Форум » "Молодой гвардии" посвящается » Фильм Сергея Герасимова "Молодая гвардия" » Ответить

Фильм Сергея Герасимова "Молодая гвардия"

DmitryScherbinin: Молодая гвардия Художественный фильм (2 серии) http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0048.shtml Автор сценария и режиссер - С. Герасимов Оператор - В. Рапопорт Киностудия им. М. Горького. 1948 г. Роман Александра Фадеева "Молодая гвардия" был опубликован в 1945 году. Зимой 1946 года режиссер Сергей Герасимов начал со своими воспитанниками во ВГИКе ставить отдельные главы романа, а когда инсценировки обрели целостность спектакля, он был перенесен с учебных подмостков на сцену Театра-студии киноактера, где приобрел широкую популярность и шел с постоянными аншлагами. Затем начались подготовительные работы, а потом съемки двухсерийного фильма-экранизации романа. Для студентов ВГИКа, которые играли в фильме, это была первая крупная работа в кино. Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Людмила Шагалова, Георгий Юматов станут впоследствии звездами отечественного экрана, воплотят множество образов, но участие в "Молодой гвардии" будут вспоминать с неизменной гордостью, как момент непосредственного переживания высших нравственных порывов и духовных состояний, позволивших им пусть косвенно, пусть только во "второй реальности" - на экране, но все же причаститься к мужеству и самоотверженности молодогвардейцев. После того как работа над первой серией фильма была завершена, ее повезли на отзыв к Сталину. Он не обнаружил в фильме того, что считал самым главным, - показа руководящей и направляющей роли партии. И роман, и его экранизация в этом отношении соответствовали конкретике исторических фактов: они рисовали действия молодых подпольщиков как самостоятельные, никем со стороны не инспирированные. Это было сочтено грубой ошибкой, и Герасимову пришлось доснять и переснять ряд сцен, а Фадееву - переписать отдельные главы романа. Теперь уже в начальных частях фильма демонстрировалась связь молодогвардейцев с большевистским подпольем, осуществлявшим общее руководство партизанской борьбой. Сеть партизанских организаций, куда входит и "Молодая гвардия", создается на экране личными усилиями секретаря обкома партии Проценко, которого актер Виктор Хохряков наделил энергией, волей и тем нормативным обаянием, какое подобало всем экранным партийным деятелям. Изрекая в фильме, если вслушаться, малозначащие реплики, Проценко всем обликом выражает мудрость и всеведение. Подобные вкрапления, естественно, не украсили фильм и роман, чья новая редакция вышла в свет в 1951 году. Сегодняшний читатель берется за эту книгу, преодолев некоторое предубеждение. Чтобы с радостью открыть для себя: роман, вопреки всему, жив! Он захватывает мощным, эпическим разворотом событий, ярким до избыточности поэтичным языком. И, главное, прекрасно выписанными характерами самих молодогвардейцев. Чистая, непосредственная и полная жажды жизни молодежь воцаряется с самого начала и на всем пространстве фильма. Нет сомнений, что этот роман Герасимов экранизировал, не только отвечая на соцзаказ или потому, что испытывал личное дружеское расположение к Фадееву, хотя и это имело место. Но еще и потому, что в романе наличествовала традиционная для творчества самого Герасимова, легко обнаруживаемая в его предшествующих фильмах фабульная конструкция: коллектив совершает героический подвиг. Сам по себе коллективный герой был отнюдь не новостью в отечественном искусстве, на экран он явился в мощных киноэпосах 1920-х годов. В послевоенное же время в так называемых "художественно-документальных эпопеях", вроде "Сталинградской битвы" или "Падения Берлина", предстал деградировавший потомок коллективного героя - масса безликих существ в касках, неразличимых даже внешне, не говоря рке о характерах. Герасимовский фильм вышел на экраны почти одновременно с той же "Сталинградской битвой", но построен совершенно иначе. И не только потому, что показывает диверсии партизан, а не крупные боевые операции действующей армии, на съемки которых привлекают солдатские массовки. Но и по естественной склонности Герасимова