Форум » Герои Великой Отечественной войны » Рассказы для детей о ВОв » Ответить

Рассказы для детей о ВОв

СветаА: Несколько лет назад передо мной встал вопрос: какой же рассказ предложить ребятам-шестиклассникам, чтобы они не просто прослушали его на уроке литературы, а стали сопереживать, думать, интересоваться, задавать вопросы... Тогда нашла рассказ о концлагере. Сейчас опять в поисках. Много прочитала здесь о пионерах-героях, но нужны именно художественные произведения небольшого объема, чтобы можно было в дальнейшем издать из отдельной книгой - "Рассказы для детей для МЛАДШЕГО и СРЕДНЕГО школьного возраста", чтобы познакомить ребят с прошлым, с нашей историей, с ТЕМИ детьми. Заранее очень благодарна за помощь!

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

Алена: Прочитала только полемику эту, растянутую на столько страниц. Согласна с Лизаветой, а Гость - лаконично, ёмко и исчерпывающе. Лилия, прав, прав Гость, вчитайтесь-прислушайтесь-ка.

юляша: Лилия пишет: Чем отличается история от, допустим, литературы? Литература вызывает эмоции, история - нет. Да? интересно рассуждаете. А у меня наоборот: история вызывает эмоции-история это живые люди, а литература-персонажи.

Tanaka: Юль, ну да конечно. Вообще не понимаю, как можно, по совету Лилии, свести историю к таблицам и датам. На то она и ИСТОРИЯ - собрание захватывающих историй о живых когда-то людях. И то, что, скажем, для ЕГЭ этот предмет вынуждены сводить к таблицам - не достоинство школьного обучения, в его беда. А эмоции и физика может вызвать - и какие, и не обязательно отрицательные


Елизавета: Tanaka пишет: На то она и ИСТОРИЯ - собрание захватывающих историй о живых когда-то людях. Однозначно. Тоже так считаю. И всегда искренне удивляюсь, когда слышу, что скучно изучать историю.

Лилия: Ну, почему, существуют клубы по интересам, вот здесь посвящено МГ, вам интересно. Кому нравится находится в клубе толкиненистов, булгаковцев, а кому-то среди фильмов ужасов хорошо,сидеть и обсуждать вампирские хроники. Задача преподавателя лаконично и не предвзято впихнуть общий курс, а дополнительно по желанию. Кому-то вообще нафик и история, литература, математика, а крестиком вышивать нравится. Кстати, я тоже против ЕГЭ, но по совершенно другой причине.

Елизавета: Лилия пишет: впихнуть Видимо это ключевое слово у вас.

Tanaka: У меня была учительница литературы Татьяна Львовна. Благодаря ей я филолог, хотя до того собиралась в медицинский. Именно на ее уроках я поняла, как можно словами нарисовать любую картинку, убедить без аргументов, да просто как красив может быть язык. А учительница истории скучно вызывала к доске и требовала чертить таблицу. Только в старших классах появился другой историк - поэтому я историю древнего мира знаю намного хуже, чем историю РКП (б). Потому что про Грецию - таблицы, а Ленина, Мартова, Плеханова я просто вживую видела. Но к этому моменту я уже хотела быть филологом. Сейчас я думаю иногда: жалко, что я не школьный учитель, потому что это безусловно осмысленная работа. Но не хочу - потому что преподавать могу русский и литературу, а хотела бы - историю. Я ни о чем не жалею, о нет, я люблю то, что умею, но из-за той исторички я не стала историком. А как, по-вашему, еще дети выбирают дело на всю жизнь, Лилия?

Настасья: Мне привила любовь и уважение к героем ВОВ моя учительница начальной школы. Я ОЧЕНЬ ей благодарна. она просто давала нам книги про наших ровестниках-героев, а читал их кто хочет) помню начала требовать с мамы эти книжки, а оказалось,она их выбросила...и больше я таких книг нигде не встречала...с этого времени я стала собирать все вырезки о ветеранах,понимая суть утраты((( так что это очень важно привить эту любовь когда души не остервенелые,мягкие и восприимчивые...

