Форум » О "Молодой гвардии" помнят » Статья за статьёй (продолжение) » Ответить

Статья за статьёй (продолжение)

DmitryScherbinin: В газетах, журналах и, конечно, в internet переодически появляются статьи о "Молодой гвардии". Как правило, в них перепечатывается ранее известная информация, но иногда появляются и весьма интересные исследования... Здесь можно публиковать и ставить ссылки на все "обычные" статьи. Вот, например: http://sobytiya.com.ua/index.php?number=107&doc=1202462810 Олег Кошевой не был руководителем "Молодой гвардии" 65 лет назад, 9 февраля, в поселке Ровеньки, Луганской области, были расстреляны члены подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Олег Кошевой и Любовь Шевцова. Олегу было 17 лет, Любе — 19. Их имена обессмертил Александр Фадеев в своем знаменитом романе "Молодая гвардия". Из погибших сделали культовые фигуры, их историю знала молодежь всего СССР. И только после перестройки выяснилось, что очень многое из того, что было известно о героях Краснодона, — ложь. ПАТРИОТИЗМ НА ЗАКАЗ "Молодая гвардия" действительно существовала, и ее члены, безусловно, противостояли нацистскому режиму и приняли мученическую смерть. Однако случилось так, что имена подлинных ее руководителей были забыты, а в ранг героев возвели тех, кто сыграл не самую значимую роль. Произошло это благодаря книге Фадеева, в которой была и беспардонная ложь, и перевранные факты. Как такое могло произойти? Объясняется все просто: шла война, страна нуждалась в героях, а тут подвернулась история о мужественном сопротивлении группы комсомольцев на оккупированной территории. Нужно было немедленно сделать из нее героическую сагу. Сталину было недосуг разбираться, чьи имена назовут в книге. Нужен был литературный патриотический шедевр, и жребий авторства пал на Фадеева, талантливого писателя, который прославился еще после Гражданской войны романом "Разгром", — там тоже шла речь о молодежном партизанском отряде. Сам Фадеев в молодости участвовал в красном движении на Дальнем Востоке, один из его двоюродных братьев был вместе с Сергеем Лазо сожжен в топке паровоза, словом, и тема, и писатель идеально подходили друг другу. Отказаться Фадеев не мог — это был политический заказ, и литератор отправился в освобожденную Луганскую область. КТО ИХ ПРЕДАЛ? …Итак, в середине февраля 1943 года, после освобождения Краснодона, из шурфа шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации "Молодая гвардия". Книга об их подвиге вышла в 1946 году. Однако вскоре Фадеев был подвергнут критике за то, что в романе недостаточно освещена руководящая роль партии. Писатель пожелания учел, и в 1951 году увидела свет вторая редакция романа. Впрочем, в обоих вариантах утверждалось, что Олег Кошевой был организатором и идеологом молодогвардейцев, а главным предателем — некий Евгений Стахович. Это вымышленный персонаж, но в нем без труда угадывается член подполья Виктор Третьякевич — один из тех, чье тело нашли в шахте. Уже парадокс: зачем немцы казнили того, кто якобы работал на них? Специальная комиссия, которая в начале 90-х годов расследовала заново историю подполья, пришла к выводу: после оккупации в Краснодоне и его окрестностях стихийно возникли несколько молодежных подпольных групп, которые объединил именно Виктор Третьякевич. Руководителем "Молодой гвардии" тоже был он. В штаб входили также Ульяна Громова, Иван Земнухов, Иван Туркенич, Любовь Шевцова и Сергей Тюленин. А Олег Кошевой был рядовым членом организации. "Никаких предателей не было, мы погорели из-за глупости. В Краснодон пришел грузовик с посылками для немцев к Рождеству, и мы решили их захватить. Перетаскали ночью все в сарай, а наутро переправили в клуб. По дороге выпала коробка папирос. Рядом крутился мальчишка, Третьякевич отдал ему папиросы за молчание. А через день мальчика схватили на базаре, и уже 1 января 1943 года были арестованы Третьякевич, Тюленин, Громова", — рассказал в интервью "Комсомолке" в 1995 году один из оставшихся в живых молодогвардейцев — Василий Левашов. Та же комиссия пришла к выводу, что уже после ареста руководителей подполья немцам удалось на допросах склонить к сотрудничеству нескольких юношей и девушек, не состоявших в организации: Геннадия Почепцова, Ольгу Лядскую, Зинаиду Вырикову (в романе они выведены под подлинными именами). Те под страхом смерти назвали фамилии тех, кого подозревали в подпольной деятельности. По сути, они никого не выдали: все названные ими уже томились в застенках гестапо. ПРАВДА НЕ НУЖНА Как же вышло так, что Виктор Третьякевич, который стоически перенес страшные пытки и попытался в момент казни сбросить в шахту начальника полиции Краснодона и шефа гестапо, был записан в предатели? На допросах в НКВД его оклеветал Геннадий Почепцов — на мертвого было легко взвалить вину. А показания Почепцова совпали с тем временем, когда Фадеев собирал материал для книги — спешно, у писателя не было возможности разбираться, кто именно выдал подполье. Сам Фадеев в Краснодоне жил в доме матери Олега Кошевого, и она воспользовалась этим, чтобы преувеличить роль своего сына. Родственники же Виктора Третьякевича добивались его реабилитации долгих 16 лет. Переломным моментом стало задержание Василия Подтынного, следователя полиции и участника расправы, признавшего, что Третьякевича оклеветали. Однако было уже поздно: книга выдержала массу переизданий, именем Кошевого по всей стране называли улицы и заводы, оно было на устах у молодежи. И, несмотря на протесты многих краснодонцев, "наверху" было признано "идеологически неверным" восстановление исторической справедливости. Александр Фадеев не раз повторял: "Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел". Однако его книга сломала судьбы многим, в том числе Зинаиде Выриковой и Ольге Лядской, которые половину жизни провели в лагерях. Следователям было проще принимать роман за документ, чем разбираться в том, что случилось в реальности. Между прочим 13 мая 1956 года Фадеев, признанный корифей советской литературы, застрелился на своей даче в Переделкине. К роковому шагу, помимо всего прочего, его, скорее всего, подтолкнуло чувство вины перед теми, кто пострадал из-за его книги.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Любовь: Я несколько фрагментов Последней исповели смотрела... Аж передёрнулась вся... Надо ж было так подвиг Ребят опошлить... Ужас...

Лера Григ: Подвиг ребят не опошлен. Здесь всё в порядке. Только повествование о каких-то других ребятах - не молодогвардейцах. НО ТОЖЕ ГЕРОЯХ!

Любовь: Да нет, Лера, они там ввели какие-то мерзкие типы... кто-то хнычет... канючит... какие-то бабы базарные... и всё переврано... Тоскливо...

Лера Григ: Прости, не помню токого. Наверное в жизни так и было? Не все же люди стойкие и мужественные. А то, что переврано, то я ж и говорю - не о молодогвардейцах. Везде всё по разному ведь было.

Любовь: Лера, ну как не помнишь? Там сцена на базаре довольно противная... Или я путаю?

Лера Григ: Сцена на базаре там есть. Считаю, что очень оригинально придумано. А главное - НЕ САМИ РЕБЯТА УБИЛИ ПОЛИЦЕЙСКОГО (как некоторые утверждают, что они никого не убивали), А ПОДСТАВИЛИ ЕГО. Ведь за это не стали бы казнить каждого 10-го жителя. Ведь правда же, Игорь?!

