Форум » Обсуждаем » "Молодая гвардия" и религия » Ответить

"Молодая гвардия" и религия

Наталия: Это даже не совсем материал, скорее мои наблюдения, анализ того, что было между строк различных документов, воспоминаний. Вот что мне удалось выяснить. Все или почти все (99% я думаю) молодогвардейцы были крещеные. Это видно из косвенных свидетельств. Точно об этом я знаю насчет Лиды Андросовой и Нины Минаевой. Год назад я говорила по телефону с женой брата Лиды, Зинаидой Ивановной. Она говорила, что ОБЯЗАТЕЛЬНО, т.е. крестили и Лиду и брата (по крещению он Никон, но в армии сменил имя на Николая). Не знаю, почему это произошло. Осталась загадка. Насчет Минаевой мне написал ее брат Владимир Петрович в письме. Вот что он пишет: «Нина была крещеная, как и все дети Минаевых. Мама верила в Бога, молилась, чтобы Бог сохранил жизнь Нины и ее подруг, но когда узнала о их смерти, прокляла Его, но перед смертью снова стала верующей». Иванихины. Ольга Дмитриевна Иванихина, мать казненных подпольщиц Антонины и Лилии, свидетельствовала, что староста поселка, убегая с немцами, покаялся ей, своей куме, что допустил ошибку, но к судьбе ее детей не причастен. Во всем-де виновата Зинаида Вырикова: когда начались аресты, она принесла ему список и просила передать в полицию. Но он отказался, и она сама отнесла туда. Еще когда Тоня была в плену, О.Д. просила поминать ее за здравие. А Лилию она называла Лия в разговоре с мамой Минаевой. Лилию крестят всегда так. Анатолий Попов. Следователь Кулешов был кумом его мамы. Это самое обидное. Мама Анатолия ходила к нему, просила за сына, но… У матери Д. Фомина была иконка в доме (из воспоминаний сестры). В ней он хранил комсомольское удостоверение. Уля Громова. 3 или 4 января память св. Иулиании Лазаревской. Уля родилась 3 января. Сергей Тюленин. Вот что вспоминает его сестра: В январе м-це не помню какого числа, знаю что был канун крещения, пошла я в церковь. Как и все, решила я помянуть моих умерших родственников. Написала я их имена, завернула в карточку, а сверху имя своё поставила. Помянул батюшка родственников моих, а после дьячок карточки нам возвращает. Развернула я случайно, гляжу, кроме моей записки - другая лежит. Читаю: "Как мы жили, так и будем жить. Как мы были, так и будем под Сталинским знаменем. Мария Демченко". Значит не только она, но и мать, отец молились за него. Он столько раз спасался от всяких опасностей! Не надо ему было испытывать судьбу и возвращаться домой. Люба Шевцова. У нее в тюрьме была ладанка с молитвой «Отче наш». 100% я уверена, что родители молились за детей. Именно молитвы их спасали 6 месяцев не могли поймать и на допросах выдержать такие пытки. Сам человек не может такое перенести. Насчет М. Пегливановой у меня вопрос. Все-таки армяне должны крепко держаться за веру, может Майю крестили под другим именем? Неизвестно. Хоть молодогвардейцы были атеистами, это были по духу истинные христиане. Хоть и везде пишут, что православные устои рухнули в 1917 г., но я думаю, что после войны только. Это видно и по их поведению. Вот примеры. Анна Сопова. Из воспоминаний: «Очень внимательно относилась к престарелым людям. Была хорошей дочерью. Много помогала родителям в работе. Отличалась большой скромностью, характер её был веселый». И еще. «Она была очень внимательна к своим родителям, всегда заботилась о нас. Сколько раз, бывало, придёт со школы, одним взглядом поймёт, что мать приболела и сразу же и врача вызовет, и в аптеку сбегает, и все хлопочет возле мамы». Или Уля Громова. Вот она говорит маме: Мама, я бы ушла (эвакуировалась), но не могу оставить вас 1-ну, больную. Или Лида Андросова: мамочка, милая и т.д. Даже из мелочей видно все.

Ответов - 226, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Ninelle: В провинции религия никогда не умирала, и я тоже уверена, что 99% молодогвардейцев были крещенные. Тогда, как правило, крестили тайно, но в таком маленьком городке могли и не таиться. Вот мою маму бабушка тайно крестила в глухой-глухой деревне, куда они уехали на лето. Это было в 46 году. А дедушка был членом партии и страшно переживал, чтобы об этом никто не узнал.

Павел Крылов: Обязательная запись паспортных данных родителей крещаемого ребёнка была введена только во время второго, т.н. "хрущёвского" наступления на религию. В довоенное время такое не практиковалось, тем более, что паспортизация не была всеобщей. Большинство участников подполья родилось в первую половину 1920-х гг. - период неповского религиозного ренессанса и могли беспрепятственно быть крещены. Другое дело, христианское воспитание в условиях первого наступления на Церковь в 1936-39 гг. не могло полноценно осуществляться, а это было время, наиболее важное для становления личности. С другой стороны, Восточная Украина в этот период - 1 из важных центров православного антисоветского подполья, т.н. "катакомбной церкви", о чём хорошо написано в одном из томов ежегодника "Одиссей". Если память не изменяет, за 2003 год.

Любовь: Вообще-то кто-то из ребят тоже мог быть верующим. Естетсвенно, не распространяясь об этом. Лида Андросова вообще мистически настроенная девочка.

DmitryScherbinin: Наталия, а вы не могли бы записать всё, что вы помните из разговоров с родственниками молодогвардейцев, а также - перепечатать имеющиеся у вас письма? Ведь это бесценные, уникальные свидетельства. Рад буду, если Вы их разместите на форуме!

Ninelle: Люба, а как это - мистически настроенная? Где об этом можно почитать, киньтесь ссылочкой, пожалуйста, очень я заинтересовалась.

Алена: Люба, присоединяюсь к просьбе Ninelle, Наташа, Вам огромное спасибо за интересную информацию. Вы знаете, в этом году, накануне Дня Победы по одному из кабельных украинских каналов прошла информация бегущей строкой в новостях, что молодогвардейцев хотели представить к лику святых, но потом было отказано, поскольку к лику святых представляют мучеников за веру, а их подвиг носил идеологический характер. Я собиралась об этом факте написать раньше, но дело в том, что когда я включила телевизор строка уже шла, и я не уловила, КТО хотел представить молодогвардейцев... А вообще для меня не явилось новостью то. что ребята были крещенные, в глубинке, на периферии люди испокон веку жили в вере. Я живу на западе Украины, но у нас, например, и в застойные 70 - 80-е крестили детей, венчались и праздновали Миколая, Різдво и Пасху, только все это делалось тайком, дома, в кругу семьи...

Павел Крылов: Алена пишет: по одному из кабельных украинских каналов прошла информация бегущей строкой в новостях, что молодогвардейцев хотели представить к лику святых, но потом было отказано, поскольку к лику святых представляют мучеников за веру, а их подвиг носил идеологический характер. Извините за необходимую поправку. Говорят: "Причислить к лику святых" ("Лик" по-церковнославянски - "хор") или "канонизирвоать". Интересно, в какую церковь обращались прихожане с такой просьбой: в одну из трёх православных УПЦ МП, УПЦ КП или УАПЦ. А может вообще к греко-католикам?

Лера Григ: А их можно было причислить к лику святых. И дело даже не в вере, ради которой ребята погибли. Ведь то, ЧЕМУ их подвергли - не укладывается в сознании. Ни один человек не способен такое выдержать! Но они не только выдержали, НО И ДОСТОЙНО ДЕРЖАЛИСЬ ПРИ ЭТОМ. На мой взгляд, здесь без мистики не обошлось. Создаётся впечатление, что ребят и девчат в этих мучениях вели за собой святые великомученики, давали им силы. Это чисто моё мнение. Кто-то может с ним и не согласиться.

Любовь: Ну, во-первых, достаточно посмотреть Лиде в глаза, и это становится ясно как белый день. Во-вторых, мистически настроенный человек чувствсует присутствие незримых сил, оберегающих его, может с ними общаться, предчувствует будущее. А прочитала я об этом в романе Дмитрия Щербинина Заре навчтречу. Всё это весьма похоже на правду...

