Форум » О Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Лиле Азолиной » Родственники Зои » Ответить

Родственники Зои

Ninelle: Совершенно случайно (по наводке своей старшей дочери) обнаружила информацию о том, что рыженькая девочка, солистка модной ныне среди молодежи группы "Ранетки" является внучатой племянницей Зои. Даже не знаю, верить или нет? Текст с сайта www.ranetki.ru "Женя. На сцене – рыжая бестия и малолетняя оторва! Лупит с размаху по клавишам, совершает сольные вылазки на комбики, откуда не по-детски заводит толпу. На одном из концертов в Карелии поломала блок питания синтезатора, разбила локоть и ногу, прыгнув в концертном экстазе на колени перед публикой. В обычной жизни – внучатая племянница Зои Космодемьянской, акселерат-самородок, сдавший все школьные экзамены экстерном, любит стопками поглощать постмодернистские книги. Впрочем, это не мешает ей заниматься спортом: девочка мастерски катается на сноуборде, и даже участвовала во всероссийских соревнованиях в составе сборной Москвы. Женя уже давно профессионально занимается сноубордом. Чтобы не терять времени даром летом, Женя занимается фрибордом. И во фриборде она, надо сказать, достигла высот: на соревнованиях Downhill Gravity Contest-2007 Женя была единственной девушкой и каталась по той же трассе, что и юноши. Женя – энергия и мозг «Ранеток».

Ответов - 184, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Дарья: вообще по-моему, это чушь какая-то. Ну, допустим, что Любовь Тимофеевна могла плакать аккурат в одном и том же месте каждый год - может, именно то, о чем она рассказывала, разрывало ей сердце. Но у нее же была персональная пенсия за 2-х детей-Героев Советского Союза! Нафиг ей эта десятка? Может, девочка просто плохо расслышала? Или придумала специально? Дети всегда по-своему интерпретируют действительность.

Наталия: Я думаю, что это выдумка в духе 90-х гг., когда очерняли героев и обеляли предателей.