Аглая: Я эту тему не видела, а теперь с большим интересом прочитала. Мне кажется, что очень хорошая книга для подростков о войне - это "Васёк Трубачёв и его товарищи" Осеевой, 2ая часть. Там всё что надо для детей - и про любовь к Родине, про нелёгкий труд и про потери, неизбежные в военное время, но всё же без ужасов, которые могут покалечить неокрепшую психику ребёнка. Я сама услышала впервые о Зое Космодемьянской в старшей группе детского сада таким образом: кто-то заплакал от боли, а одна девочка сказала - а Зое фашисты засовывали иголки под ногти, а она не плакала. И я задалась вопросом, какую боль я смогла бы вытерпеть. Потом воспитательница подхватила тему, стала говорить, что Зоя просила пить, а её совали в рот горячую лампу. Я представила себе электрическую лампочку. Это было на даче, так что дома я ничего уточнить не смогла. Я считаю, что этот спонтанный разговор не был для меня полезен. А с Лилией я кое в чём согласна. К возрасту 16-17 лет у меня была странная подсознательная убеждённость, что впереди меня ждёт не счастливая жизнь с "дорогами, открытыми молодым", а пытки и истязания, которых я могу не выдержать. Что я могу не переплыть реку, не убежать от врага, не выдержать боли, что-то не сообразить и нечаянно лишнее сболтнуть. И что моя предыдущая учёба была не для того, чтобы что-то творить и создавать в мирном обществе, а для того, чтобы успешно себя проявить в обстановке идеологической борьбы с империализмом и в возможной 3- ей мировой войне. И я потом поняла, что нас учил комсомол быть как Олег Кошевой и Зоя Космодемьянская, и я это слишком буквально понимала - я предполагала себе подобную судьбу, и другую считала невозможной. Когда в моём детстве показывали фильмы про войну, смерть, пытки, страдания (а это было ещё не так натурально, как потом, в 90е и как сейчас), один человек из всей семьи - мой дядя - старался детей увести, отвлечь, не обсуждать. А я его немного осуждала. Дети ведь любят "страшилки". А потом я сама стала также отвлекать своих детей. Так, может быть, не только у меня такая реакция на последствия послевоенного воспитания молодёжи, может поэтому и стали многое убирать из школьной программы, что было несколько избыточным? Конечно, ударились в другую крайность, моим детям о Зое сообщила я сама, когда им было по 14-15 лет, удивляясь, что в школе им никто не говорил. В общем, детскую психику надо щадить.

Ninelle: "Васек Трубачев" - чудесная книга Валентины Осеевой, и там изумительна каждая из 3 частей. Я и сейчас часто перечитываю ее, особенно когда болею. В детстве никак не хотела смириться с гибелью детей в грузовичке и со смертью Вали Филатовой. Все время меня мучил вопрос про детей: Нюра, Валя и Лида говорили, что вытащили из грузовика толстую девочку Галю, которая уцепилась за няню и они никак не могли ее оторвать. И я все время думала: а если бы они вместо этого стали спасать других детей, ведь спасли бы больше, а не только Галю и Павлика. И в то же время думала: если бы они так сделали, то Галя бы погибла. И еще я не понимала, почему ни воспитательница, ни няня не предприняли попыток вытащить детей из грузовичка. "Прыгайте, прыгайте, хватайте детей!" - закричала няня. А сама-то почему ничего не стала делать? Могла ведь спасти хоть одного! Вот этого я не понимаю до сих пор.

Аглая: Вот ведь и в жизни так часто бывает - мы что-то делаем импульсивно, не успеваем просчитать все варианты, а потом вспоминаем. жалеем, сокрушаемся. Человек не Бог. Я не помню конкретно этот эпизод, но помню. как мальчики плакали, узнав о гибели грузовика, а кто-то из взрослых их уговаривал принять это как неизбежность в военное время и набраться мужества жить дальше. Вот мне не очень нравилась третья книга, как они восстанавливали школу после войны. Мне казалась, что каким-то состарившимися были показаны дети.