Любовь: Лера, Святые Мученики претерпели не менее жестокие мучения, может, даже бОльшие, но они всей своей жизнью и особенно смертью ПРОСЛАВЛЯЛИ ХРИСТА, Они были христианами изначально, потому Их и причислили к Лику Святых. А Ребята не были христианами. Святые Мученики не проклинали своих палачей, они говорили: Отче прости им, ибо не ведают, что творят. Поэтому я считаю, что Ребят надо поминать в церкви, надо молиться за них, но причслять Их к Лику Святых несколько неуместно. Но это всего лишь моё скромное мнение...

Лера Григ: Люба, спасибо за разъяснение. Но я в этом немного сведуща. Всё же параллель между ними можно провести.

Любовь: Лера, конечно, можно! И, разумеется, Господь им помогал! Без Бога ничего доброго сделать мы самостоятельно не можем по той простой причине, что постоянно находимся в Его Сердце. Соответственно, и в Его Сердце все свои грехт творим... И как нам должно быть стыдно!

Ninelle: Любовь пишет: Поэтому я считаю, что Ребят надо поминать в церкви, надо молиться за них, но причслять Их к Лику Святых несколько неуместно. Совершенно согласна.

Алена: Павлу спасибо за поправку. То, что это не была инициатива греко-католиков - однозначно!!!!! Согласна с Любой, хотя и понимаю, что имела ввиду Лера.

Наталия:

Лера Григ: Спасибо, Наталия, за такую интересную информацию. Только было бы интересно её полностью прочесть.

Наталия: Он и помогал защитникам Родины во всем, в т.ч. и переносить такие пытки, а Соликовских и Захаровых ждет возмездие, если не здесь, то там.

Лера Григ: Да, Наташа, спасибо. Я так же считаю!

Любовь: Да, возмедие действительно необходимо. Отец Александр Мень об этом и пишет. По свидетельствам, все люди, оставшиеся в живых после фашистских застенков и ларегей, говорили об отмщении, о возмездии. А иначе и жить невозможно. Иначе нет Высшей Справедливости!

Наталия: В мире нет ничего случайного. Молодогвардейцы брали пример с Зои Космодемьянской, а она была внучкой священника, убитого в 1918 г.за веру.

Лера Григ: Зоя брала пример с героини Татьяны (фамилию её я не помню), о которой ещё в детстве прочла книгу. Не зря же потом Таней себя назвала! (Это из книги "Повесть о Зое и Шуре").

Ninelle: Героиню гражданской войны, с которой брала пример Зоя, звали Татьяна Соломаха.

Люба Шерстюк: А я всегда говорила, что случайность - это хорошо за маскированная закономерность!

Марина: Какое-то время назад блуждала в сети, набрела на "Христианско-исламский форум", почитала... Сейчас дам ссылку: http://96889.forum.onetwomax.de/topic=100770995401&startid=5 Форум, к сожалению, на немецком. Может, кто-нибудь из вас язык знает (Павел Крылов, мне кажется, хорошо владеет немецким ). Народ на этой странице рассуждает в т. ч. об альтруизме. Но! Обратите внимание на четвертый пост снизу. Гюнтер там дает ссылку на страницу Дмитрия! И приводит молодогвардейцев в пример как нерелигиозных альтруистов!

Люба Шерстюк: Я попробую с ними пообщаться по-английски. Может, там кто-то и по-русски знает?

Марина: Люба, наверное, этот самый Гюнтер знает русский, потому что он там дает немецкий перевод записки Любови Шевцовой к матери. (Сам перевел?). И сайт Димы посещает. Может, конечно, он только картинки разглядывает? Но думаю, что и читает.

Люба Шерстюк: Во всяком случае, попытка не пытка. Рискну.

Люба Шерстюк: Пыталась зарегистрироваться на их форуме - не вышло...

Люба Шерстюк: Народ, а кто знает, у кого-нибудь из Ребят нашли крестик на шее?

Наталия: 15/I , когда мы стояли около полиции с передачей, во двор полиции загоняли крытую машину. Мы, все матери, замерли. Это под наших детей подгоняют. Но машина заехала в сарай. Смотрим в окно. Из-за ворот из камеры они нам руками что-то показывают, но мы ничего не поняли, что они нам показывали в последний день своей жизни. Прошел слух, что все начальство из полиции и жандармы на совещании. Это они приговаривали уже казненных детей к смертной казни. Весь вечер и день мы проплакали. Когда легла я в постель, вижу пришел Володя в белой вычищенной рубашечке, причесанный и стоит смотрит на меня. Я как закричу: - Вот он, мой сыночек, подошел ко мне. Наверное, в это время его стреляли моего дорогого. Всю ночь мы метались, наверное сердца чувствовали эти роковые минуты. Сыночек приходил прощаться ко мне в минуты своей смерти. Боже мой, что он думал, стоя перед шурфом. Нет, я знаю, что он не дрогнул, он с гордостью умирал за свою родину. "Что может быть дороже родины?» (из воспоминаний мамы). По учению Церкви, в 1-е 2 дня после смерти душа может ходить по земле, где хочет. "Вы думали, что меня уже нет в живых. Нет, я жив и невредим. Был такой случай один, что нас бомбили, мы залегли в рожь. Упало три бомбы около нас и не разорвались. После этого, когда улетели самолеты, мы поднялись, разобрали эти бомбы. И что же оказалось у них опилки и записки: "Дорогие товарищи, чем можем, тем поможем". (из письма брата Лиды Андросовой). Это было чудо!

Наталия: 15/I , когда мы стояли около полиции с передачей, во двор полиции загоняли крытую машину. Мы, все матери, замерли. Это под наших детей подгоняют. Но машина заехала в сарай. Смотрим в окно. Из-за ворот из камеры они нам руками что-то показывают, но мы ничего не поняли, что они нам показывали в последний день своей жизни. Прошел слух, что все начальство из полиции и жандармы на совещании. Это они приговаривали уже казненных детей к смертной казни. Весь вечер и день мы проплакали. Когда легла я в постель, вижу пришел Володя в белой вычищенной рубашечке, причесанный и стоит смотрит на меня. Я как закричу: - Вот он, мой сыночек, подошел ко мне. Наверное, в это время его стреляли моего дорогого. Всю ночь мы метались, наверное сердца чувствовали эти роковые минуты. Сыночек приходил прощаться ко мне в минуты своей смерти. Боже мой, что он думал, стоя перед шурфом. Нет, я знаю, что он не дрогнул, он с гордостью умирал за свою родину. "Что может быть дороже родины?» (из воспоминаний мамы). "Вы думали, что меня уже нет в живых. Нет, я жив и невредим. Был такой случай один, что нас бомбили, мы залегли в рожь. Упало три бомбы около нас и не разорвались. После этого, когда улетели самолеты, мы поднялись, разобрали эти бомбы. И что же оказалось у них опилки и записки: "Дорогие товарищи, чем можем, тем поможем". (из письма брата Лиды Андросовой)

Люба Шерстюк: Наташа, спасибо!

Олеся: Вот, натолкнулась на статью на одном из православных сайтов... http://www.torirem.lg.ua/library_info/Info_Molod_gvardiya.html

Лера Григ: Олесенька, большое спасибо за статью!

Наталия: Статья хорошая, но я не согласна, что за них не молились. Родители, родные это делали, я знаю.

Наталия: Люба Шевцова писала в зап. НА ТОМ СВЕТЕ УВИЖУ ПАПУ.

Люба Шерстюк: Дамы и господа, повторяю вопрос: кто-нибыдь из молодогвардейцев носил при жизни крестик?

Наталия: Я не знаю

Люба Шерстюк: Может, кто-нибудь ещё знает?

Ninelle: Наталия пишет: Люба Шевцова писала в зап. НА ТОМ СВЕТЕ УВИЖУ ПАПУ. Странно, ведь отец Любы не погиб, как в книге Фадеева, он был жив на момент Любиной гибели.

Марина Турсина: Люба, мне к сожалению не встречалась информация, что кто-то из ребят носил крестик...

Дарья: Но Люба же об этом не знала. Фадеев потому и написал, что он погиб, что никто в городе не знал, что он выжил. Кстати, никто не знает, как так получилось? При каких обстоятельствах отца Любы сочли погибшим - при бомбежке, как в книге, или там что-то другое было?

Наталия: Дарья, я имела ввиду, что у Любы были какие-то раздумья о том свете. А об отце написано в кн. Вернеевой.

Дарья: Люба Шерстюк пишет: Дамы и господа, повторяю вопрос: кто-нибыдь из молодогвардейцев носил при жизни крестик? Сижу и рассматриваю все фото молодогвардейцев по алфавиту. Сейчас досмотрела Андросову. На фото 42 года она в платье с вырезом-каплей на груди, и в вырезе видно темное пятно. На крест не похоже.