Марина: Наталия пишет: А что она пишет насчет репрессир.отца Зои? Разве его арестовывали? Мне самой стало интересно, вот что я "надёргала" из разных источников. "...Отец — Анатолий Петрович, в прошлом участник гражданской войны, заведовал библиотекой. ...Отец работал в Тимирязевской академии, учился на курсах стенографии и усиленно готовился к поступлению в заочный технический институт - это была его давнишняя мечта. Может быть эта жизнь на пределе возможностей и подорвала его силы. А возможно сказались последствия службы в Красной Армии в годы гражданской войны. Так и не успев осуществить свою мечту, Анатолий Петрович тяжело заболел и, несмотря на благополучно проведенную операцию, скончался в 1933 г." http://www.tstu.ru/win/tambov/imena/mih/kosmod.htm "...Отец был священником." http://www.all4heroes.ru/kosmodemyanskaya.php "...Анатолий (Зоин отец) после четвёртого курса из семинарии ушёл, после чего работал в сельской избе-читальне, а по прибытии в Москву был бухгалтером в Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Умер в 1933 году в возрасте 33 лет." http://a-theism.com/index.php?option=com_content&task=view&id=1235&Itemid=209 "...Поначалу казалось, что жизнь налаживается, – Любовь Тимофеевна учительствует, отец устраивается на работу в Тимирязевскую академию, Космодемьянские получают квартиру, но в 1933 году Анатолий Петрович умирает. Сведения о причинах его смерти довольно противоречивые. По одним, он скончался от туберкулеза, но тогда почему о болезни не было известно раньше? По другим, умер Космодемьянский от какой-то инфекции, полученной на работе. Но в Академии с эпидемиологической безопасностью было строго, за здоровьем работников следили. Третья версия гласит, что сведения о непролетарском происхождении Космодемьянских дошли и до Москвы, и, чтобы отвести репрессии от близких, Анатолий покончил жизнь самоубийством. Однако без ответа остаются следующие вопросы. Как, имея на руках справку о четырех классах Духовной семинарии (он ее так и не закончил), Анатолий Петрович сумел устроиться на работу в Тимирязевскую академию и почти сразу получить отдельную квартиру? Тогда и более ответственные работники жили в коммуналках. И, наконец, не объясняется ли все это, а также внезапная смерть Анатолия Петровича тем, что, будучи загнанным в угол, он согласился на сотрудничество с НКВД, а когда из этого сотрудничества ничего путного не получилось, был или убит, или, опять же, покончил с жизнью сам." http://www.vz.ru/society/2006/11/21/57889.html "...Анатолий Космодемьянский умер в 1933 году после операции на кишечнике, и дети (Зоя и её младший брат Александр) остались на воспитании матери." http://www.evbar.ru/fordesk/abracadabra/partizan1-b.html "...Хотя ее отец (по профессии - учитель) был репрессирован как враг народа, перед Сталиным Зоя преклонялась." http://www.np.kz/old/2007/13/rludi2.html "...Ее отец Анатолий Петрович выступал против перегибов при коллективизации, и был признан кулаком." http://www.zvezda.ru/warpath/2007/11/28/zoya.htm "...Когда и как семья А. П. Космодемьянского оказалась в Москве? Чем был занят в столице вчерашний сельский житель? Помнится, на мой вопрос об этом экскурсоводы Тамбовского музея отвечали не очень определенно. Под раскулачивание семья Космодемьянских не попала. Сам Анатолий Петрович, имея незаконченное среднее образование, был в селе не только избачом, но и членом комитета бедноты. А почему уехал - неизвестно. Наверное, все же была опасность раскулачивания. Как-никак сын священника, да и семья была зажиточной. Статья поэта В. Лесового ясности не прибавила. Семья оказалась поначалу даже не в Москве, а в Сибири, под Иркутском, притом по собственной воле. Это случилось еще до начала сплошной коллективизации в 1929 году. И сам собой напрашивается повод вспомнить о Степане Перекальском. Через год его односельчанин Анатолий Космодемьянский со всей семьей оказался в Москве. Быстро устроился на работу, и не извозчиком или разнорабочим на стройке, а в Академию имени Тимирязева. По ходатайству ее администрации семья Космодемьянских вскоре получила квартиру в Москве. Без крепкой поддержки и поручительства такое было бы невозможно в