Лера Григ: Прочла писульку (иначе это и не назовёшь!) Торицина. КАК такому можно доверять?! Нифига ни в чём не разобрался!!! Сразу видно, что составлял эту статейку (или донесение?) под диктовку Кошевой. Многое выпущено, выдумано, недоговорёно, перепутано. А Василия Левашова он из наградных списков выпустил из-за невнимания, недоработки. Либо вообще ничего про него не знал, либо Василий ему так сильно чем-то насолил, что Торицин его намеренно ни разу не вспомнил! Эту писульку сейчас и читать-то невозможно!!! Плеваться хочется. Ей Богу, даже документы, которые Игорь предоставляет гораздо правдоподобнее воспринимаются, чем этот Торицин!!! Кстати сказать. То что он выдвинул подозрения на счёт Третьякевича - ничем он их не подтверждает! Был мол слух, что Люба Шевцова там что-то "на хвосте" из города принесла, да то, что при пытках не выдержал. Разве на этих сплетнях можно выдвигать серьёзные обвинения в предательстве?! И ещё одно, к слову сказать, Игорь собирается численность организации урезать. ВО ВСЕХ ДОКУМЕНТАХ, что сейчас просмотрела, В НОЯБРЕ ЧИСЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛА УЖЕ БОЛЕЕ 100 ЧЕЛОВЕК!