Ninelle: А мне третья книга очень понравилась! Мне кажется, там дети показаны не состарившимися, а помудревшими и более серьезными. А другими они и не могли бы быть после всего того, что перенесли на Украине.

Алена: Мне очень нравилась детская книга рассказов о детях блокадного Ленинграда - "Так и было" писательницы Веры Карасёвой. Очень добрые и трогательные, без присущего тому времени пафоса. Перечитывала ее много раз. А что касается детской психики, ее, конечно, можно и нужно щадить, но и умолчивать я б не стала, весь вопрос в том, как, каким образом подать информацию. Совсем необязательно живописать в деталях подробности пыток (это я конкретно о Зое), но рассказать, что да, была такая девочка, да, она много вытерпела и вынесла, да ей было очень тяжело - вполне возможно. Я когда-то думала, не знала, показать ли дочуре своей "Белый Бим Черное Ухо", все знают, какой это эмоционально непростой фильм. А потом решилась - показала. Точнее, вместе смотрели. И не жалею, потому как учила ее жалеть - бездомных детей, людей и собак бездомных, конечно, тоже.

Марина: А мне в детстве нравились книги Михаила Колосова. Одна, помню, называлась "Три куля чёрных сухарей", он там описывает своё детство, которое закончилось сразу после выпускного вечера 22 июня. А другая книга не помню как называется, но он там рассказывает уже о том, как воевал. Мне так нравилось! Но читала давно, так что названия второй книги не помню совсем. А "Белый Бим Чёрное ухо" - это вообще потрясение детства. Сколько смотрела, столько рыдала в голос, перед сеансом загодя расположившись в самом укромном уголке, чтобы своими воплями не смущать родных. (А недавно посмотрела фильм взрослой и поняла, что Бима озвучивает какой-то мужик. Или я об этом уже писала? ).

Tanaka: Хочу еще раз прочитать книгу "Дом в Цибикнуре" Софьи Могилевской. Она о детдоме во время войны в Марийской республике. Ни у кого нет? А книжку Верейской "Три девочки" вы читали? Про блокаду для вполне маленьких детей. Там как раз совсем не страшно, но вполне чувствительно. А "Три куля...", о которых упоминает Марина, - вообще по нашей теме - о Донбассе. Не читала, но с удовольствием почитала бы.

Марина: Кажется, вторая книга Колосова называлась "Три круга войны". Но в Интернете вообще ничего не могу найти.

Ninelle: Tanaka пишет: А книжку Верейской "Три девочки" вы читали? Обожаю эту книжку! Чудесно написана! Доктора очень жалко...

Алена: " Три куля.." не читала, "Три круга.." - тоже, а вот "Три девочки" - помню, и Верейскую тоже помню, но перечитаю - не поленюсь, время найду, чтоб в памяти освежить. А как называлась повесть или рассказ, где девочка Валя, эвакуированная, у которой мама умерла, в деревне, в семью одну ее определили жить, а потом бык колхозный на улице на нее помчался и она от страха заорала "Мама!" и бросилась на шею женщине, та ее спасла, ну-у, было-было такое, и впечатление от книги тоже - было! Марина пишет: (А недавно посмотрела фильм взрослой и поняла, что Бима озвучивает какой-то мужик. Или я об этом уже писала? ). Бима - мужик? А как ты поняла?

Гость: Алена пишет: А как называлась повесть или рассказ, где девочка Валя, эвакуированная, у которой мама умерла, в деревне, в семью одну ее определили жить, а потом бык колхозный на улице на нее помчался и она от страха заорала "Мама!" и бросилась на шею женщине, та ее спасла, ну-у, было-было такое, и впечатление от книги тоже - было! Алёна, эта книга называется - "Девочка из города", по ней ещё фильм снят. Автора книги, к сожалению, не помню.

Гость: Tanaka пишет: Хочу еще раз прочитать книгу "Дом в Цибикнуре" Софьи Могилевской. Она о детдоме во время войны в Марийской республике. Ни у кого нет? Эх, я так любила в детстве эту книгу...



полная версия страницы