те времена. Такому удачному устройству семьи в столице мог поспособствовать участник Гражданской войны, бывший красный командир Степан Перекальский, который жил в это время в Москве, был на ответственной хозяйственной работе. Помогать хорошо знакомым землякам всегда считалось на Руси доброй традицией. Впрочем, это только предположение. Кстати, судя по публикациям в журналах «Мир божий» и «Наш современник», несостоятельной оказалась и прозвучавшая в нескольких передачах радио и телевидения версия о том, что Анатолий Космодемьянский был в тридцатых годах репрессирован. Он умер своей безвременной смертью в 1933 году, когда ему исполнилось всего тридцать три." http://pravda.kursknet.ru/news.php?article=2789 "...Внезапно, в 1929 году, молодая семья покидает Осиновые Гаи и уезжает в Сибирь, в далёкий Енисейский округ. На некоторое время осела в селе Шиткино, что под Канском. Затем перебралась в Москву, где обосновались родственники Любови Тимофеевны. Объяснение этим странным переездам может быть только одно: семья Космодемьянских бежала из родного села от начавшихся гонений и преследований, чтобы как можно быстрее и надежнее затеряться на просторах великой страны и скрыть свою принадлежность к историческому роду священнослужителей. В Москве Анатолий Петрович удачно устроился на работу в Тимирязевскую академию, получил квартиру, и всё, казалось, пошло на лад, но в 1933 году, в 33 года, он умер. Какова причина его смерти — неизвестно." http://nashsovr.aihs.net/p.php?y=2006&n=11&id=3 "...Зоя родилась в глухой деревушке Осиновые Гаи на Тамбовщине, более чем в сотне километров от областного центра. Отец - Анатолий Петрович Козьмодемьяновский, сын деревенского священника, к моменту рождения первенца преподавал в местной школе и по совместительству был избачом. То есть что-то вроде культработника среди местного населения, не умевшего ни читать, ни писать. Дочь зарегистрировали на фамилию отца, а вовсе не на ту, под которой сегодня ее знают как героиню. Сегодня в нашем материале впервые приводится настоящая фамилия Героя Советского Союза - советской военной разведчицы, а не партизанки, как учили учебники и книги не одно поколение наших людей. По какой же причине Зоя из Козьмодемьяновской была превращена в Космодемьянскую? Это сделали родители еще до того, как девочка переступила школьный порог. В 1929 году в родные Осиновые Гаи пришла коллективизация со всеми известными перегибами. Избач Анатолий Козьмодемьяновский выступил на собрании односельчан с критикой тех позиций, на которых большевики предлагали создавать колхоз. Услышал из среды собравшихся: "Замолчи, поповский сын!" В сороковые годы прошлого века в своей "Повести о Зое и Шуре" мать героини, тоже, как и супруг, учительница Любовь Тимофеевна писала о том, что родителям Зои и ее младшего братишки Шуры, дескать, захотелось попутешествовать по белу свету. Сегодня, когда над нами не довлеет больше топор цензуры, можно приоткрыть завесу семейной тайны Козьмодемьяновских. В Сибирь, в частности в отдаленный район Иркутской области, они попали отнюдь не по своей воле и, конечно же, приехали туда не за запахом тайги. И были счастливы, что их еще оставили в живых. В отличие от папаши-священника Петра Ивановича, который в 1918 году в возрасте 45 лет был зверски убит приехавшими в село вооруженными людьми за то, что отказался отдать пришельцам троих своих коней. Лишь несколько месяцев назад сельчане поставили на его могиле памятник... В 1930 году, покидая Сибирь, родители с детьми уже именовались в документах Космодемьянскими. А как же иначе? Ведь они направлялись на постоянное место жительства аж в саму... Москву. Как же можно было ссыльным стать москвичами? Как говорится, ларчик просто открывался: в Белокаменной жила старшая сестра Любови Тимофеевны - Ольга, которая работала в аппарате Крупской. Заручившись поддержкой замнаркома просвещения и вдовы Ильича, она вызвала родственную семью из Сибири." http://www.nevskoevremya.spb.ru/obshestvo/3011/molitvennaya_pamyatmz_i_vechna/ Информация крайне противоречивая... Кстати, я так и не нашла ни одной фотографии А. П Космодемьянского, но точно знаю, что видела одну, семейную. Только где?