DmitryScherbinin: Две редакции романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Исторические и образные акценты (начало магистерской работы/диплома. Текст находиться по адресу: http://www.mirrabot.com/work/work_68708.html ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...3 Глава I. Изменение художественной концепции романа «Молодая гвардия» при изображении взрослого подполья. Образы коммунистов...30 1.1. Уточнение авторской позиции при корректировке эпизодов во второй редакции романа «Молодая гвардия»...30 1.2. Образы коммунистов в двух редакциях «Молодой гвардии»...37 1.2.1. Коллективный портрет руководителей подполья во второй редакции романа...37 1.2.2. Единичное и общее в изображении Матвея Шульги и Андрея Валько...44 1.2.3. Акцентирование организующей роли большевиков Лютикова и Проценко во второй редакции романа...63 Глава II. Сопоставительный анализ образов молодогвардейцев в двух редакциях романа "Молодая гвардия"...81 2.1. Эволюция образов молодогвардейцев «интеллектуального склада»...83 2.2. Образы молодогвардейцев «прямого действия» в двух редакциях романа «Молодая гвардия»...121 2.3. Раскрытие психологии предательства в романе «Молодая гвардия»...133 Заключение...142 Библиография...147 ВВЕДЕНИЕ Александр Александрович Фадеев - один из крупнейших русских писателей XX века, чье творчество неразрывно связано с советской эпохой. Он неоднократно прямо признавал влияние коммунистической идеологии на свое формирование как художника: «Я принадлежу к тому поколению демократической интеллигенции, которое было еще в поре ранней юности, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Нам нужно было выбирать, на чью сторону стать. Выбирать нужно было потому, что этого требовала совесть. Выбирать нужно было и потому, что людей, не ставших на ту или другую сторону, били и с той, и с другой стороны. Нам не трудно было выбрать. Мы учились на медные деньги своих родителей. Мои отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка. Так, полные юношеских надежд, с томиками Максима Горького и Некрасова в школьном ранце, мы вступили в революцию... Как писатель, своим рождением я обязан этому времени»1. В истории русской литературы XX века Александр Фадеев остался, прежде всего, как автор ставших классическими романов «Разгром» и «Молодая гвардия». Но творчество писателя стало заложником политической конъюнктуры. Если в годы существования Советского Союза без освещения творчества А. Фадеева не обходился ни один курс по изучению советской литературы, то в последние полтора десятилетия его имя оказалось незаслуженно забытым, а в ряде случае даже оклеветанным и оболганным. В связи с этим актуальной становится задача непредвзятого прочтения Литературная газета. - 2 марта 1949г. творческого наследия А. Фадеева с учетом открывшихся в последние годы новых фактов. Творчеству Александра Фадеева посвящены многочисленные литературоведческие труды и публикации. Особое место занимают монографии о жизни и деятельности автора2. Большой опыт по изучению творчества А. Фадеева накоплен на кафедре советской литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне — кафедра русской литературы XX века Московского педагогического государственного университета), где защищены 7 кандидатских диссертаций3. Важное место в исследовательских работах по творчеству писателя занимают труды СИ. Шешукова. А. Фадеев стал одним из главных «героев» научной деятельности ученого4. В работах С.И.Шешукова представлена творческая эволюция писателя в контексте литературной борьбы 20-30-х гг. прошлого столетия, в том числе дискуссий о творческом методе советской литературы и романтическом начале в литературе социалистического реализма. В последние полтора десятилетия в литературе о Фадееве наметился крен в сторону акцентирования биографических деталей, вызванный, в частности, публикацией предсмертного письма писателя5. Исключением из 2 Баскевич И. Повести и романы А.А. Фадеева. - Курск, 1952; Боровикова Н. А.А. Фадеев. -М., 1962; Шешуков С. Александр Фадеев. Очерк жизни и творчества. - М.,1973; Бушмин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. - Л., 1983; Боборыкин В. Александр Фадеев. Писательская судьба. - М.,1989 и др. 3 Апресян Г. Герои советского времени в творчестве А.А. Фадеева. 1950; Неизвестных Л. Положительный герой в произведениях А.А. Фадеева о гражданской войне. 1950; Шешуков С. Художественное творчество А.А. Фадеева. (Романы). 1950; Можчинская Е. Творчество Александра Фадеева 20-ых годов. (Повести «Разлив» и «Против течения», роман «Разгром»). 1953; Лиханова М. Роман А. Фадеева «Молодая гвардия». 1954; Редько 3. Проблема воплощения живого героя в художественных образах (по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия»). 1956; Агаян Г. Фадеев и армянская литература. 1979. 4 Шешуков С. Художественное творчество А.А. Фадеева. (Романы). - Дисс... канд. фил. наук. - М.,1950; Шешуков С. Александр Фадеев. Очерк жизни и творчества. - М., 1973; Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. - М., 1984 и др. Литературная газета. - 10 октября 1990 года. череды политизированных публикаций об А. Фадееве является монография Л.Ф. Киселевой «Фадеев-художник в замыслах и претворении»6, в которой с объективных научных позиций анализируются особенности художественного творчества и теоретические взгляды писателя. Свидетельством возросшего интереса к творческому наследию писателя явилась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Фадеева, которая состоялась в Институте мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук в декабре 2001 года7. Центральное место в творчестве Александра Фадеева, на наш взгляд, занимает роман «Молодая гвардия», посвященный одноименной подпольной комсомольской организации, боровшейся против фашистских оккупантов в городе Краснодоне на востоке Украины. По нашему мнению, роман «Молодая гвардия» представляет больший интерес и для современных читателей, так как главная его тема - глубокий патриотизм советской молодежи, борьба юношей и девушек за свободу против нацизма, остается актуальной и по сегодняшний день. Главенство именно этой темы отражено и в названии произведения. К созданию «Молодой гвардии» Фадеев приступил уже состоявшимся художником, автором имевшего огромный успех романа о гражданской войне «Разгром», в котором он начал разработку художественной концепции героя эпохи — «положительного прекрасного человека». Первая редакция романа о героях Краснодона была опубликована в 1945 г. После выхода в свет редакционной статьи газеты «Правда» «Молодая гвардия» в романе и на сцене»8 для писателя начался тяжелый период переоценки произведения, написанного с большой авторской любовью, книги, которой было отдано «много крови сердца». К моменту публикации статьи 6 Киселева Л. Фадеев-художник в замыслах и претворении. - М., 2001. Материалы научной конференции опубликованы в сборнике ИМЛИ РАН «Творчество и судьба Александра Фадеева». - М, 2004. 8 Правда. - 3 декабря 1947 года. роман о молодогвардейцах пользовался огромным признанием читателей: до 1949 года первая редакция произведения пережила 43 издания тиражом 1812000 экземпляров. «Такой огромный успех романа объясняется как его художественными достоинствами и заслуженным именем автора, так и широкой известностью самого события, отраженного в книге и ставшего предметом патриотической гордости всего советского народа»9. В статье «Молодая гвардия» в романе и на сцене» содержится серьезная критика фадеевского произведения, ей присущ характерный для того времени безапелляционный тон. В то же время в ней весьма точно определены ценность романа, его основное содержание и значение: «Ценность романа - в огромном обаянии его основных героев, славных комсомольцев Краснодона. Благодаря книге Фадеева миллионы читателей в советской стране и за рубежом узнали о героическом подвиге Олега Кошевого и его товарищей, -узнали и полюбили их. Созданные писателем с искренней теплотой образы героических комсомольцев Краснодона увлекают своей правдивостью, глубоким патриотическим чувством. Роман получил широкое распространение. За талантливое изображение, советской героической молодежи в Отечественной войне автору романа заслуженно была присуждена Сталинская премия». Именно эти достоинства «Молодой гвардии» стали залогом успеха и второй редакции романа. Одновременно основной недостаток произведения в цитируемой статье определен следующим образом: «... из романа выпало самое главное, что характеризует жизнь, рост, работу комсомола, - это руководящая, воспитательная роль партии, партийной организации». Здесь справедливо возникает вопрос: можно ли ставить под сомнение тот факт, что на протяжении десятилетий, особенно в тот исторический период жизни страны, который изображен в романе, Коммунистическая партия играла руководящую роль в жизни комсомола и Шешуков С. Александр Фадеев. Очерк жизни и творчества. - М., 1973. С. 153. общества в целом? Безусловно, нет. Другой вопрос: насколько изображение воспитательной роли партии в жизни молодежи является важным для реализации авторской концепции? Обязательно ли для раскрытия этой роли вводить конкретные образы коммунистов, руководящих деятельностью подпольной молодежной организации? Ведь герои «Молодой гвардии» -комсомольцы второй половины 30-ых годов. Приверженность коммунистическим идеалам была воспитана в них с самых малых лет. Логика редакционной статьи сводилась к следующему: роман Фадеева претендует на изображение типических образов советской молодежи, показ борьбы подпольщиков на оккупированных территориях, а партизанское движение практически везде возглавлялось коммунистами. Следовательно, жизнь и деятельность подпольной комсомольской организации не могла не направляться старшими товарищами. Важно обратить внимание на следующий акцент, сделанный в статье «Молодая гвардия» в романе и на сцене»: при изображении большевистского подполья «дело не в количестве страниц, посвященных описанию большевистской подпольной организации и ее деятелей в романе Фадеева, а в том, как показаны эта организация и ее работники». В результате работы над второй редакцией романа автор руководствовался именно этим утверждением главной газеты страны: он добавил не слишком много страниц, но партийное руководство теперь уже показано на качественно ином уровне. Реакция писателя на критику главной партийной газеты вытекает из логики понимания им партийной дисциплины и отношения к литературе как «части общепартийного дела». Фадеев отреагировал не только на обвинение в исторически неточном изображении большевистского подполья, обоснованность которого стала очевидной после публикации новых документов, но и на критику самого подхода к изображению «молодежного аспекта» в произведении: «По-видимому, я увлекся. Я увлекся молодостью, видя в ней настоящее, и прошедшее, и будущее. И потерял чувство пропорции. И получилось объективно так, что чисто лирическое начало заслонило все остальное. Видимо, я выхватил из жизни то, что совпадало с этой лирической структурой, и проходил мимо того, что не совпадало с ней. Из поля моего зрения ушли факты всенародной борьбы с немецким фашизмом, и вся книга получилась вследствие этого неточной, а проще ~ 10 сказать - неверной» . В период, предшествовавший работе над второй редакцией произведения, писатель неоднократно говорил о справедливости критических замечаний относительно неправильного показа партийных руководителей. Предельно суровая оценка собственных ошибок постепенно сменялась более уравновешенным подходом: «Меня покритиковали не за то, что эти подпольщики плохо описаны, а за то, что нужно было шире показать деятельность нашей партии в подполье и показать не только таких большевиков, которые оказались организационно слабыми и провалились, а главным образом таких, что сумели организовать силу для действенного отпора немецко-фашистским захватчикам»11. Уже в конце 1947 года в речи перед избирателями А. Фадеев дает обещание переработать роман: «Возможность исправить ошибки, на которые мне было правильно указано, - в моих собственных руках, и я обещаю, что сделаю это»12. Для полного понимания предпосылок создания второй редакции романа «Молодая гвардия» необходимо иметь в виду также ряд критических обращений, которые писатель получил задолго до появления редакционной статьи «Правды». После выхода в свет «Молодой гвардии» А. Фадеев получил около 20 тысяч писем читателей, содержащих отклики, в своем подавляющем большинстве, восторженные и положительные. Одновременно Фадееву писали и родственники погибших подпольщиков, причем некоторые из них 10 Фадеев А. Воспоминания современников. Сборник. - М., 1965. С.461. 11 Фадеев А. Письма. 1916-1956. - М, 1967. С.228. 12 Литературная газета. - 20 декабря 1947 года. были весьма недовольны изображением своих родных в романе, т.е. в первую очередь критиковали документальную основу произведения. Например, мать Лиды Андросовой была больно задета эпизодом с дневником дочери, в котором неоднократно упоминался руководитель молодых подпольщиков поселка Краснодон, ее возлюбленный Николай Сумской. В первой редакции дневник Андросовой попадает к немцам (на самом деле этого не произошло), и Дарья Кузьминична посчитала, что ее дочь, таким образом, невольно выдала Сумского. В ответном письме семье Андросовых Фадеев пишет: «Вы, конечно, совершенно правы, что дневник Вашей дочери Лиды никогда не попадал к немцам. Дневник этот находится у меня, и я Вам его с глубокой благодарностью возвращаю. Но Вы не вправе обижаться на меня за то, что в моем романе есть известная доля художественного вымысла. Хотя герои моего романа носят действительные имена и фамилии, я писал не действительную историю «Молодой гвардии», а художественное произведение, в котором много вымышленного и даже есть вымышленные лица. Роман имеет на это право»13. Сестра Анатолия Орлова была возмущена тем, что ее брат назван в романе круглым сиротой. Она писала: «Какой же он сирота, если у него есть мама, две сестры и брат Александр?»14. Ситуация еще более осложнилась, когда Фадеев начал получать письма, касающиеся жизни большевистского подполья. Так, в феврале 1946 года А.Фадеев получил очень взволнованное письмо от дочери Филиппа Петровича Лютикова, который руководил краснодонским подпольем и, как стало достоверно известно, попал в руки фашистов почти одновременно с молодогвардейцами, а не до создания подпольной комсомольской организации, как это было изображено в романе. Раиса Лютикова утверждала, 13 Фадеев А. Письма. - Указ. изд. - С.222. 14РГАЛИ,фонд 1628, опись Ы1,д.621. 10 что ее отец погиб намного позже, чем это показано в «Молодой гвардии»: «...