Форум » О Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Лиле Азолиной » Родственники Зои » Ответить

Родственники Зои

Ninelle: Совершенно случайно (по наводке своей старшей дочери) обнаружила информацию о том, что рыженькая девочка, солистка модной ныне среди молодежи группы "Ранетки" является внучатой племянницей Зои. Даже не знаю, верить или нет? Текст с сайта www.ranetki.ru "Женя. На сцене – рыжая бестия и малолетняя оторва! Лупит с размаху по клавишам, совершает сольные вылазки на комбики, откуда не по-детски заводит толпу. На одном из концертов в Карелии поломала блок питания синтезатора, разбила локоть и ногу, прыгнув в концертном экстазе на колени перед публикой. В обычной жизни – внучатая племянница Зои Космодемьянской, акселерат-самородок, сдавший все школьные экзамены экстерном, любит стопками поглощать постмодернистские книги. Впрочем, это не мешает ей заниматься спортом: девочка мастерски катается на сноуборде, и даже участвовала во всероссийских соревнованиях в составе сборной Москвы. Женя уже давно профессионально занимается сноубордом. Чтобы не терять времени даром летом, Женя занимается фрибордом. И во фриборде она, надо сказать, достигла высот: на соревнованиях Downhill Gravity Contest-2007 Женя была единственной девушкой и каталась по той же трассе, что и юноши. Женя – энергия и мозг «Ранеток».

Ответов - 184, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Наталья Захарова: Интересно, а она внучатая племянница по отцовской или материнской линии? По отцовской линии был брат Федор, а по материнской - Сергей.

Наталья Захарова: В одной из статей написано, что у Зои день рождения был совсем не 13 сентября?

Ninelle: Да, об этом много говорили. 13 сентября - это был день ее регистрации. А местный чиновник в сельсовете все перепутал.


Алена: Вчера же и прочитала, что день рождения Зои 8 сентября.

Наталия: Со стороны отца у братьев детей не было, и они рано умерли. А по матери-у нее было 5 братьев и сестер. Может от них и та солистка ранеток. Но в 201 школе связи с этими родными нет.