Дарья: на общем фото: там Зоя, Шура (коротко стриженные) и их родители. Анатолий Петрович мне чем-то показался похожим на Маяковского. Может, прической?:) Эта фотография была в "Повести о Зое и Шуре".

Дарья: Мариш, УРА! Я нашла эту фоту и щас выложу ее в фотографии Зои!

Марина: Наталия пишет: Я думаю, что это выдумка в духе 90-х гг., когда очерняли героев и обеляли предателей. Возможно и такое. Но могло быть в чём-то правдой. "...Анатолий Найман вспоминал, что для прекращения спора Ахматова любила внезапно заявить: "Кто здесь мать Зои Космодемьянской - вы или я?" Оказывается, однажды Анна Андреевна во время какой-то поездки оказалась в составе делегации вместе с матерью культовой героини, которая к месту и не к месту бравировала этой фразой." http://www.molodguard.ru/article112.htm Опять же, было или нет? Вполне допускаю, если вспомнить Кошевую.

Люба Шерстюк: Если вспомнить Кошевую, то вполне возможно и такое. А если её не вспоминать? Блин, да Любовь Тимофеевна ДВОИХ ДЕТЕЙ потеряла!!! Каково бедной матери? А у Кошевой Олег вообще единственный!

Марина: Александр Космодемьянский:

Наталия: А почему бы ей и не погордиться своими детьми? Не у всех же сразу оба Герои. Интересно, а у кого-ниб.в семьях так было или 3оя и Шура единственные?

Дарья: мне очень нравится его фото на памятнике на могиле. Такой красивый и юный. А на всех "популярных" фотках он выглядит лет на 30. Ыыыы!:(

Марина: «Александр Космодемьянский.JPG» на Яндекс.Фотках На второй фотографии рядом, правда, мужчина неизвестный... Это, надо полагать, место гибели А. Космодемьянского? Или памятник в любом произвольном месте г. Калининграда? Похоронен Шура на Новодевичьем, напротив сестры и рядом с матерью.

Дарья: второй памятник - это, наверное, действительно, место гибели. Интересно, что из всей семьи фото на памятнике - только у Шуры. А никто не знает, где похоронен Анатолий Петрович? По идее, Любовь Тимофеевна могла добиться перезахоранения его рядом с детьми, так почему ж не добилась?

Наталия: Даша, хороший вопрос! А правда, где его могила???

Дарья: А здесь, кажется, такая же фотография Шуры, как и на памятнике

Дарья: Вот выдержка из "Зои и Шуры": " ... В холодный, сумрачный день мы стояли втроем в Тимирязевском парке, ожидая моих брата и сестру: они должны были приехать на похороны. Не помню, как приехали мои родные, как пережили мы до конца этот холодный, тягостный, нескончаемый день. Смутно вспоминается только, как шли на кладбище, потом как вдруг отчаянно, громко заплакала Зоя - и стук земли о крышку гроба..." Если они шли пешком, то значит, кладбище находилось неподалеку от Тимерязевского парка? Или может, там морг находился? А в Коптево было свое местное кладбище?

Наталия: Даша, а может это кладбище уничтожили? А где нах. Хованское кладбище? Там похоронена К. Милорадова.

Наталия: Да, все-таки странные недомолвки о смерти отца Зои. Вот бы найти родных со стороны Ольги и Сергея. Скорее всего родные Сергея тоже Чуриковы?

Люба Шерстюк: Да, надо искать родных со стороны Ольги и Сергея. Но согласятся ли они что-либо поведать? А вообще представленные Вами, девчата, сведения страшно интересны!