особенно тяжело и обидно мне следующее обстоятельство: Вы зарыли его с шахтерами живым, отведя ему случайное место. А мой отец был арестован, а затем брошен в шахту вместе с молодогвардейцами. Я понимаю Ваше право писателя: оставлять главное, видоизменять частности, но это возможно только тогда, когда Вы рисуете нужный Вам образ, но тогда Вы не имели права ставить его фамилию... Я была свидетелем, как в доме Ковтуновых его навещала Соколова Налина Григорьевна (чекистка 18 года), как «шмыгал» к отцу Володя Осьмухин, которого я хорошо знала. Приходили Николаев, Земнухов и другие... Мой отец был начальником мехцеха, где числилось 60 ч. молодежи. Вместе с молодогвардейцами взяли и 18 человек из мехцеха, в числе которых и мой отец»15. В начале 1946 года А. Фадеев получил также письмо от краснодонской учительницы А. Колотович, которое может претендовать на большую объективность, так как не обусловлено родственными связями с героями романа: «По Вашей книге ряд товарищей (коммунистов) закопаны живыми в землю, а между тем в шурфе вместе с молодогвардейцами лежали 11 членов партии, которые и обвинялись и погибли за принадлежность к партийной организации. Кое-какие события требуют следующей доработки, от этого их историческая ценность не теряется. Партийная организация возглавлялась Лютиковым (оставл. для партийной работы в Краснодоне) и его друзьями по работе - Бараковым, Соколовой, Яковлевым (эти все лежат в одной могиле с молодогвардейцами, будучи вынуты из шурфа). Я имею на руках факты, данные, которые говорят о том, что шире, плодотворнее была работа членов подпольной комсомольской организации, чем она представлена Вашим произведением «Молодая гвардия»16. 15 РГАЛИ, фонд 1628, опись N1, д.621. 16 РГАЛИ, фонд 1628, опись N1, д.621. 11 Таким образом, еще практически за два года до публикации редакционной статьи в «Правде» Александр Фадеев уже располагал некоторыми фактами, говорящими об активной работе партийного подполья в Краснодоне и его связях с молодыми подпольщиками. Положив в основу своего произведения реальные события, сохранив имена героев, автор оказался в известной степени «заложником документализма». Роман стал оцениваться в первую очередь по законам документального жанра, чем и вызвано разнообразие оценок. Новые данные о борьбе партийного подполья были обобщены в статье преподавателя Ворошиловградского педагогического института Р.Новоплянской «Новое о героях Краснодона. Как коммунисты руководили деятельностью «Молодой гвардии», вышедшей в свет уже после критики романа в партийной печати17. Р. Новоплянская провела специальное исследование связей молодых подпольщиков со старшими товарищами и сообщила в своей публикации подробности работы партийного подполья: «Краснодонский райком КП(б)У оставил в районе для организации сопротивления немецким захватчикам большую группу коммунистов: Ф.П. Лютикова, Н.Р. Баракова, П.Г. Соколову, А.С. Выставкина, Н.В. Чернявского и других. Кроме того, многие коммунисты не успели эвакуироваться... За коммунистами в первые же дни было установлено строгое наблюдение. Поэтому им приходилось действовать через других, привлекая к себе в помощь молодых товарищей. Так, Лютиков, работая в период оккупации в механическом цехе, привлек к распространению листовок молодого рабочего, кандидата партии Евгения Мошкова. Он поручил Мошкову найти себе в помощь еще нескольких верных ребят. Каждый коммунист подбирал себе помощников из числа юношей и девушек. Молодогвардеец Радий Юркин вспоминает, что именно коммунист Николай 17 Комсомольская правда. - 30 сентября 1948 года. 12 Владимирович Чернявский направлял первые шаги Сергея Тюленина». Далее автор публикации указывает на знакомство и совместную работу Олега Кошевого и Полины Георгиевны Соколовой. На взгляд Р. Новоплянской, есть все основания полагать, что связь между молодыми и взрослыми подпольщиками еще более окрепла после официального формирования «Молодой гвардии» в конце сентября 1942 года. Связующим звеном между ними, по данным преподавателя Ворошиловградского пединститута, был комсомолец Евгений Мошков, через которого осуществлялась и связь с партизанскими отрядами. Р. Новоплянская также ссылается на слова Н.В.Чернявского, оставленного в тылу врага по заданию районной партийной организации и командовавшего одним из партизанских отрядов: «Я собирал на квартире у Лютикова... Мошкова, Колотович, Лютикова, Туркенича, Земнухова, Тюленина, Арутюнянца, Лопухова, Юркина, Кошевого. Поставил перед ними задачу на октябрьские дни повесить красные флаги в школе, на базаре, в поселках Изварино и Краснодон. Тюленин дал мне слово, что повесит флаг на школе, где он учился. Тюленин свою задачу выполнил». Одновременно автор статьи указывает на ослабление связей «Молодой гвардии» с партийным подпольем в последние месяцы ее деятельности, что было обусловлено усилением слежки за Лютиковым и его соратниками. В тот же период окрепла связь с подпольщиками близлежащих местностей Ростовской области. «Связная «Молодой гвардии» Ольга Иванцова (Оксана) довольно часто посещала Каменск, встречалась там с представителями подполья, товарищами Антоном и Данилой. Важнейшие свои операции «Молодая гвардия» согласовывала с Антоном и Данилой», - утверждает Р.Новоплянская. В заключение статьи ее автор приводит данные об одновременной с молодогвардейцами казни 11 коммунистов, среди которых названы Соколова, Выставкин, Лютиков, Бараков, Телуев, Щербина. Публикация Р. Новоплянской, наряду с письмами А. Колотович и 13 Р.Лютиковой Фадееву, фактически подтверждала существование партийного подполья в городе вплоть до провала самой «Молодой гвардии». Несмотря на непререкаемое право писателя на художественный вымысел, изображение некоторых исторических фактов в первой редакции романа, касающихся как взрослого, так и молодого подполья, оказалось неточным. Наиболее крупным просчетом стал показ гибели партийного подполья еще до возникновения подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Появившиеся исследования говорили о том, что взрослое подполье было разоблачено фашистами практически одновременно с молодежной организацией, а исследования А. Колотович и Р. Новоплянской однозначно утверждали, что вместе с молодогвардейцами были казнены и 11 коммунистов во главе с руководителем районного подполья Филиппом Петровичем Лютиковым. Из появившихся после выхода в свет первой редакции «Молодой гвардии» материалов можно сделать вывод, что ряд событий, описанных в романе, в действительности выглядели по-иному. Это явилось одним из побудительных мотивов для переработки романа. Необходимо отметить, что исторически неточное изображение большевистского подполья в первой редакции романа Фадеева объясняется объективными причинами. «Молодая гвардия» писалась по горячим следам трагических событий. В основу романа легли документы, подготовленные специальной комиссией ЦК ВЛКСМ, выехавшей в Краснодон сразу, как стало известно о деятельности подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». В предоставленных Фадееву документах не оказалось упоминаний о деятельности партийного подполья, «больше того, некоторые краснодонцы решительно заявили, что хоть оно и было своевременно создано, да 1R провалилось чуть ли не в первые дни оккупации» . В распоряжении Фадеева оказалась также и запись беседы работников комиссии ЦК ВЛКСМ с 18 Боборыкин В. Александр Фадеев. Писательская судьба. - М.,1989. С.205. 14 Е.Кошевой и В.Борц, в которой говорилось о быстром провале взрослого подполья: «Старые коммунисты-шахтеры ушли. Осталась небольшая группа людей, в том числе Лютиков. Группа оставалась в 11 человек, но она быстро провалилась»19. Очевидно совпадение фактов, приведенных Еленой Кошевой и Валерией Борц с цитировавшимися письмами А. Колотович и Р.Новоплянской. Во всех случаях говорится об 11 коммунистах, оставленных в подполье. Только имеющиеся у автора до написания первой редакции романа данные, к сожалению, как выяснилось позднее, неверно утверждали, что эта группа «быстро провалилась». Опираясь на находящиеся под рукой документы, А. Фадеев еще в очерке «Бессмертие» сделал вывод, что «вся тяжесть организации борьбы с врагом выпала на плечи молодежи»20. В последние годы жизни писатель серьезно раздумывал о судьбе литературы и искусства, пересматривал многие прежде незыблемые для себя истины. В. Боборыкин приводит копии и черновики адресованных Г.Маленкову и Н. Хрушеву писем из домашнего архива А. Фадеева, в одном из которых наряду с другими несправедливо раскритикованными произведениями советской литературы есть упоминание и о романе «Молодая гвардия». Это авторское утверждение, приведенное критиком, было сделано в общем контексте советской литературы: «Что может быть лучше хорошей редакционной статьи в «Правде» или в другой центральной газете, статьи, разъясняющей ту или иную ошибку писателя, ставящей новые идейно-художественные вопросы? Но в течение многих лет подобные статьи пишутся без всякой предварительной разработки их с передовыми писателями и критиками, с руководящими деятелями творческих союзов, без всякой 19РГАЛИ,фонд 1628, опись Ш,д.753. 20 Правда. -15 сентября 1943 года. 15 предварительной дискуссии, а в то же время носят непреложный директивный характер. К такого рода статьям принадлежат, например, статьи с критикой детской книги К. Чуковского «Одолеем Бармалея», с критикой романа А.Фадеева «Молодая гвардия», с критикой романа В. Катаева «За власть Советов»... Статьи эти служили предметом бурных обсуждений на заседаниях Президиума правления Союза писателей, многих писательских собраний, особенно партийных, сопровождались покаянием большинства «виновников». И действительно основное направление этих статей было правильным, и я не хочу подвергать их ревизии в этом отношении. А между тем у всех думающих, честно работающих и подлинно талантливых писателей и критиков эти статьи и способ их обсуждения неизменно вызывали чувство какого-то разочарования, горечи и унижения»21. Со времени выхода в свет второй редакции романа «Молодая гвардия» в среде литературных критиков звучали противоречивые оценки художественных достоинств двух редакций произведения. На появление второй редакции романа одними из первых откликнулись своими публикациями К. Зелинский и М.Кузнецов. В статье «Второе рождение романа «Молодая гвардия» К. Зелинский дает высокую оценку передовице «Правды», ставшей толчком для создания переработанного варианта произведения. Критик оценивает прозвучавшие в адрес Фадеева упреки как совершенно справедливые. По мнению исследователя, во время переработки произведения рассеялись субъективные увлечения, пристрастия. Оценивая стилевые особенности произведения, К.Зелинский противопоставляет «подлинную романтику самой жизни», которая «оказалась гораздо более захватывающей и сильной», романтике, 21 Боборыкин В. - Указ. изд. - С.337. 22 Зелинский К. Второе рождение романа «Молодая гвардия». - Октябрь, 1952, N1. С. 175-184. 16 которую «литература привносит в изображение жизни из своего собственного «хозяйства», от своей техники». По его мнению, вторая редакция произведения не утратила силы романтических красок. Зелинский особо отметил своеобразие авторского повествования. Критик утверждает, что писатель «не исказил и не изменил того мира, который он воссоздал с таким вдохновением». К. Зелинский в своей статье акцентировал внимание на идеологическом аспекте при создании второй редакции романа, считая, что именно идеологические достоинства переработанного издания являются залогом его художественной значимости. Практически в том же духе выдержана появившаяся почти одновременно публикация М. Кузнецова . Автор статьи дает однозначно положительную оценку результатам работы А. Фадеева над второй редакцией «Молодой гвардии». Сам факт появления нового варианта «Молодой гвардии» трактуется исследователем как важное свидетельство положительной роли партии в литературной жизни страны. Автор публикации подробно анализирует образы коммунистов во второй редакции - Проценко, Лютикова, Баранова. Обращаясь к образам молодогвардейцев, М. Кузнецов высказывает мнение о большей их реалистичности во второй редакции: «Образы большевиков в романе усилили реалистическую достоверность тех героев романа, которых полюбил читатель еще по первому изданию книги. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Ваня Земнухов - озаренные высокой душевной красотой фигуры молодогвардейцев - сейчас, в новом издании романа, приобрели как бы еще большую жизненную силу и убедительность». Аргументируя свою точку зрения, автор статьи подчеркивает важность основного идейного замысла: «То, что в первом варианте было волнующим, по-настоящему вдохновенным - поэтические образы, яркие эпизоды, рукой мастера найденные детали, - все это органически сплавилось с новыми кусками, слилось в стройную картину, где 17 все подчинено единой идее. Ничто хорошее не потерялось, ни одна краска не потускнела, но все встало на свои места, и не только целое, но и каждая деталь возвысилась, окрылилась глубоким пониманием жизненной правды». И хотя, на наш взгляд, мнение о характере изображения молодого поколения во второй редакции звучит излишне прямолинейно, исследователь дал в целом объективную оценку коллективного портрета молодогвардейцев во второй редакции. Однако работа М. Кузнецова, как и приведенное выше исследование К. Зелинского, в основном построена на акцентировании идеологических сторон переработки произведения, поэтому в статье преобладают оценки публицистического характера. После XX съезда КПСС параллельно с изменением политического климата в стране тон публикаций о литературе, в том числе и о романе А.Фадеева «Молодая гвардия», постепенно изменяется. Впервые о положительных сторонах первой редакции романа «Молодая гвардия» заговорил Константин Симонов24. На взгляд коллеги по перу, Фадеев писал первую редакцию романа с внутренним чувством «показать... какие качества должны быть заложены в людях для того, чтобы в конце концов победить в такой войне». Неоднократно оговариваясь относительно художественных достоинств «новых глав» второй редакции, писатель называет критику первоначального варианта произведения незаслуженной. Выступление К. Симонова нарушило царившее единодушие в оценке двух изданий произведения. Несмотря на то, что в 60-80-ых годах преобладающим было мнение о положительных результатах переработки «Молодой гвардии», как в отдельных публикациях, так и монографических исследованиях периодически появлялись высказывания и о достоинствах первоначального варианта романа. 23 Кузнецов М. Новое издание «Молодой гвардии». - Новый мир, 1952, N2. С.227-238. 24 Симонов К. Памяти А.А. Фадеева. - Новый мир, 1956, N6. С.3-6.

