Форум » О Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Лиле Азолиной » Музеи » Ответить

Музеи

Наталия: В музее в 201-й школе есть такие вещи Зои: фотографии с 1926 по 1941 г., тетради, контур.карты, кофточки, платье, берет, коньки и портфель.

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Алена: Спасибо Вам огромное, Дряннов. Возможно ли сфотографировать экспонаты, и выложить здесь фото? Заинтересовало письмо Зои и очень хотела бы прочитать статью Петра Лидова "Таня". Столько о ней слышала, а вот прочитать, увы, не удалось... И насчет письма. В сборнике "Говорят погибшие герои" ( пару лет назад мне случилось его держать в руках) было опубликовано письмо Зои, адресованное маме, очень коротенькое. Дряннов, если так можно, поместите здесь информацию. Заранее спасибо. И еще, у меня вопрос: по-моему, в теме "Фотографии" кто-то говорил о том, что на самом деле, фотографий было больше, только они засекречены. Что можете сказать по этому поводу?

Люба Шерстюк: Мне бы тоже хотелось это знать.

Марина: Алёна, здесь статья Лидова: http://www.molodguard.forum24.ru/?1-19-0-00000012-000-0-0-1225655792 Письмо Зои, видимо, это? Дорогая мама! Как ты сейчас живешь, как себя чувствуешь, не больна ли? Мама, если есть возможность, напиши хоть несколько строчек. Вернусь с задания, так приеду навестить домой. Твоя Зоя. http://www.a-z.ru/women_cd2/12/8/i80_305.htm А сборник "Говорят погибшие герои" можно читать здесь: http://bibliotekar.ru/encGeroi/index.htm

Алена: О, Марина, СПАСИБО! Пробежала глазами письмо, да, сдается это то самое - коротенькое. Статью сейчас прочитаю, и сборник этот тоже - довольно интересен. Кстати, надо будет нашу Сашулю сориентировать на эту ссылку - там должна быть информация о Якове Гордиенко. Еще раз - бо-о-ольшущее спасибо тебе, Марусь!

Люба Шерстюк: Маруся, умничка ты наша!

Елена Ильиных Курган: Дарья у меня есть редкое издание "Повести о Зое и Шуре".Могу Вам выслать его ,но только по почте.Напишите свой адрес.Мой адрес таков:640003,г.Курган,кл.Коли Мяготина,42,кв.122 Ильиных Елена Анатольевна.

Дарья: Ух ты! Елена Анатольевна, а у вас нет электронной почты? А то я опасаюсь писать свой адрес на нашем форуме в открытом доступе. А вы не могли бы написать подробнее - что за редкое издание? Какого года?

Елена Ильиных Курган: Дарья!Это издание 1965 г.выпуска и уже поэтому,с моей точки зрения,редкое-все-таки 44 года.Оно вышло в издательстве "Детская литература",в нем есть много фотоматериалов.А электронного адреса у меня пока нет.

Елена Ильиных Курган: Почему-то молчит Дарья?

Ninelle: Елена, Дарья не постоянно находится на форуме, у нее могут возникать трудности со входом в интернет. Как только она придет, она обязательно Вам ответит

Елена Ильиных Курган: Нинель!Спасибо за разъяснение,буду ждать!

Дарья: Елена, я вам в личку написала!)))