Марина: Ещё статья о Петре Космодемьянском. Марина Климкова Святой из Осиновых Гаев "О Зое Космодемьянской и ее подвиге знает каждый. 1941 год, 29 ноября... Подмосковное село Петрищево... Казнь юной девушки, потрясшая страну... А двадцать три года ранее, в 1918-м, тоже на исходе ноября человек с той же фамилией — Космодемьянский — также смотрел в глаза смерти. «На севере Тамбовской области есть село Осиновые Гаи. «Осиновый гай» значит «осиновый лес». Старики рассказывали, что когда-то здесь и вправду росли дремучие леса». Так начинается книга Л. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре». Листая ее страницы, узнаешь не только о детстве будущих Героев Советского Союза, но и о семье, в которой они воспитывались, о ближайших родственниках, о самой эпохе. Однако в книжном перечне родных Зои и Александра мы не находим одного прямого предка, чью фамилию они носили, — деда, Петра Ивановича Космодемьянского. Да и как было писать о нем, сельском священнике, в советские 70-е годы? Ведь его «духовное» происхождение могло бросить «тень» на подвиг внуков-комсомольцев... Мало того, обстоятельства смерти Петра Ивановича до сих пор остаются не вполне ясными, а их противоречивые версии, хранящиеся в народной памяти, неизбежно вызывают ряд вопросов... Петр Иванович Космодемьянский, по-видимому, был личностью неординарной. В селе Осиновые Гаи он ныне почитается святым. В 2000 году, в канун прославления новомучеников российских, готовились сведения и для его церковной канонизации. Космодемьянский, очевидно, родился в семье потомственных священнослужителей. Во всяком случае, известно, что один из его братьев, Василий Иванович, тоже был священником. Архивные документы рассказывают о жизни Петра Ивановича кратко, просто, без каких-либо подробностей. Окончив курс Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, он поступил служить псаломщиком в церковь села Большая Липовка Моршанского уезда Тамбовской губернии, начал учительствовать в церковно-приходской школе. Вскоре женился на Лидии Федоровне Чуриковой и 6 февраля 1900 года был рукоположен в священники храма села Крутец, где стал заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а также представителем церковно-приходского попечительства. Летом 1906 года отец Петр перевелся в Знаменскую церковь большого села Осиновые Гаи соседнего Кирсановского уезда. 24 октября 1900 года в семье Космодемьянских родился сын-первенец Анатолий. В крестьянской среде говорили: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын». Если следовать этой народной мудрости, то можно с полным правом считать, что в семье Космодемьянских с сыновьями было все в полном порядке. Вслед за Анатолием у Петра Ивановича и Лидии Федоровны родились другие дети — и все, как один, мальчики: Алексей, Александр, Федор1. Отец Петр с детства приобщил своих сыновей к грамоте, чтению книг. В архивных источниках 1917 года сообщается, что в тот период Анатолий и Алексей учились в Тамбовской духовной семинарии, Александр продолжал образование в духовном училище. Думается, что если бы не Октябрьская революция, перевернувшая сложившиеся устои, все сыновья Космодемьянских стали бы священниками. Однако жизнь рассудила иначе... Прошло шесть лет. Из книги «Повесть о Зое и Шуре» мы узнаем, как складывалась судьба братьев Космодемьянских. Старший, отслужив в Красной Армии, вернулся в Осиновые Гаи, стал заведовать избой-читальней и библиотекой, а также вести сельский драматический кружок. Любовь Тимофеевна Космодемьянская вспоминала: «Он был и нашим руководителем, и режиссером. Объяснения он давал весело, интересно. Если кто-нибудь путал, перевирал слова Островского или начинал вдруг кричать не своим голосом, неестественно тараща глаза и размахивая руками, Анатолий Петрович так остроумно, хоть и беззлобно, передразнивал его, что у того сразу пропадала охота становиться на ходули. Смеялся он громко, весело, неудержимо — ни у кого больше я не слыхала такого искреннего, радостного смеха. Вскоре мы с Анатолием Петровичем поженились, и я переселилась в дом Космодемьянских. Анатолий Петрович жил с матерью — Лидией Федоровной и с младшим братом Федей. Другой брат — Алексей — служил в Красной Армии»2. Как видим, в повествовании Любови Тимофеевны отсутствуют два члена фамилии Космодемьянских — отец Петр и его средний сын Александр. Что же произошло с ними? Какова была судьба главы семьи? На этот счет существуют разные версии. 