Дарья: Наталия пишет: Дарья, я имела ввиду, что у Любы были какие-то раздумья о том свете. А об отце написано в кн. Вернеевой. Наталия, извините - я не указала, что отвечала на вопрос Нинель. Она спросила, почему Люба написала так, когда ее отец был жив.

Рома: Дарья пишет: Сейчас досмотрела Андросову. На фото 42 года она в платье с вырезом-каплей на груди, и в вырезе видно темное пятно. На крест не похоже. Там скорее всего медальон с ее фотографией и фотографией Сумского.

Дарья: Йухууууу! На одной из фотографий Анатолия Лопухова на груди как будто крестик! Но, возможно, оптический обман - как-то он высоко слишком, почти на горле. Это фото видимо уже после освобождения Краснодона - у Анатолия видны медали.

Лера Григ: Дарья, Вы меня заразили. Сейчас тоже уйду в фотографии.

Дарья: Лера, можете уже не ходить - на остальных фотографиях (по крайней мере тех, которые в биографиях стоят на главной и на дополнительных) ничего не разглядишь!:( У меня только дважды возникли сомнения: насчет Дубровиной (у нее что-то вроде цепочки виднеется) и насчет Самошиной (так же, как у Андросовой в вырезе-капле что-то непонятное). Но слишком плохо видно!:(

Лера Григ: Хотела в фото сходить, но "застряла" на биографиях.

Дарья: Лера! Ну вы же посмотрели на фото Сафонова? Вы как думаете, это крестик??

Дарья: Ой-ой! Я хотела сказать - на фото Лопухова! Пора мне спать, наверное!:)

Лера Григ: Ну, Дарья, и зрение у Вас! Я у Лопухова вообще ничего не заметила, потом только пригляделась на белое пятно. Но муж утверждает, что это крестик (он у меня зрячий, не то что я). С уверенностью сказал, что крестик (я ему и не говорила, что там должно быть).

Люба Шерстюк: Ну какие у меня все глазастики! Не то, что я, слепая курица!

Марина Турсина: Тоже бросилась рассматривать фотографию Лопухова - хорошо видно крест, только уж очень неестественно выглядит - слишком высоко (хотя знаю, что так носят).

Люба Шерстюк: А ссылку?

Марина Турсина: Люба, вот ссылочка. http://www.molodguard.ru/newphoto90.jpg

Люба Шерстюк: Точно крестик! А почему на горле?

Марина Турсина: Люба, простите за любопытство - посмотрела ваши дневники - вы очень нужное дело делаете! Так держать!

Люба Шерстюк: СПА-СИ-БО!!!!!!!! Только мой дневник мало кто читает... Но и тому рада!

Лера Григ: Тоже посмотрела дневник. Молодец, Любочка!!!

Дарья: Люба, а где можно посмотреть на ваши дневники? И о чем они? Так любопытно стало!:) А вы посмотрел Самошину? Вот ссылка: http://www.molodguard.ru/newphoto49.jpg В разрезе под брошкой видна полосочка небольшая - может это просто цепочка?

Наталия: А еще у кого есть цепочка?

Дарья: Мне лично поначалу казалось, что у Дубровиной есть что-то на груди, но потом стало ясно, что это просто косяк фотографии. Вот

Люба Шерстюк: Даша, я слеподыра, ничего не увидела... А ссылку я давала на прошлой странице.

Дарья: Люба Шерстюк пишет: Даша, я слеподыра, ничего не увидела... У Самошиной не увидели, Люба, да?

Люба Шерстюк: Нет...

Дарья: У Лопухова? Вы же вверху писали, что видели крестик? Люба, я ничего не поняла.:((

Лера Григ: Дарья, про других не знаю, но у Лопухова крестик есть! (Я склонна доверять своему мужу).

Алена: Хочу поделиться своим предположением: крестик на фото Лопухова виден хорошо, крестик белый, и расположен достаточно высоко, под самым "адамовым яблоком" - так в жизни не носят. Тем более, в те годы, когда "религия была опиумом для народа", тем более абсолютно не наблюдается какой-то цепочки или шнурка. Поэтому моя версия, что этот крестик может быть самой обычной пометкой фотографии, ну, не знаю уж зачем, но ведь делают разные пометки при работе с документами, в данном случае это фото Лопухова.

Люба Шерстюк: Я у Самошиной крестик не видела!

Марина Турсина: Алена пишет: Поэтому моя версия, что этот крестик может быть самой обычной пометкой фотографии, ну, не знаю уж зачем, но ведь делают разные пометки при работе с документами, в данном случае это фото Лопухова. Алёна, у меня тоже есть подозрения, что это не нательный крест.

Дарья: Алена пишет: этот крестик может быть самой обычной пометкой фотографии Если бы это была пометка, то фотограф наверняка бы поостерегся делать ее в таком "компрометирующем" месте. Возможно это какой-то фотографический брак? Алена пишет: в те годы, когда "религия была опиумом для народа" Ну, с этим аргументом не соглашусь. На фото Лопухова видны медали - значит, дело происходило уже после войны, либо в ее конце. А к тому времени религию уже, как говорится, поставили под знамена. Многие священники, сидевшие в лагерях были выпущены. Яркий пример - святой архиепископ Лука, наш красноярец, между прочим...). Где-то в 42-м, кажется, его освободили из лагеря. Он потом и операции в госпиталях местных делал (поскольку по диплому был хирургом), и службы церковные служил. И благословлял ребят, отправляющихся на войну.

Дарья: Ой, щас окунусь в мистику! А может, этот "крестик" на фото появился много позже и не случайно? Может, таким образом Господь показывал, что он спас Анатолия от всего страшного, что случилось с его друзьями? Ведь в рассказе человека, прикладывавшего фотографии молодогвардейцев к иерусалимским святыням, ребята начинали улыбаться!

Люба Шерстюк: Дашуля, соглашусь с Вами! Это вполне возможно!

Марина: Алена, Вы меня опередили! Начала уже печатать, как отвлек телефонный звонок... Но все же отправлю свой пост. Ну не утерпела я, извините!)) Я все же склонна доверять здравому смыслу. Ну сами подумайте! Он же не в семейном кругу фотографировался, расслабившись и забывшись! Фотография явно официальная, так зачем ему вешать крест рядом с наградами, да еще на самый кадык, чтоб получше видно было?! Скорее всего это дефект (царапина, например). И я все же думаю, что Анатолий Лопухов был атеистом. Вот простите меня!

Люба Шерстюк: И это вполне возможно...

Татьяна: Я тоже думаю, что это не нательный крест. слишком непривычное место для него, кроме того, верующий человек крест всегда прячет от посторонних глаз под одеждой, слышала, что это грех - когда крест виден окружающим, тогда он становится просто украшением. и соглашусь с Аленой, странно как-то в те годы так выставлять свою веру напоказ. по-моему, просто дефект на фото.

Лера Григ: Алёна, интересное предположение. Теоретически может быть и правдой. Только почему бы стали помечать фото именно в этом месте и белым? Дарья, религия "была опиумом для народа" во ВСЕ советские годы. Далеко за примерами ходить не надо. Приведу в пример годы свей жизни. Родилась в конце 1969 года, и на протяжении всего моего детства и юности (до времён перестройки), религия была запрещена! Партийным, комсомольцам и пионерам строго настрого запрещалось посещать церковь. Когда умерла моя родственница - её внучке запретили сходить в церковь (родители опасались, что её там мог кто-нибудь увидеть, за такие дела могли и из комсомола исключить!). Были и обратные случаи (неприязнь религии к советскому строю). Со мной вместе принимали одноклассницу в пионеры, у которой родители были верующие. Так её на следующий день в школе не было, а потом она уже всё без галстука ходила. А Лопухов на фото ещё совсем молодой (наверное сделано не позднее 50-ых годов).

Марина: Вот и я о том же. Нас два раза водили классом в кинотеатр смотреть "Тучи над Борском"! (О чем там речь, помните? Девушку там секта "засосала"; а может и не секта, а просто церковь. Не помню. Но фильм пугал! Одного раза нашей школьной администрации показалось мало, и нас погнали в кинозал второй раз, для закрепления эффекта). Одно из самых ярких впечатлений детства - батюшка, перебегающий через дорогу! Во дворе рассказывала, что видела живого попа - никто не верил... Лично меня обработали на славу, я и сейчас не верую. Может, и рада была бы, но не получается что-то. Часто нарываюсь прямо на агрессию в свой адрес, когда заявляю об этом! Но что ж мне, врать? В общем, тема деликатная.