Дарья: Ну вот, товарищи, и сбылась моя детская мечта - я побывала в Петрищеве. Очень волнительные ощущения. Они бы могли быть ещё волнительнее, если бы современный пейзаж хоть немного напоминал тот, который описывали свидетели последних дней Зои. Но не было снега, поле, вокруг которого в Петрищеве стоят дома, навевало мысли о весне - вот тогда, когда снег сходит и видна высокая трава соломенного цвета, а земля мокрая, как болото (если вы понимаете, о чём я говорю ), да и температура была едва ли не плюсовая. Ну, разве что небо было мрачное. Да и вообще... делалось это всё, похоже, исключительно для отчётности: времени на осмотр экспозиции практически не дали. Всё время отняли возложения венков к памятникам. Памятник на 86-м км Минского шоссе. Мне казалось, что там довольно безлюдное место, а оказалось, что перекрёсток этот очень даже оживлённый - через дорогу (ответвление в сторону Петрищева) от памятника расположены какие-то кафе-бензоколонки, а вдоль дороги припаркованы машинки. Наши автобусы остановились, из одного вытащили ящик с гвоздиками (ей-Богу, я такого не ожидала) и венок для возложения. И тут я углядела Фролова - того, который установил судьбу Веры Волошиной - и помчалась с ним знакомиться. Дело кончилось тем, что он подарил мне свою книгу "Часть особого назначения", познакомил с Александрой Милорадовой - дочкой Клавдии (кстати, выглядит она на 40 с небольшим - шоб я так жил!) и пригласил в гости. А я попыталась упасть ему на хвост в будущей поезде в Крюково (где похоронен прах Веры и расположен музей), он туда собирается в четверг. Короче, не знаю, что там получится с поездкой, но надеюсь на глобальное пополнение раздела Верочки на сайте. Дальше нам оставалось проехать 5 км. С нами ехала женщина-экскурсовод, умудрившаяся заявить, что Анатолий Петрович умер в Сибири, а потом уже Любовь Тимофеевна собрала детей и поехала в Москву к сестре. Ещё она дважды повторила: "Зоя стала первой женщиной - Героем Советского союза", таким образом, начисто исключив из истории Гризодубову, Раскову и Осипенко. На остановке Наталья Валентиновна повела с горе-экскурсоводшей политбеседу и та наконец-то прибавила к своей любимой фразе уточнение: "...во время Великой Отечественной войны". А ещё она пускала по рядам фото военных лет, планы наступления гитлеровских войск и прочие учебные пособия. Каково же было моё удивление, когда мне в руки приплыли распечатки фотографий Зои! Две из них выкладывались Ниной на форум и на них остались сделанные ею надписи-превью, а ещё одну я самолично фотошопила и приводила в божеский вид (с комс.билета). Приятно, что ни говори - пригождаются людям! Петрищево. Вначале была та же байда с возложениями. Благо, я, презрев официоз, немедленно ринулась внутрь музея знакомиться и начинать дружить с завом. Зав. музеем Надежда Серафимовна очень мне обрадовалась, особенно после того, как услышала мой рассказ про две неизвестные фотографии казни Зои, обнаруженные нашей Ниной на английском сайте. После этого вопрос о том, найдёт ли коллектив музея фото Зои с Гайдаром и Гризодубовой в норм.качестве (а всё это хранится в архиве, самостоятельно зав не могла туда лезть, поэтому я вернулась без этих фото) даже не стоял. Найдут. В ответ дали адрес на который надо прислать фото казни. И вообще обещали помогать, чем смогут: тексты, фото. Алёна, Нина, ваши вопросы, к сожалению, остались без ответа - просто не было времени спрашивать. Еле-еле успела нафотать экспозицию (ВСЮ!!!), пока возле входа в музей проводился митинг и никто не шастал внутри. Потом я вышла на улицу, а никого нет! Даже боязно как-то стало. Оказалось, пошли возлагать венок к месту, где стояла виселица. - Вам сейчас направо по асфальтовой дорожке, и вооон до тех елей, которые почти напротив нас, - сообщила мне какая-то женщина. Ну, я и помчалась. Путь к месту казни ведет мимо дома Куликов. С глазомером у меня ну оооочень плохо, поэтому расстояние измерила вот так: примерно триста шагов (где-то читала, что ровно двести, но это неправда) от дома Куликов до места казни, и вдвое, а то и больше, - от музея до избы Куликов. Внутрь сейчас не пускают, дверь заперта, но в окошко видно стол, покрытый скатертью, печку (этакую настоящую русскую печку, какие в мультиках рисуют), больше ничего не удалось разглядеть. Зато в кои-то веки углядела, что на памятной гранитной плите возле дома не только слова высечены, но и профиль Зои! На фотках этого не замечала. Место казни. Всё впечатление опять таки портил официоз. Шумные дети, сбитые в кучку на небольшом пространстве - это, доложу я вам, жуть. Я вообще опасаюсь пубертатных подростков, а когда их ещё и много!.. В общем, дух прочувствовать не удалось. Тем не менее, я попыталась представить, какой высоты была виселица, на каком расстоянии от неё стояли люди, как вытоптан был снег под их ногами. Стало страшно. К месту первого захоронения не пошли - времени не осталось. Впрочем, по словам, Натальи Валентиновны, в такую погоду туда лучше и не ходить - грязно. А расположено оно было за музеем и в стороне - в лесочке. Ближе ко въезду в Петрищево. То есть тело Зои тащили через всё вышеупомянутое поле к лесу, чтобы там уже похоронить. Ну вот как-то так. Ежели чего интересно, спрашивайте!

