Форум » Обсуждаем » "Молодая гвардия" и религия » Ответить

"Молодая гвардия" и религия

Наталия: Это даже не совсем материал, скорее мои наблюдения, анализ того, что было между строк различных документов, воспоминаний. Вот что мне удалось выяснить. Все или почти все (99% я думаю) молодогвардейцы были крещеные. Это видно из косвенных свидетельств. Точно об этом я знаю насчет Лиды Андросовой и Нины Минаевой. Год назад я говорила по телефону с женой брата Лиды, Зинаидой Ивановной. Она говорила, что ОБЯЗАТЕЛЬНО, т.е. крестили и Лиду и брата (по крещению он Никон, но в армии сменил имя на Николая). Не знаю, почему это произошло. Осталась загадка. Насчет Минаевой мне написал ее брат Владимир Петрович в письме. Вот что он пишет: «Нина была крещеная, как и все дети Минаевых. Мама верила в Бога, молилась, чтобы Бог сохранил жизнь Нины и ее подруг, но когда узнала о их смерти, прокляла Его, но перед смертью снова стала верующей». Иванихины. Ольга Дмитриевна Иванихина, мать казненных подпольщиц Антонины и Лилии, свидетельствовала, что староста поселка, убегая с немцами, покаялся ей, своей куме, что допустил ошибку, но к судьбе ее детей не причастен. Во всем-де виновата Зинаида Вырикова: когда начались аресты, она принесла ему список и просила передать в полицию. Но он отказался, и она сама отнесла туда. Еще когда Тоня была в плену, О.Д. просила поминать ее за здравие. А Лилию она называла Лия в разговоре с мамой Минаевой. Лилию крестят всегда так. Анатолий Попов. Следователь Кулешов был кумом его мамы. Это самое обидное. Мама Анатолия ходила к нему, просила за сына, но… У матери Д. Фомина была иконка в доме (из воспоминаний сестры). В ней он хранил комсомольское удостоверение. Уля Громова. 3 или 4 января память св. Иулиании Лазаревской. Уля родилась 3 января. Сергей Тюленин. Вот что вспоминает его сестра: В январе м-це не помню какого числа, знаю что был канун крещения, пошла я в церковь. Как и все, решила я помянуть моих умерших родственников. Написала я их имена, завернула в карточку, а сверху имя своё поставила. Помянул батюшка родственников моих, а после дьячок карточки нам возвращает. Развернула я случайно, гляжу, кроме моей записки - другая лежит. Читаю: "Как мы жили, так и будем жить. Как мы были, так и будем под Сталинским знаменем. Мария Демченко". Значит не только она, но и мать, отец молились за него. Он столько раз спасался от всяких опасностей! Не надо ему было испытывать судьбу и возвращаться домой. Люба Шевцова. У нее в тюрьме была ладанка с молитвой «Отче наш». 100% я уверена, что родители молились за детей. Именно молитвы их спасали 6 месяцев не могли поймать и на допросах выдержать такие пытки. Сам человек не может такое перенести. Насчет М. Пегливановой у меня вопрос. Все-таки армяне должны крепко держаться за веру, может Майю крестили под другим именем? Неизвестно. Хоть молодогвардейцы были атеистами, это были по духу истинные христиане. Хоть и везде пишут, что православные устои рухнули в 1917 г., но я думаю, что после войны только. Это видно и по их поведению. Вот примеры. Анна Сопова. Из воспоминаний: «Очень внимательно относилась к престарелым людям. Была хорошей дочерью. Много помогала родителям в работе. Отличалась большой скромностью, характер её был веселый». И еще. «Она была очень внимательна к своим родителям, всегда заботилась о нас. Сколько раз, бывало, придёт со школы, одним взглядом поймёт, что мать приболела и сразу же и врача вызовет, и в аптеку сбегает, и все хлопочет возле мамы». Или Уля Громова. Вот она говорит маме: Мама, я бы ушла (эвакуировалась), но не могу оставить вас 1-ну, больную. Или Лида Андросова: мамочка, милая и т.д. Даже из мелочей видно все.

Ответов - 226, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Лола: А что за фото? откуда?