Наталия: Сама Л.Т.УМЕРЛА в 1978 г. 8 мая в Боткинской больнице

Наталия: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СЕЛЬСКОГО СВЯЩЕННИКА ПЕТРА КОСМОДЕМЬЯНСКОГО (1872-1918) 1918 год принес тяжелые испытания священнослужителям Право-славной Церкви; на их долю выпали невероятные по жестокости рас-правы, расстрелы и мучительные страдания. Предстоятель Русской Православной Церкви св. патриарх Тихон в одном из посланий Сове-там народных комиссаров в октябре 1918 года писал: «Казнят еписко-пов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а про-сто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределен-ной контрреволюционности. Бесчеловечная казнь отягчается для пра-вославных лишением последнего предсмертного утешения — напут-ствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения...» Именно так складывался крестный путь простого сельского священни-ка Петра Иоанновича Космодемьянского, родного деда Героев Совет-ского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Имя отца Петра Космодемьянского свято хранится в памяти тамбовской паствы все минувшие десятилетия после его мученической кончины*. Фамилия Космодемьянских была достаточно широко распространена на территории Тамбовской губернии. Имена ее представителей впер-вые встречаются в списках воспитанников Тамбовской Духовной се-минарии с 1838 года, затем в 1850 году в семинарию поступает Иван Космодемьянский из села Чамлык Усманского уезда; в 1852 году — Феодосий из села Ольхи Моршанского уезда; в 1870-м — Павел Кос-модемьянский из села Иноковки Кирсановского уезда1. В документах Государственного архива Тамбовской области упоминаются вдовы священников, служивших в начале XX столетия в селах Осиновые Гаи и Рудовка — Александра Яковлевна и Мария Николаевна Космодемь-янские2. Церковнослужители рода Космодемьянских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некото-рые из них — и до 30-х годов. Как и многих других тамбовских свя-щенников, Космодемьянских постигла жестокая участь репрессиро-ванных. Один из них, священник Николай Павлович Космодемьянский, был расстрелян 4 февраля 1938 года и лишь в июле 1989-го признан невиновным и реабилитирован в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года3. Внесудебное решение об аресте священника Николая Павловича Космодемьянского из села Вятка Кирсановского уезда Тамбовской гу-бернии было отменено, ошибка — случайная или намеренная — была устранена, но невозможно вернуть отнятую жизнь, как невозможно из-менить последствия внесудебного решения в биографии потомков священнослужителя. За недостаточностью документальных материалов пока еще невоз-можно доказать прямую родственную связь всех представителей рода Космодемьянских на Тамбовщине. Некоторые клировые ведомости, послужные списки и метрические книги были утрачены в 1918-1928 годах при передаче их сначала волостным совдепам, потом загсам и государственным архивам. Тем не менее косвенные сведения о родо-вых связях достаточно ясно просматриваются в имеющихся материа-лах. Среди этой обширной тамбовской ветви был и Петр Иоаннович Кос-модемьянский, настоятель Знаменской церкви села Осиновые Гаи Тамбовской губернии, дед двух героев Советского Союза — Зои и Александра Космодемьянских. Он родился в семье священника Иоанна Космодемьянского 22 августа 1872 года в Тамбовской губернии. По достижении соответствующего возраста определился в Тамбовскую Духовную семинарию, поскольку по примеру своего отца избрал для себя путь духовного служения4. После окончания курса семинарского обучения Петр Космодемьянский был определен в ноябре 1894 года псаломщиком Архангельской церк-ви села Большая Липовка Моршанского уезда, в приходе которой на-считывалось около 4000 взрослых жителей. При Архангельской церкви существовала церковно-приходская школа для обучения грамоте юных сельчан, в которой псаломщик Петр Кос-модемьянский стал учителем по всем предметам. В феврале 1900 года по благословению Преосвященного Георгия (Орлова), епископа Тамбовского и Шацкого, Петр Космодемьянский рукоположен во священника Казанской церкви села Крутец Моршан-ского уезда. Эта небольшая церковь была построена на средства бла-готворителей и освящена в 1899 году, незадолго до перемещения в приход 28-летнего священника. Становление прихода у новой церкви, в котором насчитывалось чуть больше тысячи жителей, совпало со становлением личности самого священника. К тому же церковно-приходская школа села Крутец обрела прекрасного заведующего и, одновременно, преподавателя Закона Божия. Петр Космодемьянский возглавил и церковно-приходское попечительство, ведавшее много-образными проблемами прихода. Были составлены описи церковного имущества, с 1900 года заведены метрические книги, сняты копии метрических записей по селу с 1889 года. В течение шести лет свя-щенник Петр Космодемьянский делил со своим приходом радости и печали, укреплял дух пасомых, учил грамоте детей, а сердца взрос-лых сельчан наполнял милосердием и добротою. В июне 1906 года Петр Космодемьянский был перемещен по собст-венному прошению епископом Иннокентием (Беляевым) на настоя-тельское место в церковь Знамения Божией Матери села Осиновые Гаи Моршанского уезда. Приход Знаменской церкви был достаточно большим: кроме села Осиновые Гаи в него входили несколько ближ-них сел и деревень — Павловка, Соловьянка, Прудки, Никольское5. В соответствии с метрическими книгами Знаменский приход до 1906 го-да возглавлял один из старших представителей рода Космодемьян-ских — Василий Иоаннович. Знаменский приход с радостью принял доброжелательного и мило-сердного священника Петра Иоанновича Космодемьянского, очень скоро ставшего нужным в каждом сельском доме. Священническое служение он по-прежнему совмещал с