Форум » Злодеяния врагов » Хатынь и другие сожженные населенные пункты » Ответить

Хатынь и другие сожженные населенные пункты

leonard: Большая боль маленькой деревни В этой статье, я хочу рассказать вам о прошлом, о событиях Второй мировой войны. Я хочу вам рассказать про мечты которые не домечтали, про любовь которая не долюбила ,про недопетые песни, про детей которые не родились,про расстрелянную старость и убитых матерей... О моей маленькой Родине , которая пролила так много слёз и вынесла так много боли, в годы войны. Канюкай -этомаленькая деревушка,подавляющее большинство людей которой поляки, она находится на южной окраине Литвы,небольшой гордой страны, в нескольких километрах от небольшого городкаШальчининкай.Cейчас в нашей деревне осталось не очень много людей , которые проживают здесь всегда,кто то в поисках счастья и лучшей жизни уехал в город,кто то на зароботки за границу,но летом все приезжают в деревню , у которой есть всё необходимое человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой шумной городской жизни - тишина,лес с его чистым воздухом и очаровательным пением птиц, речка с её спокойным и красивым течением. Сейчас мы с вами всё куда то спешим, спешим пытаясь, куда то успеть,спешим и не успеваем и не получаем от этой гонки никакого удовлетворения… До войны деревня была весёлой и большой, в каждой семье росло по многу детей.Все люди конечно же разные ,но всех объединяла любовь к своей маленькой родине,своей земле.Люди очень много и тяжело работали ради своих детей, чтобы им жилось лучше,после работы вечерами собирались у кого то дома ,на танцы,веселились отдыхали, а утром сново шли обрабатывать свю родную землю и были счастливы.И вот в этих красивых и гостеприимных местах, в годы войны произошла очень большая трагедия. В 1939г. д. Канюкай была большой деревней, в ней в 82 домах проживало больше 300 жителей,большая часть жителей проживала на хуторах.Наша деревушка расположена на окраине Руднинкской пущи, которая в годы войны была главной базой советских партизан, там было сборище поддонков всех вероисповеданий и национальностей,кто- то спрятался в лесу от войны,кто -то от тюрьмы, кто -то был сранным коммунистом или комсомольцем и дрожа от страха убежал в лес от немцев.В соответствии с различными историческими источниками, в лесу находились от нескольких сотен, до нескольких тысяч , так называемых партизан. Всем понятно, что такая большая толпа народа должна каждый день питаться,одеваться,обуваться. И всё это ,эти вояки, отбирали у местного населения.Хотя во время войны, эти маленькие деревушки окружающие Руднинкскую пущу ,были и так очень бедны.По рассказам моей бабушки Воронис Станиславы,которой сейчас 91 год,эти партизаны приходили и в нашу деревню и воровали то скот ,то зерно,они даже не просили , а брали ,как своё и тихо, чтобы ненароком не встретить немцев ,которых они очень боялись, уходили в свой лес.Мой дедушка Воронис Владислав собрал деревню и на сходе всей деревни, решили устроить дежурство, чтобы прекратить грабежи.В одну из ночей они поймали одного партизана и намяв ему бока предупредили ,чтобы в в эту деревню они забыли дорогу.За то , что жители деревни Канюкай решили не отдавать свой так тяжело заработанный хлеб партизанам, руководство советских партизан решило наказать деревню. 29 января 1944 ранним утром 200 до зубов вооружённых советских партизан, из отрядов с такими высокими названиями , как Смерть оккупантам”, “Смерть фашизму”, “Мститель” напали на спящую и беззащитную деревню и в течении двух часов её жгли ,убивали и насиловали. Этот партизанский отряд состоял из людей разных национальностей.Им был дан приказ никого не оставлять живыми,убивать даже домашних животных..Рано утром, перед восходом солнца, мирных беззащитных людей ждала смерть.. Через несколько минут была окружена вся деревня, с трёх сторон,с четвёртой стороны протекает речка,а единственный мост был занят партизанами. И началась резня,бандиты зажигательными пулями жгли дома и постройки,из домов раздавались только плач и стоны умирающих людей.Люди с детьми на руках выскакивали в окна и пробовали бежать ,но их догоняли и убивали,некоторые прыгали в такую любимую ими речку ,но их и там ждала смерть. В этой резне погибли по меньшей мере 38 человек, были ранены десятки человек, в том числе несколько тяжело. Деревня была полностью разграблена и сожжена.