DmitryScherbinin: Лола, внизу фотографии адрес сайта: www.maxpenson.com На сайте - такая информация: "ФОТОГРАФИИ, представленные на этом веб-сайте, созданы за 28-ми летний период, начиная с 1921 г. по 1949 г., в течение которого Макс Пенсон упоенно фотографировал исторические, социальные, религиозные и политические трансформации, происходившие в Центрально-азиатском Туркестане (ныне Узбекистан)."

Люба Шерстюк: Дим, дураков не сеют, не растят, они сами родятся...

Лола: Не совсем поняла - к чему это, Люб?

Вера: Это,Лола,наверное, про "массовиков-затейников" того времени.

Люба Шерстюк: Вера, Лола, мои слова относятся и к "массовикам-затейникам", и к экстремистам всех мастей. Конкретно реплика вызвана вот этим замечанием и фотографией на прошлой странице: Дима Щербинин пишет: Люба, хорошо, что у тебя такие либеральные взгляды, но далеко не у всех они такие (особенно это относятся к мусульманам, которые могут и убить "неверных"). А вот фото показывающее отношение к церкви в СССР 30-х годов:

Аглая: Я тоже думаю, что молодогвардейцы были верующими. Хотя бы потому, что почти у всех матери были домохозяйки, которые занимались с детьми, общались с ними и своё мировоззрение пропагандировали. Дома, тайком, пока отец на шахте и молиться учили, потому что по-другому не могли, это была внутренняя убеждённость этих простых провинциальных женщин.

Люба Шерстюк: Аглая, всё может быть...

DmitryScherbinin: это была внутренняя убеждённость этих простых провинциальных женщин.Т Вот с этим полностью согласен. Без комментариев.Хотя хотелось бы.............

Марина: А я уверена, что все ребята были атеистами. Может, матери и пытались их воспитывать по-своему, но, думаю, в лучшем случае их снисходительно выслушивали и не перечили. Вспомните, как оно было хотя бы 20-25 лет назад.

Алена: Согласна. И я уверена, что ребята были атеистами. Даже 20-25 лет назад восприятие было совсем не то, что лет 60-70 назад.. Индустриализация, коллективизация и другие "...ции" накладывали всё-таки свой отпечаток на мировоззрение молодых людей..

Люба Шерстюк: Думаю, что Ребята и Девушки не были верующими.

Аглая: Сравнивать людей, живших 20-25 лет назад и молодогвардейцев, родившихся в 20-е годы по отношению к религии не совсем верно. 20-25 лет назад жило поколение, уже воспитанное родителями-атеистами, 30-х годов рождения. То есть это второе поколение, воспитанное в атеизме и, кстати, не пожелавшее в нём оставаться. А молодогвардейцев только официальная пропаганда начала учить атеизму, в семьях этого не было, если было, то только на уровне правил игры, принятых в обществе. Внутреннее идеологическое состояние душе формируется поколениями семьи. Я допускаю, что атеистами были Олег Кошевой, Валя Борц, интеллигентные семьи заразились атеизмом давно, ещё в 19 веке, но вот дети из простых семей вряд ли были убеждёнными атеистами, вера в сверхъестественное у них, скорее всего, присутствовала. Я об этом думаю, чтобы лучше понять силу их духа, вера должна была им помогать выдержать эти ужасы. Вряд ли это была только вера в Сталина, как в бога, и в победу коммунизма во всём мире. А если они логически её так и формулировали, тем не менее, это была вера, в основе своей христианская. Была же у Любы Шевцовой ладанка на шее с "Отче наш", которую мать не пожелала никому показать. И её надпись:"Мама, простите, что я Вас не слушала" Вряд ли это о том, что Люба, допустим, не хотела мыть пол, или какие-то бытовые пустяки, тут что-то глубже.

valerie7y: Мне кажется что "Мама, простите, что я Вас не слушала" относится к тому что мать Любы знала чем Люба занимается и предостерегала её. Мол попадёшься, немцы с тобой шутить не будут. А Любка её конечно не послушалась и сидя в тюрьме вспоминает что ей мать говорила. И как все непослушные молодые люди жалеет об этом. А насчёт ладанки, я это слышала но интересно откуда эта информация происходит. Неужели от матери Любы?

