугивать, особенно учитывая обстановку в стране в то время. А книги были 70-х годов, так что перестройка тут не при чем. Либо надо излагать наааааамного мягче об этом. Даже Гуле Королевой был сделан строгий выговор за сказку про бабу-ягу, сочиненную для октябрят. Да, если человек от природы любознателен, он сам до всего докопается. А есть дети и люди, ну которым это не особо и надо то, хватает высиденных часов на истории до конца жизни. И этот лишний натурализм просто вредит. У нас классная еще не то творила. Молодую Гвардию в 3 классе нам читала. Первую главу и три последних. После чего ваще полкласса на следующий день не пришли. Ей тогда выговор, кстати, сделали. Нам всем было страшно, мы с ужасом представляли, каково это сидеть на раскаленной печи или на спине звезду вырезать. Я, кстати, до сих пор спать боюсь без света. Все надо взвешивать, прежде чего детям дать на изучение. Зато в 10 классе спокойно и без нервов изучали "Горячий снег" и литераторша вопила, "ну, почему, вы такие равнодушные, телека пересмотрели со стрельбой и трупами". Мы как-то возразили, что нет, и не смотрим особо, просто нельзя так зацикливаться на ужасах войны. Я думаю, что надо начинать очень просто, с Истории Своей Страны, и потихоньку что-то впихивать в контексте и при этом наблюдать, как реагирует на это ребенок. Но, это мое ИМХО.

Tanaka: Отвечаю занудно, по пунктам. Упоение жестокостью, Лилия, - это натурализм, когда смакуют пытки и прочие мучения. Характерно было для кино и новостей 90-х годов. Поэтому у тогдашних детей и рассказы 70-х могли вызывать кошмары - нервы, повторяю, в напряжении. Я росла в 70-е, так что рассказы эти мне тоже знакомы. И мое поколение не было бесчувственней Вашего, но воспринимало их нормально, без кошмаров. А насчет обстановки в стране в 70-е я, наверно, больше Вашего знаю . Обстановка как обстановка. А начинать рассказывать про жестокости в 9 классе поздно. Поздно начинать учиться ставить себя на место того, кому больно, начинать осуждать убийц и преклоняться перед героями. И не знаю даже, в каком пансионе благородных девиц Вы учились, в каком закрытом поселке жили. Что, мальчишки не дрались? А взрослые - не родители и их друзья, конечно, но неужели ни одного алкаша кругом не было? И еще. Для воспитания человека, кажется, некоторая доля здоровой агрессии необходима. Пусть это будет агрессия, направленная на убийц, а не на полицейского в компьютерной игре. Я читала, что в свое время в Германии решили воспитать неагрессивное поколение. Требовали детям не давать игрушки-оружие. Вообще. Пусть, мол, растут мирными. А сейчас к этой идее относятся очень сдержанно. Потому что именно поколение, выросшее в той очищенной неагрессивной обстановке, дало такую вспышку подростковой немотивированной агрессии, что только держись. Значит, все-таки надо? А в детском саду от рассказов о том, что Уле вырезали на спине звезду, конечно, стоит воздерживаться. Вы дописали про МГ - вот это, собственно, то, о чем я говорила . Чуткость учителя + вообще понимание, что каждому возрасту - свой рассказ. Так о чем мы спорим?

Лилия: Надо все давать попробовать осторожно и чуть-чуть. В строго отмерянной дозе, а не выливать на малыша поток информации. Особенно в возрасте от 7 до 11 лет, даже 13 лет, когда психика еще весьма и весьма неустойчива. Кстати, училась в обыкновенной средней школе, воздержитесь от своей ехидности. А то что мальчишки дрались, да, дрались, но не с особой жестокостью и без переломов костей. Дык, правильно, что вы воспринимали, это как НОРМУ, а не как ЧАСТНОСТЬ. Для вашего поколения было ЭТО НОРМОЙ.