учительством в земской и цер-ковно-приходской школах, был избран председателем приходского со-вета, помогал людям словом и делом, нередко после его посещения в доме бедняков в каком-нибудь неприметном месте хозяин обнаружи-вал деньги, оставленные священником Космодемьянским. Усердные труды отца Петра Космодемьянского на пользу Матери-Церкви были отмечены грамотой и камилавкою в 1916 году6. Благочестивое семейство отца Петра в 1916 году в Осиновых Гаях со-стояло из жены Лидии Федоровны (род. 29 октября 1874 года) и детей: старшего сына Анатолия (род. 24 октября 1900 года), воспитанника 4-го класса Тамбовской Духовной семинарии; сына Алексея (род. 19 марта 1903 года), воспитанника 1-го класса Тамбовской Духовной се-минарии; сыновей Александра (род. 9 июля 1905 года) и Федора (род. 18 октября 1907 года)7. Жизнь сельского священника текла своим чередом. Помимо обязан-ностей, определенных саном, Петр Иоаннович Космодемьянский как добропорядочный семьянин содержал семью, сеял хлеб, убирал его вместе со всею своей семьей. 1918 год внес радикальные изменения в сельскую жизнь. События, происходившие в масштабах страны, не обошли стороной и село Осиновые Гаи. Резко изменилась экономиче-ская ситуация: Тамбовская губерния к середине 1918 года из числа снабжающих страну хлебом, перешла в число потребляющих. Нача-лась беспощадная реквизиция хлеба в селе, власти не останавлива-лись перед репрессиями против лиц, противодействующих изъятию хлеба. Насильственному изъятию зерна способствовали местные комбеды. В сельском обществе, как и в стране в целом, пробуждались агрессивные силы, разрушавшие основы прежних устоев. Для Русской Православной Церкви наступали не лучшие времена, первая волна репрессий против духовенства прокатилась по Тамбовской губернии во второй половине 1918 года. Этот год стал годом трагической гибе-ли сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского. Метрические книги Знаменской церкви села Осиновые Гаи позволили проследить судьбу отца Петра до самого последнего дня его жизни. В тот год в метрических книгах села больше записей об умерших и зна-чительно меньше — о родившихся, при этом среди последних отме-чалась высокая смертность. Последнее отпевание Петр Иоаннович Космодемьянский совершил над телом двухлетнего крестьянского мальчика Алексея Павлова 6 августа 1918 года. Значительно сократилось число сельских браков: в июне и июле 1918 года зафиксировано лишь пять браков. Последнее венчание в метри-ческих книгах Знаменской церкви отмечено 30 июля 1918 года: в брак вступили крестьянин Фрол Дмитриевич Синицин и Прасковья Казьми-нична Сгибнева8. Последнее таинство крещения в Знаменской церкви Петр Космодемь-янский совершил 26 августа 1918 года — была крещена раба Божия Александра, родившаяся 23 августа 1918 года в семье крестьян Ники-ты Федоровича и Василисы Дмитриевны Абловых9. Возможно, когда-нибудь удастся установить, как сложилась судьба этой девочки, кото-рую сельскому священнику Петру Иоанновичу Космодемьянскому су-ждено было в последний раз поднять над купелью в свой последний день на земле. По свидетельству очевидцев, священник погиб в конце августа 1918 года. Записи метрических книг позволили уточнить время гибели Пет-ра Иоанновича Космодемьянского: после 26 августа имени священни-ка в книгах не встречается ни единого раза. Таинства в Знаменской церкви свершаются либо священником Николаем Спасским, либо Павлом Триодиным... Несчетное число раз Петр Космодемьянский входил в каждый дом своего прихода, либо напутствуя уходящего в иной мир, либо разде-ляя радость создания новой семьи, затем рождения и крещения детей — крестьянские семьи были многочисленными. По воспоминаниям старожилов и преданиям, хранящимся в памяти народа, Петр Иоаннович был схвачен молодыми устроителями новой жизни на чердаке собственного дома, схвачен не инородцами, не пришлыми из губернского города, а теми, кого, возможно, в недавнем прошлом учил уму-разуму в сельской школе или благословлял на праведные дела. Именно в этом заключается чудовищная суть собы-тия в тамбовском селе Осиновые Гаи в августе 1918 года... Доброжелатели предупреждали отца Петра о грядущих репрессиях, советуя поскорее скрыться из села. Но 46-летний священник не хотел оставлять свой приход, в котором прослужил 12 лет. Поводом разра-зившейся трагедии стало выступление отца Петра на коллективном сельском сходе в защиту Церкви Христовой против распоясавшихся богохульников. Вменялось ему в вину и то, чего не было в реальной жизни, — будто прятал он в церкви контрреволюционеров. Жестоко искалеченный побоями священномученик Космодемьянский был бро-шен на подводу и вывезен за пределы села. Всю ночь подвода с уми-рающим праведником колесила малолюдными тропами. В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи шептал молит-вы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следую-щего дня полуживой Петр Иоаннович Космодемьянский был сброшен в Сосулинский пруд... В день мученической кончины отца Петра Космодемьянского, 27 авгу-ста, Русская Православная Церковь отмечает предпразднство Успе-ния Пресвятой Богородицы; в этот день Матерь Божия незримо при-звала сельского праведника в жизнь Небесную. Тело священника Знаменской церкви было обнаружено пастухами лишь весной 1919 года, когда полая вода вынесла его на берег. По свидетельству очевидцев, «труп был совершенно неиспорченным и имел восковой цвет»10. Матушка Лидия Федоровна Космодемьянская боялась забрать тело мужа — местные власти могли оставить ее несовершеннолетних де-тей круглыми сиротами. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием похоронила отца Петра Космодемьянского возле Знаменской церкви 31 мая 1919 года, в Ду-хов день. Вместе с семьей в последний путь сельского священника провожал его сослужитель по Знаменской церкви отец Николай Спасский, Из со-седних приходов священнослужители приехать не могли из-за страха преследований... По воспоминаниям старожилов, на месте, где обнаружили тело свя-щенника Космодемьянского, жители часто видели горящие свечи и нередко ходили к тому месту поклониться памяти страдальца, но ме-стные власти запретили сельчанам посещать место трагедии. Стра-ницы неправедных деяний начала XX столетия не прочитаны иссле-дователями и в его конце. Знаменская церковь в Осиновых Гаях, как и большинство тамбовских храмов, подлежала разборке, однако официально ее даже не закры-вали. Возрождение храма относится к третьему кварталу 1946 года. В большей степени, чем в других церквях, в Знаменской сохранились церковные реликвии, иконы, утварь. Верующие села Осиновые Гаи убеждены, что Знаменская церковь сохранена молитвенным предста-тельством пред Господом священномученика Петра Иоанновича Кос-модемьянского. Место, где погребен священник, свято и почитаемо. Рядом с ним у церкви упокоились Василий Иоаннович Космодемьян-ский и диакон Симеон Богоявленский, много лет прослуживший вме-сте с новомучеником. Судьба потомков Петра Иоанновича Космодемьянского известна всей России: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. О трагической судьбе своих детей рассказала их мать Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге «Повесть о Зое и Шуре»11. В повести много неточностей, много недосказанного, но в одном автор постоянен — ни единым словом, нигде и никогда Л.Т.Космодемьянская не упоминает о том, что родовые корни ее детей исходят от священнической ветви Петра Иоанновича Космодемьян-ского. Отцом Зои и Шуры, героически погибших за освобождение Родины от фашизма, был старший сын священника Анатолий Космодемьянский. Как и отец, он учился в Тамбовской Духовной семинарии, но в апреле 1918 года затребовал в правлении семинарии метрику, свидетельство об окончании 4-х классов и призывное свидетельство для продолже-ния образования в одном из высших учебных заведений. В крае резко менялась политическая и экономическая ситуация, положение семьи священника становилось все более неустойчивым, поэтому планам Анатолия о дальнейшей учебе не суждено было сбыться. После мученической смерти отца старший сын, едва достигший 18 лет, обязан был принять на свои плечи заботы о всей семье, остав-шейся без кормильца. Как образованный человек, Анатолий работал в сельской избе-читальне и библиотеке, сотрудничал в комбедах. Общая работа сблизила его с дочерью волостного писаря Любовью Чуриковой, которая окончила гимназию в Кирсанове и учительствова-ла в селах прихода. 13 сентября 1923 года в их семье родилась Зоя, а через два года — сын Александр. Внезапно в 1929 году семья Космодемьянских уезжает в Сибирь, в далекий Енисейский округ, и на некоторое время оседает в селе Шиткино под Канском. Любовь Космодемьянская поясняла в 80-х годах, что некий Кузьма Семенов написал в исполком письмо, обви-няя комбед, в котором служили Космодемьянские, в завышении норм отбора зерна и изъятии излишков у сельчан в собственных интере-сах12. Но, вернее всего, семья Космодемьянских бежала из родного села от начинавшейся широкой антирелигиозной кампании, насильст-венной коллективизации и целенаправленной борьбы со священника-ми и их потомками. За прошедшие десять лет в душе Анатолия Кос-модемьянского вряд ли погасла память о варварском избиении свя-щенника на глазах малолетних детей и его гибели. Страх за собствен-ных детей и за себя гнал семью туда, где не могли в подробности знать их родословие. В скором времени из села Шиткино они перебрались в Москву, где обосновались родственники Любови Тимофеевны. Анатолий Космо-демьянский устроился на работу в Тимирязевскую академию, семья получила квартиру, но временное благополучие быстро закончилось. В 1933 году тридцати трех лет от роду внезапно умирает Анатолий Петрович Космодемьянский. Беда не оставляют эту семью в покое. Осенью 1940 года тяжело, менингитом, заболела Зоя. После выздо-ровления, в октябре 1941 года, эта девочка добровольцем ушла за-щищать свое Отечество и погибла 29 ноября 1941 года. Доброволь-цем ушел на фронт и Александр Космодемьянский и пал смертью храбрых в боях за освобождение Кенигсберга в апреле 1945 года. Имена внуков сельского священника Петра Иоанновича Космодемьян-ского, Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, стали легендарными. В память великого подвига в центре Тамбова в 1947 году был уста-новлен памятник Зое Космодемьянской (скульптор Манизер, архитек-тор Лангбард). В память 50-летия Победы в 1995 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед — священник Петр Иоан-нович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры... Когда внуки Космодемьянского появились на свет, метрические книги уже были изъяты из Знаменской церкви и переданы волостным совде-пам. Теперь уже нельзя узнать, крестил ли сын священника своих де-тей, ставших легендарными героями страны. Памятника деду героев в селе Осиновые Гаи нет, но возле Знамен-ской церкви у могилы Петра Иоанновича Космодемьянского каждый приходящий испытывает чувство светлой радости и благодати... 1 Тамбовская семинария. Тамб. Епарх. Вед., 1879. 2 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 2317). 3 Справка прокуратуры Тамбовской области от 13 июня 1990 года. 4 ГАТО. Ф. 181, оп. 1. д. 2317, л. 172. 5 Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. 6 ГАТО. Ф. 181, оп. 1, д. 2317, Л. 172. 7 Там же. 8 ГАТО. Ф. 1049, оп. 2, д. 7445. 9 Там же. 10 Воспоминания старожилов с. Осиновые Гаи, собранные протоие-реем Николаем Яблочкиным. 11 Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре. Воронеж, 1978.