DmitryScherbinin: А название его – 'Бессмертие' http://www.pravda.lg.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=1171 Поселок Краснодон, находящийся в 18 километрах от города Краснодона, знают немногие. Однако его жители очень гордятся тем, что родились именно здесь. Ведь здесь жили, учились, любили 13 мальчишек и девчонок из 72 молодогвардейцев, принявших героическую смерть за мирное небо над головой в шурфе шахты №5. Здесь в родном поселке они и похоронены. В 1966 году на братской могиле был установлен памятник «Родине-матери», однако более 40 лет памятник не ремонтировался. А потому, когда заговорили о его ремонте, было решено: реконструкция необходима основательная. Сегодня здесь целый мемориальный комплекс. Название ему – «Бессмертие» – дали рабочие местного завода «Автоагрегат», которые и занимались реконструкцией комплекса по проекту скульптора Можаева. В мемориальный комплекс входит 2 памятника: 13 убитым молодогвардейцам и 30 советским летчикам, умершим в госпиталях от ран. Вчера же состоялся торжественный митинг, посвященный открытию мемориального комплекса погибшим молодогвардейцам «Бессмертие», в котором приняло участие около 2 тысяч человек. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева, председатель Луганской облгосадминистрации Александр Антипов, председатель областного Совета Валерий Голенко, автор памятников – заслуженный художник Украины, скульптор Николай Можаев, директор Краснодонского областного ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия» Анатолий Никитенко, делегации городов и районов области, ветераны, представители общественных организаций, учащаяся молодежь пришли к мемориальному комплексу, чтобы почтить память героев. – «Молодая гвардия» – гордость и боль Луганщины, наша честь и совесть, – заявил на митинге губернатор Александр Антипов. – По сей день мы храним беззаветную преданность великому подвигу молодогвардейцев. Их героические дела зажигали сердца людей верой в победу над врагом, и вот уже 63 года мирной жизни подарены нам подвигом наших земляков… Нет таких слов, которые могут передать горе матерей и отцов, потерявших детей, но есть слова благодарности и признания за воспитание настоящих патриотов, достойных граждан, народных героев. Пока были живы родители молодогвардейцев, мы говорили им эти слова. Сейчас слова нашей признательности обращены к тем, кто хранит память о тех героических днях. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева в своем выступлении отметила, что подобными мероприятиями Луганщина подает пример всей Украине, ведь именно так нужно гордиться своими героями. – Я сегодня с гордостью хочу сказать, что здесь, в поселке Краснодон, здесь, на краснодонской земле, здесь, на Луганщине – пример того, как надо относиться к могилам героев, как надо беречь свою историю, – подчеркнула она. – Здесь Луганщина показывает не только Украине, Луганщина показывает всей Европе и всему миру, как надо чтить героев, которые отдали самое дорогое – жизнь в борьбе с фашизмом. Благочинный Краснодонского округа протоиерей отец Вадим провёл освящение мемориала «Бессмертие». После чего участники митинга почтили светлую память погибших за освобождение нашей родины от немецко-фашистских захватчиков минутой молчания и оружейным салютом. Курсанты Луганского военного лицея имени героев «Молодой гвардии» возложили к могилам молодогвардейцев, советских воинов, а также 30 советских лётчиков, умерших от ран в госпиталях, гирлянды Славы, траурные венки и цветы от Луганской облгосадминистрации, Луганского областного Совета, Уполномоченного по правам человека, Краснодонского городского Совета, жителей поселка Краснодон как дань беззаветной памяти подвига молодогвардейцев. А в чистое голубое мирное небо школьники выпустили стаю голубей. Ведь это птицы Мира, который так дорого нам стоил. Александра ГОРГУЛЬ.