Потом после войны, эти горе партизаны хвастались ,что разгромили отряд который сотрудничал с немцами.На самом деле -эта деревня для своей самообороны имела лишь несколь ржавых винтовок ,и любые другие разговоры на эту тему, полная чушь. Это была обычная деревня, где люди были обязаны организовать свою самооборону. Их единственной виной было то , что они не побоялись поддонков из леса и попытались предотвратить грабежи и насилие.Мои бабушка и дедушка, с моей мамой на руках, смогли спастись.Каждый день моя молится милосердной Богоматери Остробрамской.Той которая глядя с образа, который висит на стене и хранит её всю жизнь, той у ног которой она стояла в часовне в Вильнюсе, куда её маленькой девочкой привели родители,той которая спасла ей и её родным жизнь…На этой земле наши предки жили веками и это наша земля, или всех тех для кого- эта земля является маленькой Родиной –местом, где мы пришли в этот мир. Когда закончилась война был арестован мой дедушка Воронис Владислав,и военным трибуналом приговорён к 10 годам особых лагерей, без права переписки - это в то время была растрельная статья, он через полгода был вывезен в сибирские лагеря,вернулся только в 1956 году, после смерти Сталина,без гражданских прав и права прживать в любых городах Советского союза. Из воспоминаний моей бабушки Воронис Станиславы: … Я помню, что -это было 29 января. В ранние утренние часы около 7 (в это время как правило, темно, поэтому я не Большая боль маленькой деревни могла понять, откуда исходит свет) я проснулась от страшного рывка мужа рукой и крика, что нужно убегать из дома и оставить его немедленно. Наш дом находится в центре деревни. Первый дом уже пылал … На другой стороне дороги, которая проходит через нашу деревню, лес – который стал молчаливым свидетелем страшной трагедии. Советский партизаны часто бывали у нас и раньше. Обычно приходили с приказом или с пистолетом в руке, чтобы жители отдали им продукты питания.И тогда наши люди восстали. Мы не имели чем кормить своих детей.. Когда организовали самооборону, то советы расправились с нами зверинным способом, с использованием убийств и пожаров. Я понимаю войну с мужчинами, но убийство невинных людей, никогда! .. Это было хуже, чем война. На войне погибаешь от пули. В Канюкай те в кого пуля не попала или был только ранен,добивали живым,убивали целыми семьями.Последствие той страшной ночи , мы будем помнить всегда, страх и свист пуль у нас за спиной. Мы будем помнить горящую деревню и людей, тщетно умоляющих о пощаде.Кладбище для всех сделали тут же ,около леса.Недалеко, где стоял крест ,который поставили перед войной для того, чтобы увековечить наши католические корни, как будто предвидя большое несчастье и страдание….… В советские времена мы смотрели фильмы, читали книги и газеты, и всегда слышали о том, как вели себя немцы жестоко в отношении измученного гражданского населения.Это не так, германия выступала против жестокого поведения своих солдат в войне, и издевательства над мирным населением,немцы стяли у нас в деревне и очень хорошо и с пониманием относились к людям,Советы хуже любых нацистов… Нас, законных жители этой земли, людей которые пережили резню своих родных, соседей , друзей, убивали не немецкие солдаты ,а советские партизаны Руднинкской пущи…. Через четырнадцать месяцев после трагедии в Kанюкай,советские войска одержали победу над Берлином. Но кровопролитная война в истории, не закончилась. Царил почти всеобщий восторг. “Почти всеобщий“, но только не в Литве которая находилась под советским грязным сапогом.Выжившие люди Канюкай ,только мгновенье могли мечтать о правосудии. Люди, которые выжили ,были под постоянным страхом, одни бежали в Польшу, другие в Канаду, в Америку. Потому ,что при советской власти они всегда были “Конюховскими бандитами“.. В Рудницких лесах Советы открыли с большой помпой музей, посвященный партизанам.