Наталия: Я знаю, что молодогв.знали о религ.праздниках, даже отмечали Пасху, делали куличи, но веры особой у них не было. Вот Уля, н-р, в тюрьме восхищалась демоном. Он восстал против Самого Бога! Значит кое-что из религии знали. Но демон ее восхищал. Но это не вина Ули, а беда, сама политика была такой. А по поступкам почти все они православные, тем более были крещеные.

leno4ka: Valerie: "Мне кажется что "Мама, простите, что я Вас не слушала" относится к тому что мать Любы знала чем Люба занимается и предостерегала её. Мол попадёшься, немцы с тобой шутить не будут" Valerie, мать Любы понятия не имела чем занимается ее дочь . Посмотрите в разделе Любы воспоминания ее матери. А прощения просила . потому , что знала , что ее ждет . , мысленно прощалась с самым дорогим ей человеком. мне кажется:" простите , что я вас не слушала" - это не к работе в молодой гвардии относится. ЛЮба - очень строптивым и непослушным ребенком была , за это и просила прощения . А С матерью , у них случались конфликты в период оккупации - из - за того , что ее мама думала , что люба гуляла с немцами .

Алена: Леночка, ППКС. Права!

valerie7y: Да если доказоно что мать не знала чем занимается дочь, тогда действительно это о её детских, так сказать шалостях. Мол "Извини что я была таким тяжёлым ребёнком." :) А мне почему то всегда казалось что это было кукуруза о Любиных действиях в МГ. Ведь многие родители знали или подозревали чем занимаются их дети. Иногда остаются какие то впечатления которые не на что не обоснованы.

Калганов Александр: Безусловно все члены МГ, кроме тех у кого родители были иного вероисповедания(возможно Дадашев), были крещёные. Знаю по себе, ибо был крещён в Краснодоне ещё до годовалого возраста. Членство в партии моих родителей этому ничуть не помешало . Если говорить о тех кого знаю лично - Соповы - всех кого знаю и знал - в пожилом возрасте и в церковь ходили и иконы у всех были. Кстати и крестили то меня при их непосредственном содействии. Так что это была незыблемая традиция крестить детей. Другой вопрос - вопрос веры. В церковь ходить - это было, скажем так предосудительно, особенно будучи комсомольцем. За это и на собрании могли пропесочить, да и выговор влепить . Что касается подвига ребят - то у него безусловно мощная религиозная составляющая. Они, причём сознательно пошли на муки за Родину(согласитесь - это может заменить веру). Они приняли мученическую смерть и не сломались. Какие тут ещё догматы нужны? Безусловно все "атрибуты" святости у них есть. А уж в какой церкви их почитать - это вопрос церкви. Главное они для людей святые и являются тем примером, о котором в трудные минуты вспоминаешь. Вообщем вопрос этот хотя и очевидный но не простой, как и вопрос веры. Вот я например в церковь можно сказать и не хожу и каноны не соблюдаю, но тем не менее идентифицирую себя как православного, и даже креститься умею. При этом я человек абсолютно не церковный. Вообщем с Рождеством Вас! Извините за сумбур, как новенького И ещё, я капитан запаса, хотя и на гражданке(это к вопросу статуса в группе)