к пристальному вгляды-ванию в каждого отдельного человека. Режиссер обладал редкостным художническим даром: он умел собрать на экране множество хороших людей и убедить зрителя, что каждый из них привлекателен по-своему. При этом душевная красота отдельного персонажа раскрывалась именно в коллективе, как представлял себе его Герасимов. То есть не просто в сосуществовании разных людей, а в искреннем самораскрытии их духовной близости, выраженной взаимной приязни. В противоположность оголтелому пафосу "коллективизма", свойственному многим произведениям социалистического реализма, где мнимо-этической догмой было "подчинение личного - общественному", что соответствовало природе тоталитарного государства, Герасимов создал в своих лучших фильмах идеальную модель отношений. Ощущение общности в его экранных коллективах ничуть не подавляло личностных качеств отдельных людей, сплоченность не мешала отчетливо выраженному чувству свободы каждого. Братством, общиной и артелью разом выглядела и группа зимовщиков в фильме "Семеро смелых" или обитателей общежития в "Комсомольске". Во многом сродни им и организация в "Молодой гвардии". Не случайно подобные формы единения людей возникают в фильмах Герасимова исключительно в молодежной среде. Возрастом юных сверстников мотивируется их небрежение иерархией, отсутствие сколько-нибудь заметных особенностей в их обращении к начальнику арктической экспедиции Летникову в фильме "Семеро смелых" или Кошевому в "Молодой гвардии". Герои герасимов-ских картин еще не научились воздавать честь по сану, им неведомо ощущение дистанции между людьми, стоящими на разных ступенях служебной или социальной лестницы. Естественный, как дыхание, демократизм при остром ощущении полноты бытия - таков психологический климат в герасимовских коллективах. Драматизм же разворачиваемой на экране истории извлекается не из конфликтов между отдельными персонажами, а из совместного противостояния противнику, грозящему всем извне. Например, лютой природной стихии в картине "Семеро смелых", где излюбленная герасимовская драматургическая конструкция представлена отчетливее всего. В "Молодой гвардии" враг - пришедшая извне злая сила: иноземцы вторгаются в город и его оккупируют. Кстати, именно враг - в долгом панорамном кадре оператора Владимира Рапопорта - сразу же в момент своего появления уничижительно характеризуется безликой массой, чем-то вроде роя злых насекомых. Вой мотоциклов, звуки автоматных очередей, отрывистые команды на улицах Краснодона, а потом хохот, пьяные выкрики и пение в школе, которую гитлеровцы превратили в казарму, звучат единым шумом однообразного, скопом налетевшего на город и расползшегося по нему множества. В противоположность врагу, обрисованному одним махом, героев-молодогвардейцев авторы представляют поочередно - маленькими группами или по одному, чтобы дать зрителю возможность пристально вглядеться в их прекрасные липа. Фильм начинается с вида высветленной почти до белизны степи, по которой еще более светлыми бликами скользят фигурки в белых платьях: это Ульяна Громова (Нонна Мордюкова) с подружками бежит к реке. Белые лилии на поверхности воды, брызги, смех, ауканье. Ностальгическая картинка, последние минуты мира. И низкий, грудной голос красавицы Ули: "Я ничего не боюсь на свете. Но если бы знать, как поступить..." Действие перенеслось в город, где только что взорвана шахта, а в клочьях дыма и клубах пыли началась эвакуация. Снова степь, к мосту через реку тянутся люди, обозы, грузовики. Взрыв, кони понесли подводу, на которой сидит Уля Громова, и ясноглазый, с пышной шапкой светлых волос Олег Кошевой (Владимир Иванов) останавливает, как романтический герой, коней на скаку. Ночь в оккупированном городе, Сергей Тюленин (Сергей Гурзо) незаметно прокрадывается к своему дому и подводит итог впечатлениям от гитлеровцев, за которыми наблюдал: "Я их, гадов, буду теперь везде убивать". Немудреные реплики Ули и Сергея, высказанные в разное время и в разных местах, но составляющие словно бы единую беседу о том, как следует поступать в условиях оккупации, очень важны в фильме. Они свидетельствуют о