Tanaka: 13 лет - это не малыш. И 11 тоже. Что ЭТО было НОРМОЙ для моего поколения? У меня много знакомых - Ваших ровесников, и большой разницы в НОРМЕ я между ними и мной не вижу. Лилия пишет: Надо все давать попробовать осторожно и чуть-чуть. В строго отмерянной дозе, а не выливать на малыша поток информации. Tanaka пишет: А в детском саду от рассказов о том, что Уле вырезали на спине звезду, конечно, стоит воздерживаться. Tanaka пишет: Чуткость учителя + вообще понимание, что каждому возрасту - свой рассказ. Так о чем мы спорим? Так о чем мы спорим?

Лилия: Спорим о том, что автор темы должен не только спросить какую литературу стоит прочесть, но и пойти и проконсультироваться со специалистами, думаю детские психологи есть в школе, ибо подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный. И если НОРМАЛЬНО воспримет один ребенок, не значит что точно так же воспримет другой.

СветаА: Лола, Chingischan, спасибо! Яковлева уже всего перечитала. Очень трогательные, сама плакала. Дроботова поищу у себя. Нашла много тоненьких книжек про пионеров-героев, но они больше повествовательные :( а хотелось бы художественных..

Tanaka: Угу, понятно. Я так поняла, что автор темы - учитель, так что о проблеме знает. Знает-знает, иначе дала бы детям первое попавшееся - главы из МГ, например. И мы рекомендовали именно ДЕТСКИЕ рассказы о войне. А строго (строго!) учитывать возможности восприятия КАЖДОГО ребенка в обычной школе, увы, невозможно - только общие возрастные.

Лола: Про индивидуальный подход много говорят сейчас, но как вы это себе представляете на практике? Я только недавно (2 года назад) закончила школу, и скажу вам - это применять совсем нереально. Как вы будете составлять индивидуальную программу для каждого ученика?

Елизавета: Лилия пишет: Вообще многие военные рассказы, вплоть до 9 класса запретила. Про пионеров-героев нам в школе рассказывали с 1-го класса и все было нормально. Может дело в том, как это преподносить детям? Не согласна, что надо ждать аж до 9-го. Tanaka пишет: Их, наоборот, от равнодушия спасать надо. Tanaka пишет: Так что я - в общем за разумность и в целом против дозировки. Tanaka пишет: Так что я - за рассказы о войне, особенно старые, в них нет упоения жестокостью. А остальное - дело чуткости учителя. Полностью согласна с этими высказываниями. В старых советских книгах, особенно для младшего школьного возраста все излагается очень просто и без различных подробностей казни и пыток. Ну да, если в рассказе про Зою будет написано, что её повесили, так что тут такого? Или вы предлагаете вообще, не писать в детских рассказах про смерть?

Лола: СветаА, всегда пожалуйста! Яковлева перечитываю со второго класса - замечательный писатель!

СветаА: Лилия, Tanaka, но речь-то не в жистокости! Из 10 ребят в средних классах хорошо если хоть один скажет, кто такая Зоя Космодемьянская! и вот это ужасно, на мой взгляд. Сейчас хотя бы вставили в школьную программу рассказы о войне. Естественно, дело учителя выбрать произведения определенной "степени жестокости" для определенного возраста. (Кстати, в школе я так и не смогла дочитать те самы последние главы "Молодой гвардии"). Но проблема и в том, что у нас рассказы для детей о войне оооочень давно не переиздавались. Так что, по сути, выбирать особо не из чего :( Потому и обращаюсь к вам за советом: может быть помните рассказ, который запомнился с детства, такой который бы хотели предложить и своим детям!

Лола: СветаА пишет: Из 10 ребят в средних классах хорошо если хоть один скажет, кто такая Зоя Космодемьянская! и вот это ужасно, на мой взгляд. Вот-вот... Света, я с вами полностью согласна... Жаль, в нашей программе такого не было :(



полная версия страницы