Марина: После того, как члены штаба "Молодой гвардии", в их числе и Л. Г. Шевцова, за подвиг во славу Родины удостоились высших степеней отличия, почетных званий Героя Советского Союза, Ефросинья Мироновна наконец-то поняла, какой на самом деле была ее дочь и что она совершила. Осмыслив происшедшее, она обратилась к Богу. Вчерашняя атеистка вдруг стала невообразимо набожным человеком. Денно и нощно она молилась в небольшой церквушке, открытой в бывшем клубе ИТР (инженерно-технических работников) во время оккупации Краснодона. Неистово просила Всевышнего: "Прости меня, Боже, за беспамятство. А душе девочке моей помоги обрести покой..." Эти мольбы закончились тем, что мать Любы сошлась с местным священником и вскоре вступила с ним в брак. (Муж Ефросиньи Мироновны, отец Любы, по слухам, погиб во время эвакуации в 1942 году.) После начала войны в стране прекратилась антирелигиозная пропаганда. Это не означало, что церковь может занять прежнее место в жизни государства и общества. Просто экс-семинарист Сталин наконец-то уразумел важность церкви для дела братства народов СССР. К тому же вождь знал о душевном состоянии миллионов наших граждан, лишившихся не только крыши над головой, но и потерявших в боях с оккупантами своих родных и близких. Они потянулись за утешением в церковь. Во избежание возможных волнений генсек разрешил восстановить некоторые права церкви. Между тем, безбожие по-прежнему являлось составной частью государственного преобразования общества на коммунистических началах. Вот почему внезапное обращение к религии матери Героя; Советского Союза Л. Шевцовой встревожило коммунистов, к которые напрочь забыли о записанной в Советской Конституции свободе совести - отсутствия ограничения в исповедовании любой религии. Е. М. Шевцову пригласили в райком КПУ. Партийные боссы не старались понять причину такого непонятного поведения матери. Для них главным была линия партии в вопросах о религии. Поэтому компартийные чиновники принялись объяснять Ефросинье Мироновне, что обращение к богу, как и незаконно оформленные супружеские отношения с попом - муж-то погиб всего лишь по слухам - не украшают мать молодогвардейки. Однако те и все последующие увещевания ни к чему не привели. Ефросинья Мироновна оставалась непреклонной в своей, так внезапно возникшей вере в Бога. Между тем обращение Ефросиньи Мироновны к религии не говорило о возрождении ее духовности. Оно лишь подтверждало смятение души. Мать терзалась от сознания, что не понимала дочь, а в одно время даже оттолкнула ее от себя. То был великий грех. И вот теперь, осознав свои предосудительные поступки, Ефросинья Мироновна просила Всевышнего о пощаде. Отмаливать прегрешения ей старательно помогал местный священнослужитель, расставаться с которым мать Любы не собиралась. Даже когда после окончания войны неожиданно "воскрес" Григорий Ильич, ее законный муж (с которым она бок о бок сражалась в гражданскую с белыми и прожила в мире и согласии долгих 25 лет), Ефросинья Мироновна не только не ушла от попа, но родного мужа не пустила даже на порог его собственной квартиры. Впоследствии усилиями райкома партии все же удалось вразумить Ефросинью Мироновну. Она рассталась со священником и приняла данного Октябрьской революцией и гражданской войной мужа. Вскоре связь Е. М. Шевцовой со Всевышним заметно ослабла, затем, как говорили люди, и вовсе прекратилась. Мать Любы примкнула к группе молодогвардейских родственников, которые большую часть своего времени, сил и здоровья отдавали пропаганде подвига своих детей, братьев и сестер. Ефросинья Мироновна выступала с рассказами о Любе не только в школах и трудовых коллективах Краснодона, но и много ездила по стране. Особенно ей почему-то полюбились воинские части. Возможно потому, что армейские газеты неизменно сообщали о встречах Ефросиньи Мироновны с воинами... даже после ее смерти. Была и такая оплошка. В первую годовщину смерти Ефросиньи Мироновны главная газета оборонного общества СССР "Патриот Родины" опубликовала сообщение, что в этот день... она встречалась с воинами одной части.: Прочитав о том, я написал главному редактору "Советского патриота" Н. Г. Белоусу: "В заметке "Слава молодогвардейцев" ("С. П." № 59 от 25 июля 1973 г.) рассказывается о том, что "НЕДАВНО мать Любы Шевцовой - Е. М. Шевцова - побывала и выступила в одной воинской части". Но подобное невозможно - Ефросинья Мироновна Шевцова скончалась ровно год тому назад 25 июля 1972 года". В ответном письме редактор признал свой ляпсус. Е. М. Шевцова, и многие молодогвардейские матери, преобразовала свое жилище в своеобразную квартиру-музей. Подобно всякому музею была здесь и книга отзыва посетителей. Надо сказать, в квартиру Шевцовых людей приходило немало. Особенно много было молодежи. На отзывы в книге посетителей они тоже не скупились. http://www.molodguard.narod.ru/book40.htm Я Кима Иванцова порциями читаю. Сегодня добралась до этого отрывка. Интересно, насколько это правда?



полная версия страницы