самостоятельно выношенном, а не подсказанном со стороны решении оказать сопротивление фашистам. Герасимовские молодые герои и в прежних его фильмах привлекали развитым не по годам чувством ответственности за выбор, который они делали без чьего-либо принуждения. Их независимость во многом мотивировалась тем, что они пребывали вдали от общества, государства и его контроля - на арктической ли станции среди безлюдных ледяных пространств или на стройке, затерявшейся в тайге. В "Молодой гвардии" лучшей формой если не пространственного, то морального самоудаления от немецкого оккупационного режима оказывается для героев уход в подполье. Созданный ими коллектив - организация, где возникает дух "общины", братства и вместе с тем - тайного ордена со своим уставом, - действует на основе собственной инициативы. Организация "Молодая гвардия" на экране, как и в романе, пишет и распространяет листовки, помогающие населению сохранить веру в будущее освобождение от фашистского ига. Молодогвардейцы, перебив охрану, освобождают пленных красноармейцев. Они казнят предателя-полицая. Сжигают немецкую биржу, где хранятся списки людей, обреченных на насильственную депортацию в Германию, спасая их таким образом от участи "остарбайтеров" - рабов, вынужденных трудиться на немецких хозяев. Даже двухсерийная экранизация не могла, естественно, вобрать в себя все описанные в романе судьбы и обстоятельства. Полнее всего Герасимов стремился сохранить линии тех героев, в которых отчетливо проступало наиболее ценимое им личностное качество: укорененное и не-иссякающее чувство внутренней свободы. Очень различны, например, образы Валерии Борц (Людмила Шагалова), Ульяны Громовой и Любови Шевцовой (Инна Макарова). Но главной чертой каждой из них является, несомненно, независимость характера, сказывающаяся у Вали Борц порою капризно и горделиво, у Ули - в истовой серьезности и самостоятельности, у Любки - в способности, ни с чем не считаясь, совершать самые отчаянные по своей смелости поступки. Плясунью и певунью Любу еще до войны прозвали "артисткой", но она вряд ли подозревала, какого рода дерзкое и изощренное лицедейство ей предстоит. Любка в организации - связная, у нее двойственное положение: приходится под видом "солистки Луганской эстрады" кокетничать с немецкими офицерами, чтобы обмануть их бдительность. При врожденной непосредственности и искренности ей дается это нелегко: выдавив фамильярным тоном комплимент врагам, она тут же "обкладывает" их на непонятном им русском языке, испытывая удовольствие от собственного озорства. Идя на крайний риск, она сохраняет азарт и задор. Звездный блеск, авантюризм и кураж могли бы сделать ее похожей на романтическую героиню приключенческой ленты, если бы не страшная опасность, которая ей грозит, и не мученическая ее гибель. Но даже в тюремной камере, высоко подняв голову, уперев руки в бока и выбивая каблуками лихую дробь, она наступает на своих палачей, пугает неожиданной и властной командой "Ложись!", после которой они автоматически, как под бомбежкой, пригибаются. А Любка победно хохочет. Но более всего, пожалуй, ее натура раскрывается в замечательном эпизоде поджога биржи и одновременного концерта, который молодогвардейцы под видом "коллектива художественной самодеятельности" дают немецким офицерам и солдатам, чтобы по возможности освободить от них ближние улицы, отвлечь их внимание. Нарастанию напряжения способствует параллельный монтаж. На экране возникает то ярко освещенный зал клуба, переполненный гитлеровцами, которые курят, переговариваются, равнодушно внимая русским песням и пляскам, исполняемым на сцене. То темнота улицы, а потом биржи, куда прокрадываются Любка и Сергей Тюленин, чтобы устроить поджог. Немецкая публика ждет Любку, свистит, требует выхода "солистки". Возвращения Любки и Сергея с волнением ожидает и зритель фильма. И вот она в золотых кудрях и усыпанном блестками платье является, чтобы станцевать испанский танец, спеть немецкую песенку, кинуть розу немецкому лейтенанту в ложе. Когда же немцы, узнав, что горит биржа, с испуганными лицами, переворачивая на ходу стулья, бросаются из зала вон, она, открыто