DmitryScherbinin: Кто сказал, что «Молодой гвардии» не было? http://www.kosmoskva.ru/10/2/i6_3386.htm Книгу Александра Фадеева «Молодая гвардия» мы читали еще в школе и какое-то представление о краснодонском подполье имеем. Но мало кому известно, что в маленьком тихом переулке Васнецова, в самом центре города, живет единственная в Москве участница событий, описанных в книге, бывший молодогвардеец Ольга Степановна Сапрыкина. Есть у Ольги Степановны одна маленькая, но очень горькая обида на незнакомую женщину, заявившую ей, что «никакой такой гвардии на самом деле не было», и на молодого человека Володю из Музея «Молодой гвардии» в Луганске, который забрал у Ольги Степановны весь фотоархив и так ни одной фотографии не вернул. Для того чтобы больше ни у кого не возникало сомнений в существовании «Молодой гвардии», Ольга Степановна рассказала нам свою историю. …Раньше Краснодоном называли не современный город, а небольшой поселок, который находился в двенадцати километрах от него. А сам город именовался Сорокино. В нем и находилась руководящая группа «Молодой гвардии» во главе со знаменитым Олегом Кошевым, которая поддерживала связь с подпольщиками этого поселка. 20 июля 1942 года фашистские войска вступили в город. Противные мышиные шинели заполнили сады, парки, улицы. Душно, мрачно стало в этом когда-то прекрасном городке. Вскоре все стены домов, заборов были облеплены объявлениями германского командования. В первую очередь приказывалось сдать оружие, за несдачу – расстрел; явиться всем коммунистам и комсомольцам на регистрацию, за неявку – смерть. Начались грабежи, сопровождаемые убийствами. «В основном ребята занимались расклеиванием листовок, агитацией среди населения, – рассказывает Ольга Степановна, – но были и случаи крупных диверсий – взрывали немецкие машины с продовольствием, пускали под откос поезда. Я лично в этом не участвовала, молоденькая слишком была, но находилась всегда в курсе событий. Когда мы во время войны приехали в поселок, мне было 18 лет. Не успели мы распаковать вещи, как ко мне пришли местные представители «Молодой гвардии» – Володя Жданов и Коля Сумской с грозным вопросом: «Ты комсомолка?!», «Комсомолка!» – ответила я, но вступать в ряды гвардии пока не согласилась... Когда голод начал давать о себе знать все сильнее, мы отправились собирать на поле колосья – тогда даже в непереработанном виде они годились в пищу. Возвращалась я одна и по дороге заметила на столбе листовку. «Русские близко!» – гласила она. Внезапно рядом со мной вырос мужчина с повязкой полицейского на руке. «Это ты наклеила» – закричал он громко. Несмотря на то, что сам он видел, что листовку я только читала, потащил меня в участок, где меня в наказание десять раз выпороли кнутом, на седьмом ударе я потеряла сознание. Очнулась спустя несколько часов на лавке около полицейского участка. Страшно болела спина, но я кое-как побрела домой. Жалко было распоротое кнутом платье – голубое с крылышками, не мое к тому же… Не знаю, как узнали о произошедшем со мной Жданов с Сумским, но они тут же вновь появились у меня дома и задали только один вопрос: «Теперь вместе будем могилу рыть немцу?!» Когда я уже вступила в ряды гвардии, со мной приключилась еще одна история: поздно вечером я клеила листовки и была схвачена уже с поличным, меня вновь поволокли в участок, но удалось по дороге листовки выбросить, повезло, что было темно. Так как в участке у меня ничего не нашли, меня отпустили. Были случаи, когда ребятам удавалось наклеить листовки прямо на двери полицейских участков, но сама я на такие отчаянные поступки не решалась. В январе, когда началась облава на наших подпольщиков, я думала, меня арест не коснется, но пришли и за мной. Дома меня тогда, слава богу, не было. Услышав от знакомых, что в доме немцы, я хотела укрыться у тетки, но она сказала, что боится – из-за меня могли арестовать всю ее семью, и мне пришлось идти домой. По дороге я встретила свою соседку Тамару, и она почему-то попросила прийти к дому моей тетки к полуночи, мне это странным тогда не показалось, и я согласилась. Придя домой, я оделась как можно теплее, мать собрала мне бидон огурцов и помидоров в дорогу – было решено, что мне надо из поселка бежать. К двенадцати я направилась на встречу с Тамарой, но на счастье увидела, как к дому тетки приближаются немцы, а с ними моя соседка – Тамара меня выдала… Через огороды я побежала в сторону леса, но выбежать из поселка не было возможности – немцы были повсюду, я забежала в дом к своим знакомым, сделала вид, что просто зашла поболтать – на всякий случай не стала говорить, что на меня идет облава, там и отсиделась в ту ночь. Из поселка я так и не ушла, удавалось прятаться. Вскоре и в город, и к нам в поселок пришли красноармейцы. Всех, кому удалось не попасться немецкой полиции, тщательно обо всем расспрашивали. Помню, когда я рассказывала о том, как меня выпороли, один из наших офицеров посадил меня на лошадь и велел показать тот полицейский участок, где меня били. Участок я показала и примерно описала полицаев, а уж что сделали с ними – не знаю… После освобождения поселка я сразу ушла на фронт. Прошла войну до конца – работала ротным писарем, а после войны мы всей семьей перебрались в Москву». О том, что молодому поколению известно о «Молодой гвардии» очень мало, Ольга Степановна переживает очень сильно, особенно потому, что даже ее собственный внук как-то признался, что случайно узнал о героическом прошлом бабушки и раньше о молодогвардейцах ничего не слышал. Что касается книги Фадеева, она считает, что «все в ней правда» и мнения, что события описаны слишком поэтично, возникшие после выхода романа, не разделяет. Книгу Фадеева Ольга Степановна часто дарит друзьям, подписывая: «На память о моей тревожной молодости…» СПРАВКА «ВМ» Участники «Молодой гвардии» организовали типографию, выпустили и распространили около 30 названий листовок тиражом свыше 5000 экземпляров. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года вывесили в г. Краснодоне красные флаги. Ведя подготовку к вооруженному выступлению против немцев, молодогвардейцы собрали 15 автоматов, до 30 винтовок, 300 гранат, свыше 13 000 патронов, 65 килограммов взрывчатых веществ, более 10 пистолетов. В ночь с 5 на 6 декабря сожгли со всеми документами немецкую биржу труда и тем самым спасли от угона в Германию несколько тысяч жителей района. Освободили из концентрационного лагеря свыше 90 советских военнопленных, отбили у немцев стадо скота в количестве 500 голов, отнятого у советских граждан. (Из докладной записки заместителя заведующего спецотделом ЦК ВЛКСМ Торицына секретарям ЦК о возникновении и деятельности подпольной организации «Молодая гвардия».)