1918 год ознаменовал собой приход к власти коммунистов-большевиков. Вопреки тому что Тамбовская губерния была житницей России, ее сельское население при новом режиме бедствовало и голодало. Как известно, продовольственная программа в первые годы Советской власти выполнялась при помощи продразверстки — изъятия «излишков» продуктов и скота у сельского населения, сопровождавшихся использованием грубой силы. Правила «военного коммунизма» явились для тамбовского крестьянства непосильной ношей. Восстания сельских жителей вспыхнули уже в 1918 году, а еще через год Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны3. Попеременное прохождение по селам уезда повстанческих дружин, советских продовольственных отрядов и частей Красной армии с обысками, мародерством, насилием приводило к обнищанию крестьянских хозяйств и всеобщему недоверию. Русский мужик в те годы твердо усвоил жестокую аксиому времени: «Красные» придут — грабят, «белые» придут — грабят». Порой в неразберихе военно-революционного времени бесследно исчезали люди, что и случилось в 1918 году с Петром Ивановичем Космодемьянским. Его внучатая племянница, Нина Сергеевна Ланге (урожденная Чурикова), впоследствии вспоминала: «Во время гражданской войны нагрянула на Осиновые Гаи банда белых. Потребовала у священника лошадей. Он не дал, и его убили. А хоронили буденовцы, когда освободили село. Под «Интернационал»4. В селе, где некогда служил отец Петр, каждый из старейших жителей рассказывает собственную версию гибели, о которых в 1998 году5 в прессе писалось: «Общими во всех рассказах были только лошади, за которыми пришли к отцу Петру, чердак, где он спрятался и откуда его стащили, и пруд в нескольких километрах от села, возле которого был убит [...]. Все остальное — полное разноречие. От версии, что убили соседи из корысти, до каких-то таинственных книг, которые якобы хранились у отца Петра и стали главной причиной его гибели... Ну и буквально все сходились вот на чем. Убили отца Петра осенью, а обнаружили труп только в следующем году — уже летом под Троицу»6. Поскольку, по рассказам сельчан, тело найденного в озере человека оказалось нетленным, то по нему удалось опознать местного священника. А сам факт чудесного сохранения и обретения мощей отца Петра послужил почитанию его как святого. Наряду с версиями гибели Космодемьянского, приводимыми в советской печати, авторы православных изданий выдвигают свои собственные. В общих чертах они повторяют приведенные выше рассказы, но вносят в них важную поправку, а именно: Петр Иванович был убит не «бандой белых», а группой воинствующих безбожников7. Согласно этой версии, подробности его трагической гибели также остаются невыясненными, однако обретают выразительную окраску мученической смерти за святую веру в Бога. Думается, что во всех существующих рассказах, как бы они ни разнились, есть большая доля истины, которая с течением времени обрела форму народной легенды с множеством интерпретаций. Во-первых, обращает на себя внимание, что почти во всех рассказах в качестве причины возникшего конфликта называются лошади. Если прибегнуть к архивным документам, то неизбежно находишь те из них, которые касаются мобилизации лошадей для Красной Армии. Они относятся именно к тому небольшому промежутку времени, когда исчез Космодемьянский, — началу осени 1918 года8. Так, например, в одном из отчетов Волостного совета села Курдюки того же Кирсановского уезда от 7 сентября сообщается о противостоянии советских работников, следующих предписанию № 3627, с зажиточными крестьянами, не желающими ему подчиняться. «Вначале мобилизация проходила успешно, но кулаки, у которых брали лошадей, начали возбуждать массу... 