Ninelle: Даш, спасибо! Здорово, что ты, наконец, побывала в Петрищеве, а у меня, видишь, так и не сложилось пока... Очень жду (и думаю, что не я одна) фотографий, которые ты там сделала! А разговаривала ли ты с Александрой Милорадовой? Кстати, я предполагала, что будет много официоза и не будет времени все хорошо осмотреть. К сожалению, это издержки групповых посещений музеев. Я все же думаю, что стоит поехать туда самим, на машине, чтобы нас там никто не дергал, не торопил, чтобы была возможность не только все посмотреть, но и, как ты правильно написала, ПРОЧУВСТВОВАТЬ. Рассказ об экскурсоводе шокировал. Откуда она взялась-то вообще???

Дарья: Кажется, тётечка была из музея на Поклонке. Всё равно её косяков кроме нас с НВ никто и не заметил. С Милорадовой разговаривала мало и не по делу. Фотки будут, возможно, даже к вечеру, если не вырублюсь от недосыпа. Ой, Нина, было бы что там почувствывать. Всё совершенно не то и не так. И понастроено замков с башнями... Ну, разве что в лесу можно что-то прочувствовать - там вряд ли что-то изменилось.

Ninelle: Кстати, да. Было бы неплохо найти место, где Зоя вышла из лесу, и немножко углубиться в лес в этом месте. Про замки с башнями - ужас :-((( Почему-то я об этом даже не подумала :-(

Алена: Даша, спасибо тебе большущее. Дарья пишет: Ежели чего интересно, спрашивайте! Еще как интересно! Смотри, если я не ошибаюсь, в фильме "Зоя. Правда о подвиге" интервью давал мужчина - директор музея, он ребенком присутствовал на казни Зои. Выходит, Надежда Серафимовна - новый директор музея? И музей расположен - где? Имею ввиду, тоже в одной из изб, где допрашивали Зою? Есть ли еще в живых кто-нибудь в деревне, кто присутствовал на казни, видел всё это? Дом Куликов закрыт. Почему, на ремонт-реконструкцию или по другим причинам? Как часто приезжают люди сейчас, в наши дни, на экскурсию в Петрищево? Много ли бывает там народу?

Дарья: Алёна, ты ошибаешься. В "Правде о подвиге" выступал местный житель, но директором музея он совершенно не являлся. Музей сначала располагался в одной из изб, где допрашивали Зою (не помню точно, но, кажется, это была изба Кулика), а в 60-х комсомольцы на собранные деньги отстроили новое здание музея. Изба Куликов закрыта на ремонт, только денег на ремонт нет. По поводу живых свидетелей и количества экскурсантов - не скажу, поскольку сама не в курсе. Я даже не успела выспросить, где находился подожжённый Зоей сарай и изба Ворониных, куда её привели сразу после поимки.

Дарья: Так... Даже старые враги иногда пригождаются. Фанатик Серёгин (с которым мы встречались у Азолиных в мае) нарисовал мне план Петрищева с обозначениями домов и именами их хозяев. Так вот, через поле находились конюшни немцев, аккурат напротив нынешнего здания музея. А посередине поля находится место казни. Если стоять лицом к конюшням, то ближний к нему дом по левую руку принадлежал Свиридову, а чуть ближе стоял дом Смирновой. За линией этих домов протекает речка Нара. За домами ближе к берегу, как правило, хозяева участков строили здания, чтобы отселять молодые семьи. И именно два дома из этих ближнебережных зданий и подожгли Зоя с Крайновым. А за конюшней Зою схватили, когда она пришла в деревню 28 ноября. Больше я в этих каракулях ничо не разобрала. И ещё мне стало интересно вот что: в музее выставлена фотография сарая, сожженного (!) Зоей! Кто и когда успел его запечатлеть? Или типа восстановили?

Алена: Да, именно того местного жителя - мужчину лет под семьдесят я имела ввиду, посчитав, что он директор музея. Мне казалось об этом говорили тогда в фильме, но могла и забыть-спутать. Недавно рассматривала здесь же на форуме старые фотографии, размещенные Кириллом, вроде бы в "Статьи о Зое", вот там есть фото сарая, возле которого при попытке поджога и споймали Зою. Он стоял так одиноко, и как мне показалось, далековато, обособленно от других построек, вряд ли он достоял до наших дней. А изба Ворониных, я думала вам ее показали, то есть показали всё, где довелось быть Зое, пройти по ее маршруту. То есть, музей с экспонатами это должно быть очень интересно, но увидеть где она провела свою последнюю в жизни ночь, где ее водили, какой дорогой, каков был ее последний путь - вот это, наверное, не знаю, какое слово уместно написать здесь даже - непередаваемо по ощущениям, наверное так. Дашута, и конечно же, ждем твоих фотографий. Что было среди экспонатов, и было ли что-то, что произвело на тебя наибольшее впечатление?



полная версия страницы