Любовь: Алёна, статью об Ольге Степановне мы уже, помнится, обсуждали выше и нашли, что её воспоминания в некоторых местах наводят на сомнения...

Турсина Марина: Нашла статью в Инете, оказывается в краснодонском музее есть спецхранилище... Интересно. что там? http://orel-zalp.narod.ru/zalp8/tulenin.html

Турсина Марина: А вот интересные воспоминания. "Из воспоминаний Кулаковой Марии Прокофьевны..." Во время оккупации нашего района в дни Великой Октябрьской революции 7 ноября 1942 г. на нашей шахте N12 была вывешена красная шёлковая косынка. Флажок был вывешен Кулаковым Владимиром Прокофьевичем и Тюленевым Виктором Афанасьевичем. Сейчас эти товарищи находятся в армии. Я, Кулакова М.П. во время оккупации не работала, меня несколько раз пытались забрать в Германию, но я растравила ноги чесноком и через это не поехала в Германию. Тов. Тюленев, член партии, часто посещал на квартиру. И 6 ноября пришёл и говорит, что завтра 7 ноября великий праздник, надо как-нибудь его отметить. И решили вывешивать мою косынку, и в 11 часов ночи косынку повесили. Сделали уговор, что если кто где-нибудь проговориться, будет строго каран. Вешал тов. Тюленев на кирпичной трубе, тов. Кулаков стоял около трубы с гранатами. На утро т.е. 7 ноября в 10 часов косынка была снята одним рабочим за 300 р. Я Кулакова М. 9 ноября с шахты 12 выехала и скрывалася 23 дня, когда приехала, меня послали на биржу и 5 января 1943 меня забрала полиция и я просидела 16 суток, но всё-таки меня выпустили, потому что мы не ни с какой организацией связи не имели, и точных данных полиция за меня не имела, и поэтому меня выпустили. Н. Александровка, рабочий поселок, дом N28, Кулакова Мария Прокофьевна 6/VII-43 Воспоминания Поповой Лидии Макаровны "...С приходом нашей Красной Армии, мы узнавали о новых и новых жертвах в ближайших селах и в нашем городе. В балках, песчаных карьерах, в стволах шахт, обнаруживали трупы втихомолку замученных людей. Юные патриоты вместе с замученными коммунистами были извлечены из шахты. В бане, рядом с шахтой их одевали, укладывали в гробы, осыпали цветами. Более 70 гробов и у каждого гроба - родные, друзья. Слышны громкие рыдания, горячие слова мести беспощадной и безграничной. У всех погибших лица закрыты. Не узнать в них смеющихся дорогих лиц, ясных глаз, смелых взоров, полных презрения к врагам и палачам и гордого равнодушия к смерти. Вот гроб Сережи. Мать - старушка, сестры в горе ломают руки, падают к нему на грудь. На крышке гроба большой венок, сделанный нами нашему строгому Сереже. Вот гроб сестер Иванихиных Тони и Лили. Вместе они росли, вместе боролись и вместе трагически как героини погибли, в один гроб их и уложили. И ещё гроб брата и сестры Васи и Шуры Бондарёвых. Кажется, обнявшись они поклялись и жить борясь и умереть вместе. И ещё гробы и гробы..."

Лера Григ: Марина, у меня почему-то не открывается та страница, ссылку на которую ты даёшь. А шахта № 12 где находится? Марина, где ты берёшь такие интересные материалы? Может поделишься ими поподробнее?

Турсина Марина: Ой, Лерочка, не знаю, у меня открывается... Про шахту № 12 не знаю, думаю, это происходило в Краснодоне. Эти воспоминания я взяла в одной из групп на сайте "В контакте".