Музей убийцам грудных детей и беременных женщин… Многие из нападавших на Koнюкай стали героями. Во всяком случае, о нападении на деревню в целом никто не вспоминал. Только советская пропоганда шёпотом твердила <те конюховские бандиты>. Советскя власть по моему столь же ,бесчеловечна, как и глупа, она не прислушивалась к мнению большинства людей, у этой власти лидировало полное равнодушие к долгу ,чести, справедливости, праву, истине, полное презрение к достоинству человека,к его правам и надеждам. Наверное, поэтому в годы советской власти в Литве, у большей части народа, притупился такой основной инстинкт человека как Cовесть. Совесть заменили комунистической идеологией, люди опустились до инстинкта cтада ,а главным правилом людей стал принцип быть, как все. Совесть людей была вытеснена ужасом и ледянным страхом , перед бечеловечной советской властью, перед вседозволенностью всяких там, партийных секретарей колхозов и районов , полной беззащитностью простых людей . Наши люди всё чаще начали говорить о своём, о сокровенном тихо, с опаской озираясь, всегда вздрагивать от стука в дверь, от скрежета тормозов подъезжающей ночью машины, умирать от страха получая распечатанное письмо. Всюду царили такие паскудные явления, как круговая порука и беспринципность,подхалимство и угодничество.На другой стороне дороги стояли надменные партийные царьки, с красными партийными книжками и с фотографией лысого Ленина ,лентяи и бездарности ,которые, когда в Большая боль маленькой деревни Литве пришла демократическая власть, попрятали свои красные книжечки и резко поменяли свои взгляды и стали демократами,почему то они очень быстро забыли, как отравляли жизнь моей деревне и моей семьи.У власти были всякие недоумки и бездарности, люди которые, когда то прятались от войны в Руднинкской пуще , грабили и убивали беззащитных людей.Вот поэтому по моему, эта нелюдская власть так быстро и закончилась,эта власть была не для людей, а против народа они и сами наверное неверили в то , во что верят…. Иногда я смотрю из окна дома, где родился, на лес, где стоит довоенный крест - символ страданий родных мне людей, символ муки. Я вижу - братскую могилу невинно убитых людей … Я вижу , как приходят люди и ложат цветы у подножия Креста… Значит память жива , пока мы помним, пока нас помнят.. Костёр из восковых свечей. Мы снова здесь, у Памятника предкам, Мы воспоминаем вновь их горькую судьбу, Приходим мы сюда довольно редко, И каждый с памятью своей ведёт борьбу. Почти зажили кровоточащие раны, Но нету сил простить обиду тем, Кто нас осиротил, отцов тиранил, Кто к власти шёл по пирамидам тел. Дожили мы до старости глубокой, Об убиенных всё скорбит душа. Кто здесь лежит, а кто совсем далёко: На Севере, в болотах, камышах. Вам, испытавшим злые муки ада, Земной террор, жестокость палачей, Ужасную судьбу Советского ГУЛАГа, Горит костёр из восковых свечей. Большая боль маленькой деревни Любое зло -это несколько больших шагов от добра, в сторону зла, от мудрости ,любви и красоты, от самых высоких человеческих ценностей. Это шаги от солнца в ночь, невежество, во власть самых низменных сил. Но зло не всегда может победить. Оно может победить лишь в отдельных областях, некоторых ненастоящих ценностей. И победить зло можно, в первую очередь, милосердием, совестью и любовью, а значит, высоким достоинством и честью .… Вечная память безвинно погибшим… Канюкай-29января 1944 были убиты: 1. Бандалевич Станислав около 45 лет, 2. Бандалевич Иосиф 54, 3. Стефания бандалевич около 48 лет, 4. Бандалевич Мечислав 9 лет, 5 .Бандалевич Зигмунт 8 лет, 6. Бобин Энтони около 20 лет, 7. Виктория Boбин лет около 45 лет, 8. Бобин Иосиф около 50 лет, 9. Бобин Мариан 16 лет 10.Бобин Ядвига около 10 лет, 11.Бобин Эдвард около 35 лет, 12.Янковска Станислава 13.Янковски Станислав, 14.Лашакевич Иосиф 15.Лашакевич Геноефа 16.Лашакевич Янина, 17 .Лашакевич Анна Винсент 18.Мартинкевич Винценты около 63 лет, 19.Марцинкевич (парализован, сожгли), 20.Молис Станислав около 30 лет, 21.Moлис Н. около 30 лет, 22.Moлис около 1,5 лет, 23.Пильжис Казимеж 24.Пильжис Н., 25.Пильжис Геленна, 26.Пильжис Тереза 27.Парвицка Уршула около 50 лет, Иосиф 28.Парвицки Иосиф лет 25, 29 . Ровба Михаил, 30.Тубинь Ивашка (?)45 лет, 31.Тубинь Иван около 30 лет, 32.Tубинь Мария около 4, 33.Войшнис Игнатий около 35 лет, 34.Войткевич София около 40 лет, 35.Воронис Анна 40 лет 36.Воронис Мариан 15 лет 37.Воронис Валентина 20, 38. Сцепура Н. – Портной из деревни Миконты. Авт. Ogar Leonard [url=http://stroitelstvodomov.com/strax-i-slyozy-malenkoj-derevni/]Страх и слёзы маленькой деревни[/pre2][/url]