6-го Сентября выступили мужики из с. Короваина, д. Тариновки, Волосатовки, д. Кареевки, Шаболовки и части Каширки и стали требовать разъяснения... Отряд матросов, который был послан Тамбовским Губернским Продовольственным Комиссариатом для уборки экономических посевов, просил разойтись толпу. Толпа еще больше взволновалась и стала наступать на матросов (солдат). Матросы начали отступать в поле... Толпа направилась к Совету и вытащила тов. Шевцова, который состоял в комиссии на приемке лошадей от Исполкома Курдюковского Совдепа, и стали проводить самосуд... В это время кирпич, брошенный в Шевцова, попал в Казанкова, в левую руку и в бок, он от натиска толпы и ударов упал без памяти. Не было совершенно никакой возможности уговорить разъяренную толпу... В это время одному матросу удалось ускользнуть из с. Курдюков, и он поскакал в с. Осиновку к председателю Осиновской фракции коммунистов (большевиков) тов. Григорьеву. Тов. Григорьев, сделав 5 выстрелов, моментально собрал всех членов фракции... и быстро двинулся в с. Курдюки... К тому времени прибыл отряд матросов и был послан нарочный в Калугинскую фракцию коммунистов (большевиков) и в Богословский Совет... С помощью этих отрядов удалось быстро и энергично уладить брожение кулаков и немедленно провести мобилизацию лошадей... Волость была объявлена на осадном положении... Было приступлено к расследованию»9. Другая версия гибели священника Космодемьянского связана с «тайными книгами, которые якобы хранились» у него и «стали главной причиной его гибели». Эта версия также не случайна и тоже несет отголосок действительных событий. Речь здесь, как видно, идет о метрических книгах, которые по долгу службы вели священники. Они содержали основные сведения о людях, так или иначе относящихся к данному приходу, и хранились в церквах10. Советская власть в процессе изъятия метрических книг неизбежно встречала сопротивление со стороны церковнослужителей. К примеру, о причинах первых крестьянских восстаний осени 1918 года в отчете Кирсановской уездной ЧК от 16 января 1919 года говорится следующее: «Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми советскими работниками в упомянутой волости и на почве мобилизации скота. Второй — в Чернавской волости — на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету»11. Любопытно, что Рудовское восстание, о котором говорится в документе, охватывало и село Осиновые Гаи. Мало того, в одном из документов ЧК от 25 ноября 1918 года, касающихся подавления этого выступления, в числе лиц, приговоренных к расстрелу, называется фамилия священнослужителя Космодемьянского: «СЛУШАЛИ: По обв[инению] священника Косьмыдемьянского и Панова в противо-Советской агитации. Косьмыдемьянского и Панова как лиц призывавших толпу к разгрому Советов в тот момент, когда было возстание контр-революционных банд, и уезд был введен в осадном положении. ПОСТАНОВЛЕНО: разстрелять и широко опубликовать среди населения»12. Поскольку в архивном документе не указано имя и отчество казненного священника, то возникает сомнение: действительно ли в нем говорится об отце Петре? Не однофамилец ли его приговорен ЧК к смерти? Однако из «Клировых ведомостей за 1917-й г.», в которых дан алфавитный список всех церковнослужителей 26 кирсановских церквей по 2-му округу, мы узнаем, что из 82 человек лишь один носил фамилию «Космодемьянский» — Петр Иванович, служивший в селе Осиновые Гаи13. Таким образом, необходимо признать, что народные легенды очень точно доносят до нас характер эпохи 1918 года с такими ее трагическими моментами, как насильственная «мобилизация» скота у крестьян, изъятие метрических книг из церквей, таинственное исчезновение людей, бандитизм и много другое, против чего выступал П. И. Космодемьянский. Да и не он один. Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти сломать веками сложившиеся в стране жизненные традиции, разрушить порядок, за что подвергались гонениями и казням. Слухи о разорении красноармейцами церквей и расстрелах священников вызывали у сельских жителей искреннее возмущение и приводили к новым выступлениям против власти, поэтому подобные факты, как правило, замалчивались. Однако в секретных документах заседаний ЧК по результатам расследования восстаний в Тамбовской губернии именно священнослужители наряду с «бывшими» офицерами и кулаками назывались в числе главных зачинщиков беспорядков. Так, например, о крестьянском выступлении 1918 года в Спасском уезде говорилось: «Расследование показало, что возстание было вызвано агитацией попов и прочих черных воронов»14. Шацкая уездная ЧК тогда же сообщала: «В волостях продолжалось возстание [...], приходилось в некоторых волостях открывать огонь, потом разстреливать кулаков и инициаторов, в некоторых возстаниях и некоторых волостях было по 40—50 разстреляных, всего в