над ними смеясь, принимается подпрыгивать на сцене, кружиться, заходится, широко разведя руками, в лихом русском плясе. В романе Фадеева беда, все ближе надвигающаяся на героев, делает еще острее их жажду жизни, ее красоты и радости, куда входит и любовь. В фильм многие лирические линии не вошли, но о внезапно вспыхнувшем чувстве Сергея Тюленина и Вали Борц он все же поведал. Ситуация для первого признания самая неподходящая: Сергей и Валя собираются водрузить на крыше здания в центре города красный флаг. Затея с неясным исходом и требующая предельного внимания, абсолютного бесстрашия. Тем временем она говорит ему с подтекстом: "Ничего-то ты не понимаешь..." Близко звучат немецкая речь и шаги охраны, он порывисто обнимает девушку. Сбивчивое, взволнованное дыхание обоих. Патруль прошел, Сергей нехотя выпустил девушку из объятий и смущенно отвернулся. В дальнейшем режиссер будет прослеживать историю этой любви скорее намеками. Отчасти подобная скупость мотивирована характером Сергея Тюленина - едва ли не самого отважного, но и самого, кажется, немногословного и застенчивого среди молодогвардейцев. Отчасти же взволнованное, открытое, тем более - подчеркнутое проявление персонажами своих чувств вообще выходит за рамки стиля, принятого в мастерской Герасимова еще в 30-х годах. Сдержанно, так что динамика эмоций передается только легкими изменениями интонации, мимики и пластики, играет роль матери Олега Кошевого актриса Тамара Макарова, да и многие исполнители ролей молодогвардейцев. Студент ГИТИСа Владимир Иванов характеризует Олега Кошевого гораздо более яркими красками, доводя моментами силу переживаний своего героя до исступления, что выглядит несколько чужеродно на фоне общего стиля картины. Впрочем, и самый сюжет требовал от режиссера героической патетики в решении отдельных сцен. К сожалению, Герасимов не сумел найти иных приемов, чем те, которые были распространены в тогдашних монументальных историко-революционных эпопеях: снимал застывших актеров снизу, выстроив из них живые скульптурные группы. Несколько подобных кадров, изображающих молодогвардейцев, слушающих речь вождя по радио, были удалены из фильма в связи с начавшейся в 1956 году критикой "культа личности" Сталина. Позже подверглись сокращению и некоторые из фрагментов, изображающих Стаховича - под этой фамилией Фадеев вывел молодогвардейца Третьякевича, неповинного, как выяснилось, в предательстве, приписанном ему в романе, и геройски погибшего вместе со своими товарищами. Финальный эпизод казни и предшествующие ему сцены арестов и тюрьмы являют собою героический апофеоз фильма. Герасимов в этих эпизодах, как, впрочем, и всегда, делает ставку на актеров, чрезвычайно тщательно прорабатывая с ними тончайшие оттенки психологических состояний. Замечательна сцена в тюрьме, где измученные пытками девушки являют последний взлет жизнелюбия и стойкости: Любка Шевцова с ее отчаянным переплясом; Уля Громова, с трудом при- поднимающая голову, чтобы начать "Дивлюсь я на небо...", подхваченное подругами, затем ребятами в соседней камере, а там и всей тюрьмой, так что песня слышна далеко за ее пределами... Сцена казни снималась на натуре, у той шахты, где погибли реальные молодогвардейцы. Для жителей Краснодона, собравшихся у съемочной площадки, словно бы ожили трагические события недавнего прошлого: подъехали грузовики, из них в сопровождении охранников вышли истерзанные юноши и девушки... Здесь в последних кадрах фильма на предельных высотах героической патетики режиссер еще раз демонстрирует впечатляющее монолитное единство личностей, не утративших даже на пороге смерти ни индивидуальности, ни свободы. В этих финальных кадрах "коллективный портрет" молодогвардейцев при всей своей пафосной монументальности пластически безупречен. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу, чуть не падая от слабости, но производят впечатление несокрушимой стены; их истерзанные пытками лица страшны и одновременно прекрасны гордой красотой непобедимого духа. Валерия Горелова

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

Лера Григ: Дима, большое спасибо за статью!