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Дряннов: А статейка-то с душком...Небольшим, но явным.

Марина Турсина: А почему? Кирилл, с удовольствием выслушаю твою точку зрения.

Дряннов: А тут всё просто. Упор делается на то, что во всём виноваты партизаны. Дескать, не пойди они в Хатынь, то немцы бы никого не тронули. Они же всегда деревни вынужденно жгли, из-за партизан. Такую точку зрения нам навязывают с 91-го года. Типа, надо было сидеть тихо, и при немцах жили бы отлично и пили бы баварское пиво (кстати, за подобное высказывание фронтовик и просто хороший актёр Юматов убил одного идиота). А то что, в Белоруссии немцы каждого третьего истребили, уже не вспоминается. Вспоминают лишь нехороших партизан, грабивших мирных селян.

Марина Турсина: Дряннов пишет: Типа, надо было сидеть тихо, и при немцах жили бы отлично и пили бы баварское пиво Кирилл, мне кажется, это ты уже домыслил за автора статьи. А с Хатынью вообще тоже всё с ног на голову перевернули. Есть версия, что деревню сожгли сотрудники НКВД. Я лично не верю.

Olga: Марина Турсина пишет: Работая над темой Хатыни, я обратилась к архивным документам Института истории партии при ЦК КПБ, - продолжает писательница. - Но там меня сразу предупредили, чтобы я не писала о том, что в Хатыни были партизаны. По указанию центра партизаны не должны были останавливаться в деревнях, чтобы не подвергать опасности мирных жителей. Но они остановились в деревне и навлекли беду на Хатынь. Сначала устроили засаду на дороге, возле которой работали лесорубы из деревни Козыри. После боя немцы этих людей расстреляли. А партизаны ушли в Хатынь. По их следам в деревню и пришли каратели. В беседах со мной партизаны из бригады «Народные мстители» не отрицали, что в трагедии есть и их вина. Более точно, из этой статьи следует, что роковая ошибка партизан послужила причиной, а вовсе не наличие партизан в Белорусии. При всей дани уважения к партизанскому движению, партизаны были людьми, а не богами, а значит могли ошибаться. А писать, по моему мнению, нужно правду, даже если правда неполиткорретна.)

Марина Турсина: Olga пишет: Более точно, из этой статьи следует, что роковая ошибка партизан послужила причиной, а вовсе не наличие партизан в Белорусии. Согласна с Ольгой. Дряннов пишет: Упор делается на то, что во всём виноваты партизаны. Кирилл, мне кажется, что это ты тоже домыслил за автора статьи.