Наталия: Марина, это ваше право, верить или нет, и кроме вас за вас решать никто не имеет права.

Наталия: А мать Лиды Андросовой сначала верила, а после гибели Лиды потеряла веру, даже смеялась над ней. Говорила за что меня Господь наказал? А никакого Бога и нет. Так и умерла неверующей.

Лера Григ: Наташа права - верить ему или не верить каждый решает сам.

Марина Турсина: По-моему мама Нины Минаевой после смерти дочери тоже перестала верить в Бога, но незадолго до своей смерти снова стала верующей...

Люба Шерстюк: Не дай, Бог, какая трагедия - потерять ребёнка! Ужас! Перестанешь тут верить в Бога... А что до меня, то я даже крестик снять боюсь - знаю, чем чревато... Но один раз сняла - когда свой новый, подаренный папой к дню рождения золотой крестик к мощам Блаженной Матронушки прикладывала. Или когда верёвочку на крестике поменять надо, потому что грязная, - тоже поневоле снимаешь. А так... Ужас - крест с себя снять... даже в голову не приходит...

Наталия: В романе написано, что мать Борц занималась антирелигиозным "просвещением".

Люба Шерстюк: Да уж, большевички просто из кожи вон лезли, чтобы у людей Живого Бога отнять...

Наталия: И у нее дочь осталась жива и сколько вреда сделала!

Люба Шерстюк: Вот именно!

Наталия: Но Господь сохранил Лидиного брата, а то бы все дети могли погибнуть. Это еще страшнее.

Люба Шерстюк: Правильно, Наташа! Господь её брата сохранил!

Наталия: Сам брат Лиды верит в Бога, хорошо разбирается в этом. Действительно, на войне атеистов не бывает!

Люба Шерстюк: Я на Димином сайте где-то читала, что даже у политруков (комиссаров) во внутренних нагрудных карманах крестики находили!

Люба Шерстюк: Наташа, а Майю обычно крестят как Марию, Марину или Маргариту.

Наталия: Люба, насчет политруков это неудивительно. Я читала много примеров, а Майю если крестили, то я думаю, что она Мария. Марин и Маргарит тогда мало было. Но это только предположения. Вот если бы связаться с ее родственниками, они бы сказали.

Наталия: Лилию Иванихину крестили Лией.

Лера Григ: Девочки, я конечно не в курсе всего. Но у меня возник вопрос. Левашов очень часто повторял о том, что "Молодая гвардия" была многонациональна. И далее он пречислял национальности ребят. Майю Пегливанову он называл в числе армян. А разве у них не своя вера? И крестятся они по христианским обычаям? Объясните мне это пожалуйста.

Ninelle: Люба Шерстюк пишет: Майю обычно крестят как Марию, Марину или Маргариту Совсем не обязательно. Можно крестить любым именем, которым хотите. Я это проходила со своими детьми.

Лола: Насколько я знаю, армянская церковь тоже относится к числу христианских.

Ninelle: Вот цитата с одного православного форума. На вопрос об Армянской церкви отвечает о. Алексей Чумаков: Армянская церковь не является православной, это церковь монофизитская (кроме Армянской, в эту группу древних церквей входят также Коптская церковь (с патриархатом в Александрии), Эфиопская, а также сирийская Яковитская церковь.) Все эти церкви едины в своем отрицании нашего Четвертого Вселенского собора в Халкидоне (в 451 году) и всех последующих. Вместо этого они считают "четвертым вселенским" разбойничий собор в Эфесе. Суть их разногласий и с православием и с католичеством состоит в том, что они отрицают сохранение в воплотившемся богочеловеке, Иисусе Христе, двух природ - человеческой и Божественной. Вместо этого они богословствуют о "единой природе воплотившегося Бога-Слова", откуда (mono physis...) и произошло их наименование монофизитами. Что касается получения благословений и проч., то канонами Церковными это строго запрещается, поскольку подразумевает "неважность" различий в вере и принадлежность или непринадлежность православной Церкви. Такой ошибки и двусмысленности стоит избегать.

Лола: Википедия гласит: Армя́нская Апо́стольская Це́рковь (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի; полное официальное самоназвание — Армянская Православная и Апостольская Церковь; распространено, но не используется в самой Церкви название Армяно-Григорианская Церковь) — одна из древних христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей, отличающих её как от православия, так и римского католицизма. Обычно относится религиоведами к группе дохалкидонских Древневосточных церквей. Статья полностью - http://ru.wikipedia.org/wiki/Армянская_апостольская_церковь

Наталия: А у Пегливановой мать русская. Может ее крестили уже в Краснодоне?

Лола: Тоже вполне возможно...

Люба Шерстюк: Не исключено.

Наталия: Мне очень нравится имя Самошиной-Ангелина. Говорит само за себя. Жаль, что в наше время редко так наз.

Люба Шерстюк: А Любовь? Это же имя Самого Бога! И тоже редкое...

Лера Григ: Люба, хотя я в этих вопросах и не сведуща. Но позволю себе вставить словечко. Думаю, что Любовь - это имя не Бога, а, скорее, его возлюбленной. Ведь Бог мужского рода, а Любовь - женского.

Наталия: Лера, Люба имела ввиду то, что Бог есть любовь, т.е. Он нас бесконечно любит и поступает с нами по любви. Если говорить об именах, то сейчас все просто помешались на имени Настя. Даже так бывает, что и маму так зовут, и дочь. Меня это имя раздражает уже.

Лола: А в то время, кажется, имя Нина было популярное... Столько в "МГ" Нин!

Марина: И Антонин. Елисеенко, Мащенко, Иванихина, Дьяченко... Никого не упустила?

Лола: Кажется нет...

Наталия: Да, у меня тоже такая мысль была насчет Нин и Антонин. Еще Герасимова Нина.

Наталия: Нине Герасимовой очень подходит это имя, а Иванцовой, я думаю, не очень.

DmitryScherbinin: Интересен такой фрагмент из воспоминаний о брате и сестре Бондарёвых: " 7 ноября они весело рассказывали: "Никак наши партизаны не боятся немцев. Вешают флаги да ещё с изображением подвешенного попа". При этом они лукаво посмотрели друг на друга. Родителям и в голову не могло придти, что их дети в этом также принимали участие. Многие флаги были заминированы. Это было дело рук Васи, но почему то мины не взорвались." РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 329 А как насчёт того, что Советская власть до войны разрушала церкви и храмы? А о том, сколько "служителей культа" было расстреляно или сосланы в Гулаг вы не забываете?.. Вот ещё отрывок из романа Фадеева, дающий представление о том, как настраивала подрастающее поколение в отношении религии тогдашняя школа: "- Дочь моя! Да благословит тебя бог! - сказала Мария Андреевна, всю жизнь, и в школе и вне школы, занимавшаяся антирелигиозным просвещением. - Да благословит тебя бог! - сказала она и заплакала. " Оккупанты же открывали закрытые церкви, так что, по-крайней мере у части верующих были причины относиться к ним как к освободителям; надеяться, например, на то, что сосланный при большевиках "батюшка" будет возвращён и снова начнутся службы... На параде казаков в Краснодоне присутствовал поп, он кропил святой водой предателей и благословил их на борьбу с большевиками.

Лера Григ: Дима, большое спасибо за интересные сведения! А где Вы взяли информацию о Бондаревых? Хотелось бы полностью прочесть.

Лола: Кстати, насчет вновь открытых при оккупантах храмов... Помните, как Земнухов в церкви вместо молитв листовки подсунул?

Наталия: Я думаю, что родители тех же Бондаревых очень страдали, когда слышали такие слова от детей. Я слышала, что хотят канонизир. Зою, но я думаю, что больше подходит для этого ее дедушка.

Наталия: Лера, это в разделе Бондаревых, в справке на них.

Лера Григ: Наташа, спасибо. Лола, а помните храм, на который Тюленин красный флаг вывесил? (По-моему, это было простое здание, отведённое под церковь, куда люди ходили молиться).

Люба Шерстюк: Дима, спасибо за напоминание! Но... Я плохо отношусь к "большевичкам", ссылавшим и расстреливавшим ни в чём не повинных людей, но ещё хуже отношусь к фашистам, всеми неправдами пытавшимся снискать популярность у оккупированных. А благословение, прреподанное предателям, вообще извергает такого "попа" из лона Цервки. Христос всегда на стороне истязуемых и никогда - на стороне истязателей. Об этом великолепно пишет Людмила Улицкая в книге Даниэль Штайн - переводчик.