Люба Шерстюк: ДИМА, СПАСИБО!!!!!!!!!!

DmitryScherbinin: http://www.gzt.ru/culture/2005/03/29/060854.html "Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере и видит меня на экране" Людмила Шагалова - ГАЗЕТЕ После премьеры фильма «Молодая гвардия» пятеро студентов – исполнителей главных ролей получили Сталинские премии. Среди них была и Людмила Шагалова. Роль Валерии Борц открыла ей дорогу в большое кино. Последовали десятки фильмов, знаменитых и не очень, но работа в «Молодой гвардии» для нее до сих пор одна из самых дорогих. С Людмилой Шагаловой беседовал Сергей Капков. - В одном из интервью Инна Макарова сказала, что должна была сыграть Валю Борц, а снималась в роли Любки Шевцовой. С чего для вас началась «Молодая гвардия»? - Сергей Герасимов сначала хотел, чтобы Любку сыграла я. Он увидел наш студенческий фильм, который снимали Стасик Ростоцкий и мой будущий муж, оператор Слава Шумский. По сюжету в Москву приезжал великий Чарли Чаплин, а я его встречала. Я выкрасила волосы в белый цвет, была худенькой и выглядела моложе своих лет, и Сергей Аполлинариевич увидел во мне идеальную Любку Шевцову. Но он не учел одного: я совсем не умела ни петь, ни танцевать. Во ВГИКе мы с Сережей Бондарчуком даже были освобождены от этих занятий. Но Герасимов предложил: «Ляль, давай репетировать!» Сцену выбрали совершенно невыгодную для меня, после чего я окончательно поняла, что роль не моя. Инна же очень хотела сыграть Любку и в итоге сыграла очень хорошо. - В отличие от других студентов вы уже имели актерский опыт, и не только в студенческом кино. - Да, будучи ребенком я снялась у Якова Протазанова в фильме «Семиклассники». Чем-то я ему приглянулась - наверное, из-за смешной внешности, из-за курносого носа. «Кнопка, а ты будешь артисткой», - сказал он как-то и решил дать моей героине имя Ляля. В титрах так и написали, Ляля Шагалова. Сколько лет прошло, а Людмилой Александровной меня мало кто называет. - Этот опыт, по всей видимости, вам пригодился в работе над ролью Вали Борц - ведь вы многое внесли в этот образ от себя. - Да, именно так. Протазанов научил меня быть сценаристом своей роли. Ну что такое, сказать четырнадцатилетней девочке «придумывай себе роль»?! Я и придумывала. Образ Вали Борц и в романе Фадеева, и в сценарии был совершенно не выписан, безлик. И я решила играть любовь к Сергею Тюленину. Нужно было создавать характер, чем-то оправдывать присутствие моей героини на экране. То я с него кепку за столом сниму, то еще какую-нибудь житейскую мелочь придумаю. Я предложила даже целый эпизод: когда Тюленин развешивал советские флаги, я заявила, что Валя Борц должна быть с ним. И Герасимов с этим согласился. - А сама героиня как отнеслась к вашим выдумкам? - Я ей очень признательна: она не сопротивлялась моим предложениям, не спорила. Прекрасно понимала, что для фильма так будет лучше. Но была очень недовольна мать Сергея Тюленина: она была настроена против Борц, против ее семьи. У Тюлениной вообще были свои взгляды на жизнь, непререкаемые понятия о традициях, о быте. Например, на спектакле она вдруг выкрикнула: «А что это мой Сережка по сцене все время босой ходит?! У него всегда ботиночки хорошие были!» - Валерия Давыдовна Борц – одна из немногих молодогвардейцев, кому удалось выжить в той чудовищной чистке. Вы много общались? - Да, мы с ней дружили. Она ушла из жизни в 1996-м. Познакомил нас Сергей Герасимов. Привел ее на репетицию в Театр-студию киноактера, где мы готовили сценическую версию «Молодой гвардии». В тот день я и Сережа Гурзо репетировали