Аглая: Дряннов пишет: Они же всегда деревни вынужденно жгли, из-за партизан. Такую точку зрения нам навязывают с 91-го года. Я кажется уже писала где-то здесь про следующий эпизод, но повторюсь. Дело было лет за 8-9 до 1991 года. Я студенткой работала на стройке вместе с другими студентами. И там зашел между ребятами разговор, кажется опять про мою бабушку, которую не принимали на работу из-за нахождения в немецком плену. И один парень сказал: "Ничего странного нет в том, что после войны осторожно относились к тем, кто жил в оккупации. Потому что некоторые могли и "перековаться". Например, отец (был ребенком в оккупации) говорил, что партизаны приходили по ночам, стучали в окно и требовали продукты, могли забрать все подчистую, попробуй не дай. а немцы давали землю и лошадь" Я тогда остолбенела от этих слов. Причем этот парень не был как-то "оппортунистически" настроен. Он просто передавал "историю повседневности". И отец ведь его тоже за взрослыми повторял. Но про расстрелы и сожжения он ничего не говорил, возможно, там где они жили, было относительно спокойно.

Дряннов: Да, например в Западной Украине было не так как в Белоруссии. Кстати украинские деревни жгли поляки из Армии Крайовы. Равно и украинцы из УПА жгли поляков. Вспомните Волынскую резню.

Марина Турсина: Дряннов пишет: Да, например в Западной Украине было не так как в Белоруссии. А как было на Западной Украине?

Дряннов: Там население было практически полностью лояльно к немцам и с ними активно сотрудничало.

Марина Турсина: А вот краткое изложение воспоминаний Иосифа Каминского. Интересно, где истина - здесь или в вышеприведённой статье? http://www.otechestvo.org.ua/main/20083/2438.htm «После 15 часов 22 марта 1943 года Хатынь стали окружать каратели, начали сгонять жителей в сарай. Сарай был размером 12 х 6 метров, в него затолкали всех жителей. Из сарая, когда открывали дверь и загоняли новых людей, было видно, что многие дома уже горят. Я понял, что нас будут расстреливать, и сказал жителям: «Молитесь Богу, потому что здесь все умрем». На это стоявший у дверей каратель по национальности украинец, одетый в черную шинель, с автоматом, ответил: «Оцэ, в Бога не верылы, иконы палылы, и мы вас зараз спалым». Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки. Вспыхнул огонь, люди сильно кричали и плакали. Каратели открыли двери и стали расстреливать горевших людей из пулеметов. Из-за сильного воя обреченных выстрелы почти не были слышны. Еще живые люди метались, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий крик и вой еще больше усилился. Под упавшей и горевшей крышей люди так вопили и ворочались, что крыша прямо-таки кружилась. Мне удалось выползти из-под трупов и доползти до дверей. Тот же украинец выстрелил в меня, ранил в плечо. Сын Адам тоже выскочил из сарая, но был сражен пулями и упал. Я лежал без движения, но часть крыши упала на меня, у меня загорелась одежда. Я поднял голову и увидел, что карателей рядом нет. Тут же лежал раненый Етка Феликсович, у него из бока лилась кровь. «Спасай», -- сказал мне Етка, но подошел каратель и добил его. Меня ударил прикладом в лицо и ушел. У меня обгорела спина и руки, я лежал в луже крови. Увидел сына Адама, он был перерезан пулями пополам. Еще успел спросить меня: «А жива ли мама?» и тут же скончался. Погибла жена и еще трое детей. Сгорели все другие односельчане, в том числе грудной ребенок. Вскоре каратели уехали, потом с другого хутора прибыл мой родственник и увез меня с собой. Сам я ходить не мог. Свои показания могу дополнить только тем, что Етка Феликсович, сильно обгоревший, все же еще оставался жив, босиком прибежал в деревню Козыри и только там умер. Етка просил карателей добить его, но они только смеялись и отпустили его, чтобы показать обгоревшую жертву другим жителям. После этих событий я долго лечился, жил у родственников и нигде не работал». Подпись: Иосиф Каминский.

Дряннов: Про обгоревшего Феликсовича - это правда. Это ещё на процессе по делу Васюры вспоминали. А насчёт воспоминаний Каминского...Мадам с двойной фамилией могла и приписать ему сказанное. Это вполне возможно, если учесть что Кобец-Филимонова ещё и сказки писала, окромя исторических книг.