Наталия: Люба, вы правы. Когда началась война, было послание Церкви ко всем гражданам, там было сказано, что проклят тот, кто переходит на сторону врага.

Люба Шерстюк: Асболютно верно.

Наталия: Иоаникий, митрополит Луганский и Старобельский пишет: СЕГОДНЯ ПОДВИГ МОЛОДОГВ.РАСКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД НАМИ НОВЫМИ ГРАНЯМИ. МЫ СНОВА УБЕЖДАЕМСЯ, ЧТО ЭТО БЫЛИ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ ЛЮДИ, ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫЕ, С ВЕРОЙ В ДОБРО, ЛЮБОВЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. ЭТО ТЕ КАЧЕСТВА, КОТ.НЕДОСТАЕТ НАШЕМУ ОБЩЕСТВУ, ОСОБЕННО МОЛОДЕЖИ, ЧТОБЫ НАЙТИ СЕБЕ НРАВСТВ.ОРИЕНТИРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ.

Марина Турсина: Замечательные слова! Всё так и есть!

Люба Шерстюк: Владыка совершенно прав.

Наталия: Всех молодогв.пос. Краснодон отпевали, а на их могиле служили панихиду.

Люба Шерстюк: Нуталя, поделитесь источником, плизззз!

Наталия: Мне рассказывали. Еще я знаю, где крестили молодогв.-в пос. Краснодон Самсоновке.

Люба Шерстюк: А кого именно там крестили? Кто Вам передал столь ценные сведения?

Наталия: Лиду Андросову, Дьяченко, Кийкову и др.из пос. Краснодон. Это сказала 1-на из родств.

Люба Шерстюк: Спасибо!!!!! А вот интересно, Олег Кошевой и Витя Третьякевич тоже были крещёные?

Наталия: Я думаю, что все. Только не знаю о Пегливановой. Улю Громову в честь Иулиании Лазаревской-3 или 4 янв.ее память.

Люба Шерстюк: Иулиания Лазаревская - замечательная святая!

Наталия: Да. Уля о ней не знала, но жила по совести, как и другие.

Люба Шерстюк: Точно!

Наталия: У Майи Пегливановой в Самсоновке жила тетка. Я думаю, что ее крестили все-таки.

Наталия: Мать Лиды не любила и не признавала Пасху. Когда брат с женой ездили к ее родным, там отмечали ее. Когда рассказ.об этом, мать нервничала, ты Пасху ел, ты яйца ел! Очень недовольная была за это.

Люба Шерстюк: Откуда такое нерасположение?

Наталия: Из-за смерти Лиды!

Люба Шерстюк: Бедная мать...

Алена: Мать Лиды можно понять. Люба Шерстюк пишет: Иулиания Лазаревская - замечательная святая! Наталия пишет: Да. Уля о ней не знала, но жила по совести, как и другие Для меня " по совести" - и значит, с Богом в сердце.

Алена: Мать Лиды можно понять. Люба Шерстюк пишет: Иулиания Лазаревская - замечательная святая! Наталия пишет: Да. Уля о ней не знала, но жила по совести, как и другие Для меня " по совести" - и значит, с Богом в сердце.

Наталия: Брат Земнухова неверующий, не любит все это.

dolalja: А кто-нибудь исповедовал ислам или буддизм?

Наталия: Думаю, что Дадышев, его отец же из Ирана.

Люба Шерстюк: На мой взгляд, Ребята были атеиссты... Но Лёнечка вполне мог быть и мусульманином. А был ли Лёня Дадышев комсомольцем?

Лера Григ: Почти всю группу Тюленина приняли в комсомол в организации, думаю, что и Лёню тоже (хотя, его настоящее имя Али, кажется)? А буддизм тогда уже существовал в нашей стране?

Люба Шерстюк: Ещё как существовал! И на буддистов гонения были ещё хуже, чем на христиан...

Наталия: Молодогв-цы знали религ.праздники, в т.ч. Пасху. У многих дома пекли куличи.

Лера Григ: Так это же замечательно!!! Не смотря на запреты Советской власти, тогда многие к религии тянулись. В церквях всегда было полно народа (это видно из разных военных фильмов).

Люба Шерстюк: Нат, а у кого конкретно?

Наталия: У всех в пос. Краснодон,н-р.

Люба Шерстюк: Класс!

Алина: Я не готова согласиться - крещеные, не значит верующие. Верующими, мне кажется, из них не был никто. Лично мое мнение, что над верующими тогда посмеивались и стыдились и скрывали, если кто-то в семье чтил церковь. А крестили так, на всякий случай - из разряда "хуже не будет". А когда в семьях такое горе, тут не только к Богу, и к черту обратишься. Не от веры же в могущество, а от отчаяния. Как сейчас - если родственники тяжело болеют - сначала врачи, затем целители-экстрасенсы, а уж потом только церковь. Ну, не чувствую я в молодогвардейцах религиозной веры. И почти все примеры здесь приводятся про родителей и родственников.

Люба Шерстюк: Алина, их вера в светлое будущее была сродни религиозной. Единого Истинного Бога подменили коммунизмом...

DmitryScherbinin: Согласен с Алиной. Родители молодогвардейцев могли быть верующими. Молодогвардейцы же были представителями комсомола. А, как известно, религиозное мировоззрение было комсомольцам чуждо. Верили ли они в вечную жизнь - это надо было у каждого молодогвардейца спрашивать, а в документах это не зафиксировано. Здесь небольшой оффтоп. Кратко скажу о своих рег. взглядах. Если и имеет в будущем права на существование некая религия, то это религия - объединяющая всех (и христиан, и буддистов, и мусульман, и язычников, и представителей некоего маленького африканского племени). Иначе - непонимание и вражда между людьми. Согласитесь: взгляд, например, христианина на то, что мусульманин или буддист пойдёт на вечные муки в ад, только потому, что он не верит в Христа - ещё более страшная, чем отношение фашистов к евреям. Там хотя бы быстрая смерть в лагерной печи, а тут - ВЕЧНЫЕ муки, для миллиардов и миллиардов верующих иначе, чем ты.

Люба Шерстюк: Дима, а теперь я скажу, можно? Чудесное Милосердие Божие в том, ЧТО НИКТО В ДОБРОЙ ВЕРЕ НЕ МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ! Спасутся даже самые чёрные каннибалы, если они были искренни в своих убождениях. Но фашистов и всякого рода убийц мы вынесем за скобки. Это Господь будет разбираться с каждым. А то, о чём ты пишешь... Дим, ну отходит Церковь от такого дремучего мнение! А если начать объединять все религии... Не, ну не знаю... получится какой-то непонятный компот... Делались такие попытки. Все провалились с треском. Просто надо учиться слушать и слышать друг друга. Мне, например, иной буддист или мусульманин духовно ближе какого-нибудь православного из РНЕ. О некоторых деталях моей религиозной жизни... промолчать или не надо? Промолчу лучше, а то нашего батюшку и так за широту взглядов долбают... реакционеры, блин...

Лера Григ: Дима пишет: "... то это религия - объединяющая всех... " Хотя сама я и православной веры, но полностью поддерживаю эту точку зрения! Считаю, что КАЖДАЯ религия имеет право на существование и вражда между ними бессмысленна и неоправдана.

Алена: Абсолютно, Любушка, согласна с тобой и не согласна - с Димой. И подписываюсь под каждым словом Алины. Её тридцатый пост. Как будто я сказала.

Люба Шерстюк: Алён, всё гораздо хуже, чем ты думаешь. В то время крестили детей только настоящие христиане. ПОтому что если ты перекрестищшься на Храм, как положено, - сразу угодишь в гулаг. Вот так крёстня моей подруги в лагерь попала. Выходила из костёла на Малой Лубянке, а её под белы рученьки - и в чёрную марусю. И так сплошь да рядом...

Алена: Знаю, все это, Любочка, знаю..

Люба Шерстюк: Ужасно, правда?

Алена: А то.. Конечно, это очередная трагедия нашего народа.