какой-то эпизод, импровизировали, что-то выдумывали. Вдруг в зал входит девушка в военной форме и с орденом Красной Звезды. Мы закончили, Герасимов подзывает нас и говорит: «Знакомьтесь, это та самая Валерия Борц». Я была в страшной растерянности. Думаю: ничего я тут лишнего не сделала? - Внешне вы были похожи? - Нет, абсолютно. На это Сергей Аполлинариевич сказал: «Неважно, главное, чтобы вы внутренне были похожи». - Судя по всему, учиться вам было некогда: сначала репетировали и играли спектакль «Молодая гвардия», затем снимались… - Да, поступила я во ВГИК в 1943-м, а уже в 1945-м Герасимов вывез нас в Краснодон, едва ли не всех студентов института сразу. Но перед этим мы долго играли спектакль на Малой сцене Театра-студии киноактера. Успех был колоссальный. На «Молодую гвардию» ходила вся Москва. Кто только у нас ни побывал - Эйзенштейн, Светлов, Мордвинов, Крючков, Марецкая! Дважды я видела в зале Ивана Козловского с закутанным горлом. Вернувшись из Краснодона, мы возобновили спектакль уже на Большой сцене. Ввели новых исполнителей, играли в два состава. Сергей Гурзо уехал на съемки фильма «Смелые люди», и на Тюленина Герасимов пригласил Жору Юматова. Играл он великолепно! Сергей Аполлинариевич потом жалел, что снимал не его. - А как проходили съемки? - Актеров селили в домах их героев, еще были живы родители молодогвардейцев, еще не стерлись в памяти все ужасы недавней трагедии. У меня до сих пор такое впечатление, что мы не снимались, а буквально прожили эти жизни. На съемки приезжали выжившие ребята, все болели за общее дело, переживали, были воодушевлены идеей и вдохновлены недавней Победой. Работали буквально на пределе - отсюда и пафос, и, может быть, излишняя патетичность. - У Герасимова были помощники-режиссеры? - Конечно. Это и Татьяна Лиознова, и Юрий Егоров, и Самсон Самсонов. Они тоже были студентами и начали работать над «Молодой гвардией» еще в институте, а затем в театре. Сценарий был поделен на куски, и каждый из них отвечал за свой эпизод. - Говорят, после того как фильм заставили перемонтировать, у Сергея Герасимова случился инфаркт. Это правда? - Сомневаюсь, что это правда. Сергей Аполлинариевич был человеком здоровым, а проблемы с сердцем у него начались много позже. Герасимову досталось и в процессе съемок, и после. Фильм, слава богу, не лег на полку, но был безжалостно изрезан цензурой, причем дважды. Практически вся роль Жени Моргунова – вымышленного предателя Почепцова полетела в корзину. А там были две огромные сцены: в одной он блистательно вел концерт молодогвардейцев перед фашистами, а другая, сцена допроса, была снята на предельно трагическом нерве. Почти ничего не осталось и от работы Сережи Бондарчука в роли Валько. Целиком выпал из фильма образ Шульги, которого играл Александр Хвыля. Жаль, что зрители не увидели «Молодой гвардии» в первоначальном варианте. - В любом случае фильм имел бешеный успех… - Не то слово! Машину с нами, 'молодогвардейцами', в Иванове поднимали на руки! Раньше я только про Шаляпина такое читала. Мы входили в МГУ, и нас десять минут приветствовали аплодисментами, как Сталина. Мы стали национальными героями. Сейчас это, наверное, трудно себе представить. Да и рецензии на фильм вышли очень хорошие. Из молодых актеров больше всех хвалили нас с Гурзо и Инну Макарову. Ругали Володю Иванова: писали, что Кошевой на экране истеричен… - Сталинские премии дали пяти студентам, в том числе и вам, хотя ваша героиня не была главным действующим лицом романа и фильма. Почему так получилось? - Благодаря Александру