DmitryScherbinin: Козлова Надежда Иосифовна, учитель иностранного языка школы № 6, руководитель школьного музея. Рославльская Хатынь В материалах Чрезвычайной государственной комиссии приводятся многочисленны факты злодеяний фашистов на территории Рославльского района за период оккупации, длившейся 784 дня. Среди них трагедия поселка Заруднянский. 23 сентября 1941г. фашисты сожгли деревню и расстреляли 20 мужчин и юношей на глазах их родных и близких. За скупыми строками документов стоят жизни и судьбы людей целого селения. Поселок Заруднянский был образован в 1926 г. 12 семей соседних деревень переселились сюда, чтобы жить коммуной. Поселок разместился на большаке, ведущем из Рославля в Козельск. На этой дороге возле р. Навля наши предки добывали, видимо, из болотной руды железо. Потом этот железоделательный промысел был забыт, но название местечка Рудня осталось, да и кузница работала еще в 30-е годы. Отсюда и название поселков: Подруднянский (перед Рудней на Козельском большаке) и Заруднянский (за Рудней). В 1939г. в поселок переезжают еще 3 семьи. Накануне войны в Заруднянском насчитывается 15 дворов с населением 80 чел. В 300м от Заруднянского находился Рабочий поселок, где было 3 двора, а у железнодорожного переезда жила семья Родченковых. После пуска железной дороги Рославль - Сухиничи в 1936 г. многие заруднянцы стали железнодорожниками. Но основная часть населения была связана с землей. В 30-е годы здесь был создан колхоз "Красный пахарь". Крестьяне пахали землю, косили сено, выращивали хлеб, справляли свадьбы. Дети учились в Волковичской семилетней школе. Заруднянцы хорошо знали лес, все тропинки и ручейки, все грибные и ягодные места. Дружно и счастливо жили они в родной деревне. Но началась война. Пятеро заруднянцев ушли на фронт. Многие мужчины-железнодорожники получили бронь, но не успели эвакуироваться и оказались на оккупированной территории. Фашистские самолеты часто бомбили железную дорогу. Во время одной из бомбежек погиб Федосеев Сергей, которому исполнилось только 18 лет. По Козельскому большаку лесами отступают красноармейцы, а за ними 3 августа в поселок Заруднянский вошли фашистские танки. Вечером того же дня один танк был подорван возле деревни. Ходили слухи, что это сделали 2 друга Жамерин Петр и Аверченков Иван. По ночам в деревню наведывались партизаны, которых заруднянцы снабжали одеждой и продовольствием. Днем по большаку в сторону фронта шли немецкие войска. День 23 сентября 1941 г. выдался теплым и погожим. Несмотря на тревогу, которая не покидала людей с приходом фашистов, деревня жила обычной размеренной жизнью. Ничто не предвещало беды. Заруднянцы занимались повседневными крестьянскими делами. С утра накормили скотину, отправили на выпас коров. Жамерин Матвей ушел на мельницу, где был механиком. Его сын Петр уехал на лошади с Аверченковым Иваном. У Никулиных окруженцы рубили баню. Аверченкова В.А.. снарядили в Волковичи за капустой. В многодетной семье Исаченковых топили баню. Но большинство заруднянцев вышло на огороды копать картофель. Вдруг около 4 час. дня в Заруднянский нагрянули каратели, на 6 автомашинах. Они оцепили поселок и стали сгонять всех жителей к дому Полины Богачевой. Людей вели с огородов, с постелей поднимали немощных стариков, а девочек Исаченковых привели нагишом прямо из бани. Мужчин и юношей отводили в сторону к сараю. Женщин, стариков, детей посадили на землю, окружили 3 пулеметами, не разрешали плакать и разговаривать. В это время каратели грабили деревню, на машины грузили все, что им приглянулось: домашнюю утварь, одежду, продукты питания, кур, гусей, свиней. Разграбленные дома поджигали. Мужчин подведи к горящему сараю. Раздалась пулеметная очередь. Тех, кто не упал, толкали в огонь. Рябчикову Сергею удалось бежать, но вражеская пуля настигла его, и безжизненное тело юноши повисло на заборе. Увидев дым, из леса вдвоем на лошади прискакали