Лола: DmitryScherbinin пишет: Если и имеет в будущем права на существование некая религия, то это религия - объединяющая всех (и христиан, и буддистов, и мусульман, и язычников, и представителей некоего маленького африканского племени). Иначе - непонимание и вражда между людьми. Согласитесь: взгляд, например, христианина на то, что мусульманин или буддист пойдёт на вечные муки в ад, только потому, что он не верит в Христа - ещё более страшная, чем отношение фашистов к евреям. Там хотя бы быстрая смерть в лагерной печи, а тут - ВЕЧНЫЕ муки, для миллиардов и миллиардов верующих иначе, чем ты. Продолжу небольшой оффтоп: (набираю на англ. клавиатуре вслепую. тяжеловато...) Уже существует такая религия. Это - Вера Бахаи. Основатель Веры Бахаи — Бахаулла (1817-1892), Чье имя в переводе с арабского означает "Слава Божия". Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи — бахаи — считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей. Главная тема учения Бахауллы — единство. Он учил, что Бог един, что все религии — выражение "неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем" , что человечество — единый народ, который призван жить в мире и согласии. В Своих Писаниях Бахаулла говорит: "Высшим лекарством и наимогущественным средством исцеления всего мира Господь избрал союз всех его народов в одном всеобщем Деле, в единой Вере" Уйдут от нас трагедии и драмы, Не будет преждевременных седин, Когда молиться будем в общем храме, Ведь Бог у всех у нас один... (автор стихотворения - Владимир Натанович Орлов) Вот так... Может, кому-то будет интересно... Сорри за оффтоп.

Алена: Спасибо, Лола, но лично я давно определила для себя В КОГО я верую.

Лера Григ: Алёнушка, в КОГО ты верушь? (извините за отступление от темы).

Алена: Я православная христианка.

Лера Григ: Понятно.

Люба Шерстюк: А мне вспоминаются слова мудреца, сказавшего: Оставь каждого чувствовать по-своему. Это полезнее препирательсттв...

Лера Григ: Люба, полностью согласна с тем Мудрецом!!! Но ведь никто и не спорит.

Лола: Я ведь никому ничего не навязываю... Я просто так, на случай если кому будет интересно...

Лера Григ: Лолочка, не обижайся.

Лола: Да что ты, Лерочка! Я и не думаю обижаться!

Лера Григ: Ну вот и хорошо.

valerie7y: Я тоже согласна с Дмитрием. В библии чёрным по белому написано. Если ты не делаешь и не веришь в некоторые вещи значит ты не христианин. А если ты не христианин значит ты грешник и не имеет значения хороший ты человек или нет ты всё равно попадёшь в ад. Так что если следовать библии тогда все наши молодогвардейцы вы сами понимаете где.. Хотя они были великолепными людьми и героями. И так почти во всех религиях. Делай а, б, в... или ты поплатишься. А вообще я за свободу религии. Пусть каждый верит в то что хочет. Главное чтобы религия была не государственная. Если у государства есть одна официальная религия, то на мой взгляд уже не хорошо. Но это конечно моё мнение, и опять таки я все религии уважаю.

Люба Шерстюк: valerie7y, Отец Александр Мень говорил, что всё, понимаемое слишком буквально, заводит нас в дебри. Посмотрите лучше притчу о Страшном Суде в Евангелии от Матфея. Она как раз о том, что вот те-то, кто был жутко набожным, верил во все нужные вещи, а сам палец о палец для людей не ударил, - никуда не годится. А те, кто вообще не знал, что Бог существует, но при этом всего себя отдал людям - вот они и благословенны. Мне кажется, что Вы вырвали некоторые вещи из контекста, а взятые вместе, все они звучал совсем по-иному. Вот та же самая притча о блудном сыне у Луки. Чудесная иллюстрация Божия Милосердия! Кроме того, Отец всегда повторял, что ничто прекрасное не пропадает, а рождает во Вселенной новые изумительные миры.

Люба Шерстюк: И кроме того, мы можем сами судить о мироустройстве. Вот наше нравстенное чувство возмущается, когда мы думаем: ой, наши Ребята попадут в ад... Да ничего подобного! Дело в том, что ад и рай - два разных состояния души. Ад - это чувство горечи, гордыни, оторванности от Бога, от родных, близких, дорогих людей. В данном случае это неприменимо. А рай - это чувство общности и с Богом, и с людьми, или, если хотите, с самым прекрасным на свете. А у Ребят чувство прекрасного было! Помнится, мне кто-то рассказывал такую вещь. Один батюшка спросил молоденькую девушку: ты веришь в коммунизм? Она сказала: да. Он ответил: значит, ты веришь в Бога. Мне не говорили о других обстоятельствах этой беседы, но вот такой эпизод.

valerie7y: Значит вы не за дословное понимание библии. Тогда все хорошо и действительно все будут прощены. Но если верить каждому слову библии как правде, тогда будут проблемы. Хотя я не эксперт но просто таково моё мнение после прочтения библии. А молодогвардейцы наверняка в раю потому что я их там всегда представляю. Они там себе построили коммунизм и теперь им наслаждаются.

Люба Шерстюк: Ну, я не думаю, чтобы Там нужен был коммунизм! Там Господь, Любящий и Милосердный, Который отирает всякую слезу с очей наших. Думаю, что и Ребята Там утешены и счастливы. Повторюсь: всё, понимаемое слишком буквально, заводит в дебри.

DmitryScherbinin: Люба, хорошо, что у тебя такие либеральные взгляды, но далеко не у всех они такие (особенно это относятся к мусульманам, которые могут и убить "неверных"). А вот фото показывающее отношение к церкви в СССР 30-х годов:

Лола: А что за фото? откуда?

DmitryScherbinin: Лола, внизу фотографии адрес сайта: www.maxpenson.com На сайте - такая информация: "ФОТОГРАФИИ, представленные на этом веб-сайте, созданы за 28-ми летний период, начиная с 1921 г. по 1949 г., в течение которого Макс Пенсон упоенно фотографировал исторические, социальные, религиозные и политические трансформации, происходившие в Центрально-азиатском Туркестане (ныне Узбекистан)."

Люба Шерстюк: Дим, дураков не сеют, не растят, они сами родятся...

Лола: Не совсем поняла - к чему это, Люб?

Вера: Это,Лола,наверное, про "массовиков-затейников" того времени.

Люба Шерстюк: Вера, Лола, мои слова относятся и к "массовикам-затейникам", и к экстремистам всех мастей. Конкретно реплика вызвана вот этим замечанием и фотографией на прошлой странице: Дима Щербинин пишет: Люба, хорошо, что у тебя такие либеральные взгляды, но далеко не у всех они такие (особенно это относятся к мусульманам, которые могут и убить "неверных"). А вот фото показывающее отношение к церкви в СССР 30-х годов:

Аглая: Я тоже думаю, что молодогвардейцы были верующими. Хотя бы потому, что почти у всех матери были домохозяйки, которые занимались с детьми, общались с ними и своё мировоззрение пропагандировали. Дома, тайком, пока отец на шахте и молиться учили, потому что по-другому не могли, это была внутренняя убеждённость этих простых провинциальных женщин.

Люба Шерстюк: Аглая, всё может быть...

DmitryScherbinin: это была внутренняя убеждённость этих простых провинциальных женщин.Т Вот с этим полностью согласен. Без комментариев.Хотя хотелось бы.............

Марина: А я уверена, что все ребята были атеистами. Может, матери и пытались их воспитывать по-своему, но, думаю, в лучшем случае их снисходительно выслушивали и не перечили. Вспомните, как оно было хотя бы 20-25 лет назад.

Алена: Согласна. И я уверена, что ребята были атеистами. Даже 20-25 лет назад восприятие было совсем не то, что лет 60-70 назад.. Индустриализация, коллективизация и другие "...ции" накладывали всё-таки свой отпечаток на мировоззрение молодых людей..

Люба Шерстюк: Думаю, что Ребята и Девушки не были верующими.