время безпорядков разстреляно человек до 500. Теперь вылавливаем зачинщиков. По допросам арестованных и по документам убитых установлено руководили бывшие офицеры и попы. Всего разстреляно 6 попов»15. Возвращаясь к непосредственной теме нашего сегодняшнего повествования, жизни П. И. Космодемьянского, задаешься вопросом: можно ли, пользуясь народными легендами и архивными источниками, выстроить хотя бы примерную историческую хронологию событий, связанных с его гибелью? Думается, что да. Итак. 1 сентября 1918 года выходит постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата № 3627 о мобилизации лошадей для Красной Армии. В селах, при Волостных Советах, образуются специальные приемные комиссии. Крестьяне, всерьез озабоченные сбором урожая, собираются на сход, выражают общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в уборочную страду важнейшую роль в хозяйствах. Как один из немногих грамотных и авторитетных людей, отец Петр выступает перед сельчанами и говорит о несправедливости Советской власти. Начинаются беспорядки, возможно, как и в Курдюковской волости, переросшие в рукоприкладство. Собрание разгоняется при помощи оружия коммунистами и сельскими активистами; начинается следствие, ищут зачинщиков. Один из главных подозреваемых — отец Петр, которого забирают и увозят, возможно, в Кирсанов, в ЧК, или, может быть, совершают самосуд на месте16. Листая архивные документы и читая воспоминания, следуя шаг за шагом по непростой летописи семьи Космодемьянских, вдруг сознаешь всю трагическую глубину русской истории. На первый взгляд кажется, что судьба Петра Ивановича, Зои и Александра являет нам наглядный пример глобального мировоззренческого разрыва поколений. Один из них, сельский священник, выступал за «старый» режим и погиб за него; другие, московские комсомольцы 41-го отдали жизнь за то, против чего, как кажется, выступал их дед — за Советский Союз. Однако, при всей видимой разности мотива поступков у деда и внуков, нельзя не заметить поразительную общность их характеров. Твердые принципы и отстаивание их в любых жизненных условиях, невозможность примирения с какой-либо несправедливостью, любовь к родной земле и народу, ее населяющему... Но самое главное — это жертвенная готовность отдать самое дорогое — свою жизнь — за все эти непреходящие ценности. Примечания 1. Алексей (р. 12 марта 1903 г.), Александр (р. 9 июля 1905 г.), Феодор (р. 18 октября 1907 г.) 2. Космодемьянская Л. (литературная запись Ф. Виноградовой). Повесть о Зое и Шуре. Воронеж. 1978. С. 10. 3. В исторической литературе крестьянская война в Тамбовской губернии 1919—1921 гг. получила название «антоновского восстания» или «Антоновщины». 4. См.: Кожемяко В. Есть в России Осиновый Гай: Здесь 75 лет назад родилась Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская//Правда. 1998 (от 11—14 сентября). 5. В 1998 г. отмечалось 75-летие со дня рождения Зои Космодемьянской (р. 13 сентября 1923 г.) 6. См.: Кожемяко В. Указ. ст. 7. См.: Кученкова В. А. Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского//Мир Божий. М. 2001. № 1. С. 92—95. 8. Последняя запись, сделанная в метрической книге Знаменской церкви отцом Петром, относится к 26 августу 1918 г. См.: Государственный архив Тамбовской области, далее ГАТО. Ф. 1949. Оп. 2. Д. 7445. Л. 32 (об.). 9. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 66. Л. 907. 10. Церковные метрические книги содержали записи о датах рождения, крещения, венчания и смерти жителей, а также об их происхождении. 11. Цит. по кн.: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг. «Антоновщина»: Документы и материалы. Тамбов. 1994. С. 23. 12. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 42. Л. 92. 13. Там же. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2317. Л. 3 об. 14. Там же. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 73—73 об. 15. Там же. Л. 74. 16. Поскольку Космодемьянский пропал в последних числах сентября, постановление ЧК от 25 ноября имеет несколько вариантов объяснения: либо отец Петр долгое время находился в заключении, либо приказ о расстреле был издан задним числом." http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1118&n=10

mystrekoza. 83: А кто знает дату рождения и смерти матери Зои, и где она жила после войны?



полная версия страницы