Аверченков Иван и Жамерин Петр. Фашисты застрелили их у дома Фомкиных. По большаку на велосипеде проезжал парень лет 16 из Рославля. Фашисты не пощадили и его. У Курдаченкова Василия из д. Комли в Заруднянском находилась жена с маленькой дочерью. Заметив пожар, Василий побежал в поселок. Каратели зарезали его кинжалом. На окраине деревни застрелили Жамерина Матвея. Женщины, старики, дети видели всю эту жуткую картину, в оцепенении ждали своей участи. Но тут приехал какой-то большой начальник с переводчицей и сказал, что на железной дороге партизаны подорвали дрезину с 3 немецкими офицерами и заруднянцы наказаны за связь с партизанами. Немцы умеют карать и миловать. Оставшимся в живых жителям поселка велели расходиться. 23 сентября 1941 г. поселок Заруднянский прекратил свое существование. Все 15 домов поглотил огонь. 20 чел. были расстреляны и сожжены. Вот их имена: Аверченков Владимир, 58 лет Аверченков Иван, 17 лет Бобылев Петр, 26 лет Бобылев Тимофей, 57 лет Жамерин Матвей, 47 лет Жамерин Петр, 17 лет Исаченков Иван, 41 год Исаченков Илья, 22 года Капитонов Дмитрий, 40 лет Капитонов Иван, 27 лет Капитонов Роман, 56 лет Курдаченков Василий, 19 лет Рябчиков Сергей, 18 лет Федосеев Прокоп, 45 лет Юноша из г. Рославля, 16-17 лет Красноармейцы - окруженцы 5 чел. (фамилии неизвестны). Женщины, старики, дети, потерявшие своих близких, оставшиеся накануне зимы без крова над головой, без одежды и продуктов питания, разошлись по соседним деревням. В трудное военное лихолетье не оставили заруднянцев под открытом небом, приютили, обогрели люди добрые. Семья Аверченковых делила все невзгоды и лишения с семьей Лапиных из п. Подруднянского. 18 душ кормились из одного котла. Особенно тяжело было Исаченковой Агафье Абрамовне, которая осталась с 7 детьми. Старшей Нине было 18 лет, а младшему Коленьке - полтора года. Устроились Исаченковы в д. Отьездное, в школе. Ходили по деревням, просили милостыню. До самой смерти звали Агафью Абрамовну Погорелихой. Всех детей смогла поднять эта мужественная женщина. После войны не пришли в Заруднянский ни плотники, ни каменщики: кто не вернулся с войны, кто навечно остался охранять покой родной деревни в братской могиле. Не встала деревня из пепла. Но память о Заруднянском, разделившим судьбу Хатыни, всегда будет жить в сердцах людей. В 1965 г.на месте трагедии установлен памятник. Стоит он посреди леса как боль и гнев нашего народа по сожженным и расстрелянным своим сыновьям. Азобичская сельская Администрация, учащиеся Волковичской школы и школы № 6 г. Рославля ухаживают за могилой и памятником. Ведь памятник - от слова память. А если памятью богаты - значит духом сильны.

Olga: А кто приводил в исполнение, кто казнил? Немцы или же каратели из местных? С немцами понятно, они враги, но если местные... мне никогда не понять.

Марина Турсина: В Инете посмотрела быстренько - в основном копируется одна и та же статья, которую Дима разместил. Это в Смоленской области произошло. По одним данным погибло 17 человек, по другим - 20. Любопытно, что информацию по этому посёлку "накопал" один школьный музей, а так было мало что известно. Кто казнил, непонятно, везде пишут - фашисты и всё, про местных не нашла.

Галина: В эти дни исполняеться 68 лет Корюковской трагедии. В конце февраля 1943 года партизаны совершили налет на немецкий гарнизон города Корюковка Черниговской области, в тюрьме которого среди заложников содержались жена и дети одного из партизанских командиров. В ответ гитлеровские каратели 1-3 марта дотла сожгли весь город, 1390 домов, и уничтожили более 7000 местных жителей, главным образом стариков и детей. Этот факт отметила комиссия, готовившая материалы к Нюрбергскому процессу, как самое массовое уничтожение мирных жителей на оккупированных территориях за весь период Великой Отечественной войны. [BR]http://www.zn.ua/newspaper/articles/76295#article



полная версия страницы