Аглая: Сравнивать людей, живших 20-25 лет назад и молодогвардейцев, родившихся в 20-е годы по отношению к религии не совсем верно. 20-25 лет назад жило поколение, уже воспитанное родителями-атеистами, 30-х годов рождения. То есть это второе поколение, воспитанное в атеизме и, кстати, не пожелавшее в нём оставаться. А молодогвардейцев только официальная пропаганда начала учить атеизму, в семьях этого не было, если было, то только на уровне правил игры, принятых в обществе. Внутреннее идеологическое состояние душе формируется поколениями семьи. Я допускаю, что атеистами были Олег Кошевой, Валя Борц, интеллигентные семьи заразились атеизмом давно, ещё в 19 веке, но вот дети из простых семей вряд ли были убеждёнными атеистами, вера в сверхъестественное у них, скорее всего, присутствовала. Я об этом думаю, чтобы лучше понять силу их духа, вера должна была им помогать выдержать эти ужасы. Вряд ли это была только вера в Сталина, как в бога, и в победу коммунизма во всём мире. А если они логически её так и формулировали, тем не менее, это была вера, в основе своей христианская. Была же у Любы Шевцовой ладанка на шее с "Отче наш", которую мать не пожелала никому показать. И её надпись:"Мама, простите, что я Вас не слушала" Вряд ли это о том, что Люба, допустим, не хотела мыть пол, или какие-то бытовые пустяки, тут что-то глубже.

valerie7y: Мне кажется что "Мама, простите, что я Вас не слушала" относится к тому что мать Любы знала чем Люба занимается и предостерегала её. Мол попадёшься, немцы с тобой шутить не будут. А Любка её конечно не послушалась и сидя в тюрьме вспоминает что ей мать говорила. И как все непослушные молодые люди жалеет об этом. А насчёт ладанки, я это слышала но интересно откуда эта информация происходит. Неужели от матери Любы?

Наталия: Я знаю, что молодогв.знали о религ.праздниках, даже отмечали Пасху, делали куличи, но веры особой у них не было. Вот Уля, н-р, в тюрьме восхищалась демоном. Он восстал против Самого Бога! Значит кое-что из религии знали. Но демон ее восхищал. Но это не вина Ули, а беда, сама политика была такой. А по поступкам почти все они православные, тем более были крещеные.

leno4ka: Valerie: "Мне кажется что "Мама, простите, что я Вас не слушала" относится к тому что мать Любы знала чем Люба занимается и предостерегала её. Мол попадёшься, немцы с тобой шутить не будут" Valerie, мать Любы понятия не имела чем занимается ее дочь . Посмотрите в разделе Любы воспоминания ее матери. А прощения просила . потому , что знала , что ее ждет . , мысленно прощалась с самым дорогим ей человеком. мне кажется:" простите , что я вас не слушала" - это не к работе в молодой гвардии относится. ЛЮба - очень строптивым и непослушным ребенком была , за это и просила прощения . А С матерью , у них случались конфликты в период оккупации - из - за того , что ее мама думала , что люба гуляла с немцами .

Алена: Леночка, ППКС. Права!

valerie7y: Да если доказоно что мать не знала чем занимается дочь, тогда действительно это о её детских, так сказать шалостях. Мол "Извини что я была таким тяжёлым ребёнком." :) А мне почему то всегда казалось что это было кукуруза о Любиных действиях в МГ. Ведь многие родители знали или подозревали чем занимаются их дети. Иногда остаются какие то впечатления которые не на что не обоснованы.

Калганов Александр: Безусловно все члены МГ, кроме тех у кого родители были иного вероисповедания(возможно Дадашев), были крещёные. Знаю по себе, ибо был крещён в Краснодоне ещё до годовалого возраста. Членство в партии моих родителей этому ничуть не помешало . Если говорить о тех кого знаю лично - Соповы - всех кого знаю и знал - в пожилом возрасте и в церковь ходили и иконы у всех были. Кстати и крестили то меня при их непосредственном содействии. Так что это была незыблемая традиция крестить детей. Другой вопрос - вопрос веры. В церковь ходить - это было, скажем так предосудительно, особенно будучи комсомольцем. За это и на собрании могли пропесочить, да и выговор влепить . Что касается подвига ребят - то у него безусловно мощная религиозная составляющая. Они, причём сознательно пошли на муки за Родину(согласитесь - это может заменить веру). Они приняли мученическую смерть и не сломались. Какие тут ещё догматы нужны? Безусловно все "атрибуты" святости у них есть. А уж в какой церкви их почитать - это вопрос церкви. Главное они для людей святые и являются тем примером, о котором в трудные минуты вспоминаешь. Вообщем вопрос этот хотя и очевидный но не простой, как и вопрос веры. Вот я например в церковь можно сказать и не хожу и каноны не соблюдаю, но тем не менее идентифицирую себя как православного, и даже креститься умею. При этом я человек абсолютно не церковный. Вообщем с Рождеством Вас! Извините за сумбур, как новенького И ещё, я капитан запаса, хотя и на гражданке(это к вопросу статуса в группе)

Марина: После того, как члены штаба "Молодой гвардии", в их числе и Л. Г. Шевцова, за подвиг во славу Родины удостоились высших степеней отличия, почетных званий Героя Советского Союза, Ефросинья Мироновна наконец-то поняла, какой на самом деле была ее дочь и что она совершила. Осмыслив происшедшее, она обратилась к Богу. Вчерашняя атеистка вдруг стала невообразимо набожным человеком. Денно и нощно она молилась в небольшой церквушке, открытой в бывшем клубе ИТР (инженерно-технических работников) во время оккупации Краснодона. Неистово просила Всевышнего: "Прости меня, Боже, за беспамятство. А душе девочке моей помоги обрести покой..." Эти мольбы закончились тем, что мать Любы сошлась с местным священником и вскоре вступила с ним в брак. (Муж Ефросиньи Мироновны, отец Любы, по слухам, погиб во время эвакуации в 1942 году.) После начала войны в стране прекратилась антирелигиозная пропаганда. Это не означало, что церковь может занять прежнее место в жизни государства и общества. Просто экс-семинарист Сталин наконец-то уразумел важность церкви для дела братства народов СССР. К тому же вождь знал о душевном состоянии миллионов наших граждан, лишившихся не только крыши над головой, но и потерявших в боях с оккупантами своих родных и близких. Они потянулись за утешением в церковь. Во избежание возможных волнений генсек разрешил восстановить некоторые права церкви. Между тем, безбожие по-прежнему являлось составной частью государственного преобразования общества на коммунистических началах. Вот почему внезапное обращение к религии матери Героя; Советского Союза Л. Шевцовой встревожило коммунистов, к которые напрочь забыли о записанной в Советской Конституции свободе совести - отсутствия ограничения в исповедовании любой религии. Е. М. Шевцову пригласили в райком КПУ. Партийные боссы не старались понять причину такого непонятного поведения матери. Для них главным была линия партии в вопросах о религии. Поэтому компартийные чиновники принялись объяснять Ефросинье Мироновне, что обращение к богу, как и незаконно оформленные супружеские отношения с попом - муж-то погиб всего лишь по слухам - не украшают мать молодогвардейки. Однако те и все последующие увещевания ни к чему не привели. Ефросинья Мироновна оставалась непреклонной в своей, так внезапно возникшей вере в Бога. Между тем обращение Ефросиньи Мироновны к религии не говорило о возрождении ее духовности. Оно лишь подтверждало смятение души. Мать терзалась от сознания, что не понимала дочь, а в одно время даже оттолкнула ее от себя. То был великий грех. И вот теперь, осознав свои предосудительные поступки, Ефросинья Мироновна просила Всевышнего о пощаде. Отмаливать прегрешения ей старательно помогал местный священнослужитель, расставаться с которым мать Любы не собиралась. Даже когда после окончания войны неожиданно "воскрес" Григорий Ильич, ее законный муж (с которым она бок о бок сражалась в гражданскую с белыми и прожила в мире и согласии долгих 25 лет), Ефросинья Мироновна не только не ушла от попа, но родного мужа не пустила даже на порог его собственной квартиры. Впоследствии усилиями райкома партии все же удалось вразумить Ефросинью Мироновну. Она рассталась со священником и приняла данного Октябрьской революцией и гражданской войной мужа. Вскоре связь Е. М. Шевцовой со Всевышним заметно ослабла, затем, как говорили люди, и вовсе прекратилась. Мать Любы примкнула к группе молодогвардейских родственников, которые большую часть своего времени, сил и здоровья отдавали пропаганде подвига своих детей, братьев и сестер. Ефросинья Мироновна выступала с рассказами о Любе не только в школах и трудовых коллективах Краснодона, но и много ездила по стране. Особенно ей почему-то полюбились воинские части. Возможно потому, что армейские газеты неизменно сообщали о встречах Ефросиньи Мироновны с воинами... даже после ее смерти. Была и такая оплошка. В первую годовщину смерти Ефросиньи Мироновны главная газета оборонного общества СССР "Патриот Родины" опубликовала сообщение, что в этот день... она встречалась с воинами одной части.: Прочитав о том, я написал главному редактору "Советского патриота" Н. Г. Белоусу: "В заметке "Слава молодогвардейцев" ("С. П." № 59 от 25 июля 1973 г.) рассказывается о том, что "НЕДАВНО мать Любы Шевцовой - Е. М. Шевцова - побывала и выступила в одной воинской части". Но подобное невозможно - Ефросинья Мироновна Шевцова скончалась ровно год тому назад 25 июля 1972 года". В ответном письме редактор признал свой ляпсус. Е. М. Шевцова, и многие молодогвардейские матери, преобразовала свое жилище в своеобразную квартиру-музей. Подобно всякому музею была здесь и книга отзыва посетителей. Надо сказать, в квартиру Шевцовых людей приходило немало. Особенно много было молодежи. На отзывы в книге посетителей они тоже не скупились. http://www.molodguard.narod.ru/book40.htm Я Кима Иванцова порциями читаю. Сегодня добралась до этого отрывка. Интересно, насколько это правда?