Наталья Захарова: Наташа, большое спасибо. Так интересно и необычно читать такие вещи. Только я еще читала, что фамилию Космодемьянские взял уже Анатолий, а дед бы с немного видоизмененной фамилией? Нет?

Ninelle: Вроде Козьмодамианские фамилия была, если не путаю.

Люба Шерстюк: Исходная фамилия - Космодамиановские.

Наталия: Нинель и Люба, спасибо вам большое! Это для меня было откровением! Действительно вот это фамилия! Она образовалась от имен святых Космы и Дамиана! Это традиционно священническая фамилия.

Наталья Захарова: Статья во много схожа с Натальиной, но есть и интересные подробности Владимир Креславский Правда о Зое и Шуре Новые документы заставили по-иному взглянуть на судьбу героев До недавнего времени казалось, что о Зое и Александре Космодемьянских известно все. Трудное детство – отец умер, когда они были еще детьми, и мать воспитывала их одна. Денег не хватало, но это только еще больше семью сплотило. Учились брат с сестрой на отлично, состояли в пионерской, а потом комсомольской организациях, и свои подвиги совершили потому, что иначе поступить не могли. Написанная после войны матерью героев «Повесть о Зое и Шуре» только подтверждала созданный пропагандой иконный облик. Вопросы и противоречия Тем не менее внимательный биограф не мог не заметить некоторых противоречий. Например, подробно описывая жизнь своей семьи до революции, Любовь Тимофеевна почти ничего не говорила о семье своего мужа Анатолия Петровича. А ведь Чуриковы и Космодемьянские были хорошо знакомы, жили в одном селе, и ничего не знать о родных мужа Любовь Тимофеевна не могла. Много загадок связано и с неожиданным переездом семьи в Москву, и со скоропостижной смертью Анатолия Петровича. Да и о подвиге Зои Космодемьянской, как ни странно, было известно немного. Ушла добровольцем на войну, была зачислена в разведшколу, при выполнении очередного задания была задержана немцами и после изощренных пыток казнена. Ни воспоминаний очевидцев (деревня Петрищево была многолюдной), ни подробностей задания, полученного комсомолкой. А уж совсем придирчивых удивляло и то, что на родине Космодемьянских – в селе Новые Гаи под Тамбовом – памятник Зое появился только к пятидесятилетию Победы, в 1995 году. И это притом, что почти в каждом советском городе имелись улица или площадь, носившие имена героев-комсомольцев. И только сейчас, когда в распоряжении исследователей оказались новые документы, появилась возможность ответить на большинство возникавших до того вопросов. Потомки Космы и Дамиана Фамилию Космодемьянские в Тамбовской губернии носили многие священнослужители. До деда Зои и Шуры, Петра Ивановича, настоятелем храма в Осином Гае был его дядя Василий Иванович Космодемьянский, а до него дед, прадед и так далее. Да и родился Петр Иванович в семье священника. Кроме того, имена святых братьев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) в фамилии ко многому обязывали. Прославились они не только своими лекарскими талантами, но и тем, что никогда не брали за свое мастерство платы. Легенда гласит, что после смерти родителей братьев посетил Дух Святой, который, наделив сирот талантами, однако же, предупредил: «Даром получили, даром и отдавайте». Но однажды Дамиан, поддавшись на уговоры, принял от одной из вылеченных им женщин куриные яйца, чем так расстроил Косму, что тот даже похоронить себя завещал отдельно от брата. В любом случае, в святые летописи вошли они как бессребреники и даже после смерти страждущим помогали. По окончании семинарии Петра Ивановича определили псаломщиком в храм села Большая Липовка Моршанского уезда, где он организовал для деревенских детей школу, в 1900-м был рукоположен в священники, а в 1906-м после смерти дяди стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осиные Гаи. Когда-то, как вспоминала Любовь Тимофеевна, в этих местах были густые осиновые леса, но к началу прошлого века от них ничего не осталось, плодородные почвы разъедала коррозия, а однажды расположенная на краю изба даже сползла в подступивший к селу овраг, похоронив всех своих обитателей. Село насчитывало почти тысячу дворов, из каждой семьи кто-то обязательно подрабатывал в городе, и доброжелательный священник пришелся в Осиных Гаях как нельзя кстати. Он и учил, и лечил бесплатно, а в случае нужды всегда мог деньгами выручить. К тому же, будучи женат и имея четырех сыновей, отец Петр не сторонился и простой деревенской работы – сеял хлеб, выращивал овощи, содержал скотину. Старшего сына – Анатолия – отправил в Духовную семинарию и помогал ему, чем мог. Казалось, ничто не в состоянии нарушить устоявшегося годами быта, но грянула революция. «Беднота – не голытьба, а голытьба – не добродетель» Пожалуй, нигде так не чувствовалось разделения на красных и белых, как на Тамбовщине. Недаром подавление крестьянского мятежа именно в этой губернии выделялось в советских учебниках наравне с основными сражениями Гражданской войны. Уже к середине 1918 года Тамбовская губерния из снабжавших хлебом перешла в число особо нуждающихся. Беспощадное изъятие зерна и репрессии против его укрывавших коснулись каждой семьи, а Осиногайский комбед отличался чуть ли не особыми зверствами. И конечно, отец Петр Космодемьянский не мог оставаться от происходившего в стороне. По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Св. Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили. В ночь с 26 на 27 августа 1918 года подогретые алкоголем бандиты выволокли священника из дома, на глазах жены и трех младших детей избили до полусмерти, привязав за руки к седлу, проволокли по селу и сбросили в Сосулинские пруды. Еще в восьмидесятые среди старожилов существовала легенда о том, что перед смертью Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить. Тело Космодемьянского обнаружили весной, и, по свидетельству все тех же очевидцев, «было оно неиспорченным и имело восковой цвет». Похоронили на кладбище вблизи церкви Знамения, в которой Петр Иванович служил последние годы. От беды не убежишь Хотя считается, что о дальнейшей судьбе Космодемьянских все известно, новые документы помогают взглянуть на нее по-новому. В «Повести о Зое и Шуре» Любовь Тимофеевна довольно подробно рассказывает о тяготах, которые пришлось пережить, но и умалчивает о многом. Как, к примеру, можно было написать, что и дедом, и прадедом, да, наверное, и прапрадедом героев-комсомольцев были священники, а их нескончаемые переезды с места на место перед войной были вызваны, прежде всего, боязнью репрессий? Только однажды вроде бы можно углядеть намек на существовавшую в семье легенду: это когда Любовь Тимофеевна вспоминает, что ее малолетнюю дочурку в Осиных Гаях односельчане сравнивали с ангелочком. Да и то, мало ли найдется детей, которых бы с ангелами не сравнивали? Другое дело, кто потом вырастает. После гибели Петра Ивановича Космодемьянские еще какое-то время оставались на прежнем месте. Но вдова даже похоронить его не решалась, пока не получила от новых властей разрешения. Старший сын Анатолий оставил учебу в Тамбове и вернулся в деревню, чтобы помогать матери с младшими детьми. Когда же те подросли, женился на дочери местного писаря Любе. 13 сентября 1923 года родилась дочь Зоя, а через два года – сын Александр. «Зоя была маленькая и хрупкая. Ходить она стала к одиннадцати месяцам. Окружающие ее любили, потому что она была очень приветлива и доверчива. Выйдя за калитку, улыбалась каждому прохожему, и если кто-нибудь говорил ей: «Пойдем ко мне в гости, ангелочек?» - протягивала ручки и тут же шла». Любовь Тимофеевна и Анатолий Петрович учительствовали, но в 1929-м началась коллективизация, и Космодемьянским припомнили их происхождение. Разъехались почти все: младшие – на юг, а Анатолий с семьей – в Сибирь, в небольшую деревню Шиткино на Енисее. Только мать уезжать отказалась, заявив, что похоронена будет рядом с мужем Анатолий же сменил еще несколько мест, пока наконец не оказался в Москве у дальних родственников жены. Поначалу казалось, что жизнь налаживается, – Любовь Тимофеевна учительствует, отец устраивается на работу в Тимирязевскую академию, Космодемьянские получают квартиру, но в 1933 году Анатолий Петрович умирает. Сведения о причинах его смерти довольно противоречивые. По одним, он скончался от туберкулеза, но тогда почему о болезни не было известно раньше? По другим, умер Космодемьянский от какой-то инфекции, полученной на работе. Но в Академии с эпидемиологической безопасностью было строго, за здоровьем работников следили. Третья версия гласит, что сведения о непролетарском происхождении Космодемьянских дошли и до Москвы, и, чтобы отвести репрессии от близких, Анатолий покончил жизнь самоубийством. В любом случае горе семью только сплотило. Однако без ответа остаются следующие вопросы. Почему Космодемьянские, бежав из родного села, не побоялись приехать в Москву? В 30-е годы она была не лучшим местом, для того чтобы избежать репрессий. Как, имея на руках справку о четырех классах Духовной семинарии (он ее так и не закончил), Анатолий Петрович сумел устроиться на работу в Тимирязевскую академию и почти сразу получить отдельную квартиру. Тогда и более ответственные работники жили в коммуналках. И, наконец, не объясняется ли все это, а также внезапная смерть Анатолия Петровича тем, что, будучи загнанным в угол, он согласился на сотрудничество с НКВД, а когда из этого сотрудничества ничего путного не получилось, был или убит, или, опять же, покончил с жизнью сам. Дело №Н-16440… В конце восьмидесятых на волне развенчания всех и вся досталось от журналистов и Космодемьянским. Шуру упрекали во взрывном характере и том, что он то и дело влипал в неприятные истории. Мол, не случалось и дня, чтобы мальчик с кем-нибудь не