Турсина Марина: Лера, вот эта статья, которая у тебя не открывалась. Может, у Димы на сайте она тоже есть? П. РОДИЧЕВ, член Союза писателей России, автор поэмы о Сергее Тюленине «Стремнина». Заново – о «Молодой гвардии» Отклик на книгу «Молодая гвардия» (г. Краснодон) – художественный вымысел и историческая реальность. Сборник документов и материалов. М., «Вече», 2003 г. Издание приурочено к 60-летию подпольной молодёжной организации. Многие, опубликованные ныне «истины» стали известными мне ещё в 80-х, при целевой поездке в Краснодон. В плане разоблачения тогдашнего цветущего украинского национализма вспоминаю беседу в кабинете директора музея «Молодая гвардия» А.Г. Никитенко. Несмотря на рекомендацию ЦК ВЛКСМ, что я – студент Литинститута – командирован в г. Краснодон для сбора материалов о Сергее Тюленине с целью написания поэмы о нём (встречи с его ещё живыми тогда сёстрами и одноклассниками, работа с музейными документами, – сами собой подразумевались). Зная обо всём этом, Анатолий Григорьевич тем не менее сказал мне: – А зачем вы будете писать о Сергее Тюленине – напишите об Олеге Кошевом. – Сейчас я позвоню его матери, Елена Николаевне, хотя она принимает теперь только иностранцев... Я самовольно отклонил его руку от аппарата, поблагодарил и повторил настоятельно: – Я буду писать только о Сергее Тюленине и сам встречусь, с кем нужно. После того я сразу почувствовал при разговоре напряженность и почти обещание не помогать мне в дальнейшем. Добился лишь его распоряжения главной хранительнице музея Ладной предоставлять мне всё, о чем я её попрошу, за исключением того, что в спецхране... Мы, конечно, приветствовали друг друга при случайных встречах, и я обратился к нему только раз – когда знакомил его перед отъездом из Краснодона с итогами своей поездки и когда он удостоверял печатью музея подлинность дома Сергея на Орловщине и то — поверх подписей всех его сестёр. Кажется, дело давнее, заверил он и портрет курсанта разведшколы Феодосия Бытченко, квартировавшего у Тюлениных вплоть до оккупации города немцами, однако почему-то упоминаемого в книге, составленной И.А. Иоффе и Н.К. Петровой как Быченко. Видимо, по причине их невнимательности, забыт и А. А. Могилевич-Борцов, начальник Краснодонской разведшколы, в которой обучался Ф. Бытченко. Свидетельствую, что подобных «проколов» в сборнике не много, и я удивлен другим – многословным охватом документов, ставящих под сомнение причастность. О. Кошевого к комиссарству в «Молодой гвардии». В то время, когда я ездил в Краснодон (начало 80-х), всё это ещё только «витало в воздухе» и рассказывалось мне лишь Надеждой Алексеевной Тюлениной и супругами Тищенко (Екатерина Самойловна – одноклассница молодогвардейца Ивана Земнухова). Но тогда ещё не перегибали, как Иоффе и Петрова, с национальным происхождением Сергея Тюленина – он в их таблице назван украинцем, а молдаванин Борис Главан (фамилия искажена – «Главань») – русским. Сама Н.А. Тюленина, в то время – пожилая женщина, любимая сестра Сергея, чуть ли не с утра до поздней ночи водившая меня по Краснодону и о многом рассказавшая впервые для меня, вопреки А.А. Фадееву, осветила личность Кошевого – чуть ли не как предателя «Молодой гвардии». Она показала дома, в которых (порознь) жили Елена Кошевая и Олег... Было упомянуто об их личной враждебности, наверное, из-за того, что Елена подгуливала с немецкими офицерами, а позднее не подпускала к Фадееву никого из родителей молодогвардейцев, наврала ему с три короба об Олеге... Полностью дезинформировала писателя. Как откровение, я выслушал от Н.А. Тюлениной (которая, к сожалению, нигде, не упомянута в последней книге как член «Молодой гвардии» и никак не награждена) живой слух о том, что Е.Н. Кошевой были переданы на хранение 17 тысяч, собранные подпольщиками на питание и медикаменты в случае выхода из города, и она их не вернула. Зато возвратила, не желая держать у себя, фашистское знамя, похищенное из клуба Сергеем Тюлениным… Путаница с тем, что в Краснодон приезжал В. Иванов, сыгравший в «Молодой гвардии» роль фадеевского Олега Кошевого, и то, что никого из Кошевых гитлеровцы не арестовали, как бы подтвердили слухи, будто Олег ушёл с немцами и его «героизм» в подполье – это расхожий блеф. Моя же краснодонская собеседница рассказывала, что амбициозный Олег приходил к отцу Сергея Тюленина и призывал того к сдерживанию дерзости его сына, ибо тот, по мнению Кошевого, особо «лихачил» во время боевых операций, ничего не боялся, на что отец Сергея будто бы напрямую ответил: если бы все были такими робкими, как ты, мы никогда не прогнали бы гитлеровцев... А ещё меня посвятили в то, как Олег дрался с Третьякевичем на пороге его мазанки в «шанхае», когда Третьякевича временно отстранили от комиссарства, а Олег в последние две недели существования подпольной организации поспешил присвоить его звание и тайно подписывал комсомольские билеты прямо по набору «Славин» (псевдоним Третьякевича). Тюленин, услыхав об этом, порывался пострелять обоих из автомата... У теперешних читателей, надеюсь, уже не будет идеологических перекосов, хотя почему-то опять принижена роль Сергея Тюленина в создании «Молодой гвардии», которую он и назвал именно так и ещё до её возникновения уже «давал прикурить» гитлеровцам (вспомним поджог бани и дирекциона в первую же оккупационную ночь). Приписываемое партии коммунистов руководство молодёжным подпольем – это не промах первого издания книги Фадеева – промаха в этом не было. Вот непомерное возвеличивание Олега – другое дело, и ведь тоже вина не на Фадееве, – тут подпортила дело Елена Кошевая, которую не за что было награждать, и коверкать всю историю организации по её ахинее. Пока я был доверенным лицом Тюлениных на Орловщине (с 1983 г.) и не давал предавать забвению его (Сергея) родной домик тогда в Новосильском районе, я не придавал значения – как там, в Москве, относятся к его одинокой племяннице – Лилии Владимировне Тюлениной, много лет самозабвенно посвятившей пропаганде «Молодой гвардии». А теперь вижу – никак, даже не сочли её за родственницу самого прославленного молодогвардейца и не упомянули в сборнике. Значит, материалы попали в руки не тех людей, а – чужих, почти равнодушных, и те не отогрели их своей душевной теплотой. Сделали «Молодую гвардию» как бы отчуждённой от страны, какую они любили и за какую приняли смертную муку. К чему теперь экивоки на наградные милости «самостийной» Украины, равнодушной к любому патриотизму, кроме бандеровского. И Россия теперь другая, совсем не та, за какую отдали молодые жизни подпольщики. Нет у неё ни свободы, ни достатка, ни подлинных героев. Только по-прежнему она оккупирована иноземцами и лишена национального руководства. И тоска её замешана на ностальгии по подобным молодогвардейцам защитникам. Раз такие были, то и будут, когда Россия опомнится и призовёт молодёжь к борьбе.

Турсина Марина: Ссылка на воспоминания Кулаковой и Поповой. Группа назывется - "Ты в наших сердцах, "Молодая гвардия". http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=5597891

Лера Григ: Мариночка, огромное спасибо за статью!!! А про Тюленина было бы интереснее почитать (да и написать тоже).

Турсина Марина: Да не за что!

Турсина Марина: О Владимире Иванове, исполнителе роли Олега Кошевого. Владимир Иванов / Vladimir Ivanov 9 июля 1924 - 25 января 1995 [»] Краткая биография: На роль Олега Кошевого пробовались десятки молодых актеров. В итоге предводителя молодогвардейцев сыграл Владимир Иванов. — Самая страшная сцена в картине — казнь молодогвардейцев. Ее снимали четыре ночи. Это было по-настоящему страшно! — вспоминает Клара Лучко, сыгравшая в фильме роль тетки Марины. — Стояла глубокая осень, было очень холодно. В Краснодоне сохранился шурф, куда сбрасывали ребят. На эти съемки пришли тысячи людей со всех окрестностей. Приехало несколько машин “скорой помощи”. Горели костры. Когда произносил речь Володя Иванов — Олег Кошевой, местные жители не просто плакали: они рыдали. Родители погибших ребят падали в обморок. Произведение Александра Фадеева входило в обязательную программу по литературе всех учебных заведений СССР. И хотя Фадеев всегда говорил, что нельзя сравнивать настоящую историю с литературным произведением, его роман воспринимали как истину. Все, что было связано с “Молодой гвардией”, было священным. Человек, который имел даже небольшое отношение к этой организации, сразу же становился благонадежным для власти. Так, в архиве музея “Молодой гвардии” хранится рекомендация в партию, написанная бабушкой Олега Кошевого Верой Васильевной Корастылевой, членом ВКП(б) с 1929 года, Владимиру Иванову. “Он отлично сыграл роль моего внука, поэтому достоин быть принят в ряды Коммунистической партии”, — писала бабушка героя. Этого оказалось достаточно для того, чтобы актера немедленно приняли в партию. — Звездная роль Владимира Иванова сыграла с ним злую шутку. Для зрителей и режиссеров он навсегда остался актером одной роли. Его воспринимали только как Олега Кошевого, — вспоминает Лучко. — После выхода “Молодой гвардии” он снялся всего в нескольких фильмах, все его роли были малозаметными. В результате всю свою дальнейшую жизнь он посвятил эстрадному жанру. Володя ездил с концертами по городам и весям нашей страны — читал отрывки из романа Фадеева. http://catalog.kinox.ru/index.asp?comm=5&kw=20732



полная версия страницы