Люба Шерстюк: Маришка, ИМХО, полная чушь.

Татьяна: Марина, на религиозные темы я не разговаривала с Т.А. Попробую спросить в следующий, насколько правда то, что написал Иванцов. В беседе Т.А. вспоминала только о совместном проживании Ефросиньи Мироновны и Григория Ильича. Мне лично не понравился тон изложения, как будто Ким Иванович имеет что-то против Любиной мамы. Если мама была такой атеисткой, то кто же мог написать Любе "Отче наш"? То, что Григорий Ильич считался пропавшим без вести, так это всем известно, а после выхода романа в свет, его вообще считала погибшим вся страна. Я вроде бы писала уже, что, со слов Т.А., каждый раз когда приходили к Шевцовым посетители, их встречала Ефросинья Мироновна, потом выходил Григорий Ильич, и она говорила: "Это мой муж". Дальше неизменно следовал вопрос: "Второй?" Григорий Ильич сплевывал и удалялся

Лера Григ: Танечка, такие интересные сведения! Спасибо! Почему-то тебе верю больше, чем Иванцову. Это ещё раз доказывает то, что не во всех случаях можно пользоваться цитатами и опираться на них.

Татьяна: Да я вроде ничего не написала в противовес Иванцову. Т.А. познакомилась с Шевцовыми в 1958 году, а что было до этого неизвестно.

Наталия: То, что отец Любы погиб, 100% неправда, он умер после матери и что за священника вышла замуж. Тогда он уже не священник. После рукоположения им жениться нельзя и во 2-й брак тоже нельзя.

Ninelle: Почему? Священники могут жениться. Священнику даже не дадут приход, если он не женат и нет матушки. Жениться нельзя только после монашеского пострига.

Люба Шерстюк: Нинель, для священников второй брак не допускается.

Ninelle: Разве? Мне казалось, что после смерти супруга(ги) или принятия им(ей) монашества допускается. Вероятно, я ошибаюсь. Я не очень сильна в православии.

Дарья: Так получается, что для Ефросиньи Мироновны это второй брак. А про священника ничего конкретного не сказано. Ведь священникам можно жениться на вдовах?

Люба Шерстюк: По идее только на девице.

Татьяна: По-моему, нигде нет достоверных данных о том, что Ефросинья Мироновна была второй раз замужем, тем более за священником. Скорее всего, замужем она была всего один раз, за Григорием Ильичом, прожила с ним до самой своей смерти. А что было в промежуток между исчезновением и появлением Шевцова, - мне неизвестно. Даже если предположить, что что-то и было, можно ли осуждать женщину, лишившуюся дочери и считающей погибшим своего мужа?.. Ефросинья Мироновна, судя по всему, была всегда достаточно религиозна. Ладанка, Отче наш, найденные у Любы, плюс надпись Любы, о том, что она уходить в сырую землю, где встретится с папой, на мой взгляд, говорит о пусть и слабой, но все же религиозности у Любы, а кто бы ей это мог привить, кроме мамы? Так что, я не согласнга с внезапным возникновением религиозности у Ефросиньи Мироновны уже после гибели Любы. Я спрашивала у Т.А. о тексте Иванцова, она сказала, что ничего подобного не слышала, правда, еще раз подчеркну, что познакомились они в 1958г. В то время Шевцовы жили в мире и согласии между собой.

Наталия: Я согл.с Таней.

Татьяна: "Однажды мы узнали, что в поселке Первомайском родители наших погибших молодогвардейцев устроили поминки, пригласили на них священнослужителя. Радик Юркин и я, как только узнали об этом, направились в Первомайку. Священнослужителя мы уже не застали, а большинство собравшихся были еще на столом. Родители были благодарны за то, что в день пятой годовщины со времени гибели наших ребят мы оказались с ними на поминках." - это с сайта Алены из книги Левашова "Найди себя в строю флотском".

Аннет: Калганов Александр пишет: Что касается подвига ребят - то у него безусловно мощная религиозная составляющая. Они, причём сознательно пошли на муки за Родину(согласитесь - это может заменить веру). Очень интересная тема была открыта Натальей,меня,например,она вообще волнует в первую очередь,ведь подвиг краснодонцев больше,чем борьба молодых людей с врагом во время войны,Александр,как мне кажется,попал в точку этими словами.Осознанно пойти на такие мучения-это ли не христ.подвиг?Для всех людей настаёт момент истины в жизни,на войне,или в экстремальных условиях это просто более ощутимо.В известном нам произведении В.Быкова"СОтников" очень хорошо эта тема раскрывается,как два партизана по разному ведут себя перед лицом смерти,когда один скатывается вниз,а другой поднимается,засчёт того,что он понимает,есть нечто большее,он не может идти на компромисс со своей совестью,иначе он погибнет духовно.Здесь,на сайте Дмитрия я искала ответ на свои вопросы,и нашла их,большое спасибо!Если внимательно прочитать обо всех ребятах,то становится ясно,что в последние минуты жизни они думают друг о друге,о своих близких,а когда человек в минуты опасности думает о других,он перестаёт бояться смерти, не смотря на то,что хочет жить,и тем самым становится не досягаем для своих мучителей,вызывая в них всё большую ярость.Закончу цитатой"...Сотников уходит,улыбаясь,это видит Портнов(следователь полиции)и в этот момент он понимает,что есть нечто неподвластное физ.уничтожению-духовное начало,это единственная уникальная ценность человека."Л.Шепитько (съёмки фильма"Восхождение")

Наталия: Аннет, вы читали всю эту тему? Там много интересного!

Люба Шерстюк: Аннет, согласна на все сто!

Аннет: Да,Наталия,я всё прочитала от начала и до конца,действительно очень много интересного,наблюдения меня ваши.в частности, поразили относительно ребят -их отношение к вере,о родителях молодогвардейцев тоже очень важная информация присутствует, в каждом суждении есть что-то полезное,,у меня в голове постепенно некая логическая цепочка выстроилась благодаря этой теме.Большое вам спасибо!

Аннет: Люба,спасибо!

Наталия: Крестную Тони Дьяченко звали Мария. Тоня знала, что она ее крестная+в их семье отмечали день крещения! Пекли пироги!

Лола: А как фамилия той Марии?

Наталия: Не помню! На букву А

Лола: Жалко :(((

Лола: Но сколько бы недочетов в Фадеевском романе не было, не стоит забывать, что именно с него у многих начался интерес к МГ... Если бы не Фадеев, знали бы мы сейчас о Ребятах? А Дима талант несомненный! Особенно после этого я лишний раз убедилась! (кто бы сомневался... ) Лёлькина мама, а можно у вас спросить, как вы относитесь к молитвам за Ребят? По-вашему, надо или не надо? (Если, конечно, это слишком личное - то можете не отвечать...)

Лёлькина мама: Лолочка, мой ответ однозначен: конечно, надо! Ведь они - невинно убиенные дети и великомученики. А то, что они были комсомольцы, что не верили в Бога, а верили в дело Ленина и Сталина - это издержки того времени. У каждого времени свои веяния, и они не могут быть навсегда. Навсегда только любовь, мне кажется, может быть. И готовность умереть за нее. Вот они и умерли: за любовь к своей земле, друг к другу, к своим родным, к нам, которые, не будь их, может быть, так и не увидели бы белый свет. Есть такой Сергей Лазарев, у него многотомник "Диагностика кармы". Я читала, но особо ничего не поняла, ну, тупая такая :) Но вот то, что Бог - есть Любовь, я запомнила твердо. Божьи дети, приняли муки и смерть за Бога, и ушли к Нему. Разве можно не молиться за них?

Николь: Были ли молодогвардейцы крещены? Кого из них можно поминать в церкви?

Наталия: Николь, почти все! Не уверена насчет Пегливановой. Их нужно поминать!



полная версия страницы