подрался. Забывали, правда, что, по свидетельствам одноклассников и учителей, дрался Александр, заступаясь за более слабых и за сестру, которая сама за себя постоять не могла. Откопали документы, что и Зоя состояла на учете в психоневрологическом диспансере. Только не говорили, что за год до войны девочка тяжело переболела менингитом, а таких больных тогда именно там и наблюдали. Сторонников домыслов о психической болезни комсомолки не смущало даже то, что страдай она какой-либо психической болезнью, ее бы ни за что в разведшколу не определили. Нашлись и те, кто сам подвиг Зои отрицал (мол, совершили его то ли Вера Волошина, то ли Лиза Чайкина, а приписали Космодемьянской), и те, кто ставил под сомнение задачу, поставленную перед разведчиками. По их мнению, Зою задержали крестьяне, разгневанные тем, что она собиралась поджечь их дома, а в селе этом даже немцев не стояло. Только рассекреченное уже в наши дни Уголовное дело №Н-16440 по обвинению Василия Клубкова в предательстве и измене родине, внесло окончательную ясность. Сразу после начала войны Зоя записалась в добровольцы, и ее определили в разведшколу. Школа находилась недалеко от московской станции Кунцево, там она и познакомилась с Клубковым. «Она мне сразу не понравилась… Смотрела так, будто хотела в чем пристыдить». В середине ноября в школу поступил приказ сжечь деревни, в которых расквартировались немцы. Создали два подразделения, каждое по десять человек. Но у деревни Петрищево 22 ноября оказались только трое – Космодемьянская, Клубков и более опытный Борис Крайнов. Решили, что Зоя должна поджечь дома в южной части деревни, там квартировали немцы; Клубков — в северной, а командир — в центре, где находился немецкий штаб. После выполнения задания все должны были собраться на том же месте и уже потом возвращаться домой. Крайнов действовал профессионально, и его дома загорелись первыми, потом вспыхнули те, что располагались в южной части, в северной не загорелись. Крайнов прождал товарищей почти весь следующий день, но они так и не вернулись. Из протокола допроса Бориса Крайнова: «О задержании Космодемьянской мне стало известно только 15 января, то есть после освобождения деревни Петрищево, когда нашими частями было обнаружено ее тело. Потом мы виделись с Клубковым — он сказал, что в деревне встретил немцев и ничего не успел сделать. Пошел обратно на место встречи, и его захватили в плен, откуда он бежал. Меня тогда уже удивило, что сам он о Зое не спрашивал». Из протокола допроса Василия Клубкова: «Когда я подходил к зданиям, которые должен был поджечь, то видел, что участки Космодемьянской и Крайнова загорелись. Подойдя к дому, я разбил бутылку зажигательной смеси и бросил ее, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке от себя двух немецких часовых и решил убежать в лес, расположенный в 300 метрах от деревни. Как только я прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата и сдали немецкому офицеру. Он наставил на меня револьвер и потребовал, чтобы я выдал, кто вместе со мной прибыл поджигать деревню. Я рассказал, что нас всего пришло трое, назвал имена Крайнова и Космодемьянской. Офицер немедленно отдал какое-то приказание и через какое-то время привели Зою. Ее спрашивали, как она поджигала деревню. Космодемьянская отвечала, что деревню она не поджигала. После этого офицер начал избивать ее и требовал показаний, она молчала, и тогда ее раздели догола и в течение 2—3 часов избивали резиновыми палками. Но Космодемьянская говорила одно: “Убейте меня, я вам ничего не расскажу”. Даже имени своего не назвала. Твердила, что зовут ее Таня. После чего ее увели, и я ее больше не видел». Клубкова судили и расстреляли. А скрывали это, чтобы не омрачать настоящий подвиг предательством. Ангелы 16 февраля 1942 Зое Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза, а ее прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Уже на самом исходе войны под Фирбруденкругом геройски погиб и младший брат Зои – гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский. Именами героев были названы улицы и площади почти во всех советских городах, создавались мемориалы, ставились памятники… Но, пожалуй, самой искренней и доброй является память земляков Зои и Шуры из Осиного Гая. Хотя здесь им и установили памятник только к 50-летию Победы, об ангелах, что придут и уйдут, так и не сделав людей счастливее, помнили всегда. В 1946-м, когда это стало возможно, в Осиных Гаях снова открыли церковь. Как ни странно, она почти не пострадала – все, вплоть до серебряных подсвечников, было возвращено сельчанами в храм. На могиле отца Петра поставили крест со склоненными у его подножия двумя ангелами. И сельчане не сомневаются, что, умирая, священник предвидел мученическую смерть своих собственных внуков. В настоящее время в Тамбовской епархии рассматривается вопрос о его канонизации.

Наталья Захарова: Интересно, а фотографий этого деда Петра Космодемьянского никаких нет?

Наталия: Я думаю, что в епархиальном упр-и Тамбова есть. А Лидия Федоровна умерла до 1936 г. 19 авг. 2007 г.умерла К. Милорадова, похоронена на Хованском кладбище Москвы.

Люба Шерстюк: И совсем-совсем никогошеньки не осталось????????? Как печально...

Наталия: Люба, вы кого имеете ввиду? Если родных, то от братьев и сестер Любови Тимофеевны кто-то есть, но связи с ними у 201-й школы нет, а если друзей, то жива Катя Андреева (Е.И. Антонова), но она очень плохо видит.

Дарья: Наталия пишет: жива Катя Андреева (Е.И. Антонова) Ничего себе!!! Она еще жива? Как-нибудь можно с ней связаться? Съездить в гости? Девочки, это ведь ужасно важно! ПРОСТО НЕОБХОДИМО!!! Пожалуйста,Ninelle и Люба, узнайте, как с ней связаться, если все-таки попадете в 201 школу!! ПЛИИИИИЗЗ!!!

Наталия: Даша, я бы ее нашла, надо только отчество и точную дату рождения. Может она Ивановна, Ильинична и т.д.

Дарья: Год рождения, скорее всего 1923, если она училась с Зоей в одном классе. Наверняка знают ее адрес в музее 201-й школы. Я нашла на сайте "Солдаты ВОВ" только одну Екатерину Андрееву из Москвы 1923 г.р. Отчество Андреевна, родилась 19.11. Есть еще 1924 года рождения две Екатерины: Андреева Екатерина Дмитриевна, 05.10.1924 г. р. и Андреева Екатерина Ильинична, 28.08.1924 г. р. Какой-то подробной информации там нет.:( Вот.

Наталья Захарова: Скорее всего одна из двух Екатерин, 1924 года. Зоя пошла на год позже, она с 1924 годом училась. (Она же проболела год) Она пошла в перый класс 1 сентября 1931 года. Шура был самый молодой в классе 1925 года.



полная версия страницы