Фадееву. Он сказал, что я сыграла больше, чем написано в романе. Фадеев был председателем комитета по Сталинским премиям, и он лично вычеркнул из списка Тамару Федоровну Макарову, сыгравшую мать Кошевого. Ему очень не понравилась ее работа. Из «взрослых» лауреатов остался только Виктор Хохряков. Поначалу нас вообще не собирались награждать, но вступился лично Сталин. «Они ж еще студенты!» - недоумевали чиновники. На это Сталин ответил: «Ничего, они уже артисты». Список лауреатов объявили по радио 6 апреля – в день моего рождения. - На что потратили деньги? - Купила шубу. Воплотила юношескую мечту. - Дома вами гордились? - Я сирота. Мама умерла, когда мне было два с половиной года. А папа – заместитель наркома танковой промышленности – оказался в местах не столь отдаленных. Несмотря на воинские заслуги, его арестовали и сослали в лагерь, на рудники. Он был уже пожилой человек, его пожалели и перевели на работу дворником. Он отрастил длинную бороду, разделил ее пополам и закладывал под шапку – грел уши. А поддерживала его моя слава, мой успех в «Молодой гвардии». Жизнь невероятна! Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере, туда привозят фильм, и он видит меня на экране! Он вернулся в 1954-м, а умер в 1982-м. Никогда не рассказывал о том времени. Лишь однажды признался, что лагерь снится ему едва ли не каждую ночь. Актриса в законе Народная артистка России Людмила Александровна Шагалова родилась 6 апреля 1923 года в Рогачеве (Белоруссия). В 1941-1943 годах работала на Челябинском тракторном заводе. В 1948 году окончила ВГИК и до 1994 года работала в Театре-студии киноактера. Снималась в фильмах «Верные друзья» (1954), «Дело № 306» (1956), «Самый медленный поезд» (1963), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Дача» (1973), «Не может быть!» (1975), «Усатый нянь» (1977), «Где находится нофелет?» (1987). За роль Вали Борц в «Молодой гвардии» (1948) получила Государственную (Сталинскую) премию СССР. По итогам ежегодного опроса зрителей, проводимого журналом «Советский экран», признана лучшей актрисой 1965 года за фильм «Женитьба Бальзаминова». Последняя работа в кино – участие в документальном фильме «По следам «Молодой гвардии» (1988). С начала 1990-х отказывается от появления на кино- и телеэкране. В шутку называет себя «актрисой в законе». Четыре года назад Людмила Александровна потеряла зрение, с друзьями и коллегами общается только по телефону. 29.03.2005 /

Марина Турсина: Интервью с Инной Макаровой - исполнительницы роли Любы Шевцовой в фильме "Молодая гвардия". http://www.izvestia.ru/person/article3121506/ Актриса Инна Макарова - о фильме "Молодая гвардия": Сталин сказал: "Съемки продолжать" Вита Рамм Исполнилось 60 лет картине Сергея Герасимова "Молодая гвардия". В канун юбилея фильма кинообозреватель "Известий" Вита Рамм встретилась с исполнительницей роли Любы Шевцовой - актрисой Инной Макаровой. вопрос: Инна Владимировна, на съемках в "Молодой гвардии" вы могли предположить, что фильм станет легендарным? ответ: История фильма Герасимова по роману Александра Фадеева о великом подвиге молодых ребят из Краснодона началась со спектакля, который сразу стал легендарным. Мы играли его сначала на малой сцене Государственного театра киноактера, а когда в прокат вышел фильм, спектакль перевели на большую сцену. И не помню ни одного случая, чтобы на спектакле не было аншлага. Картина Герасимова открыла советскому кинематографу целую плеяду талантливых актеров и режиссеров - Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Людмилу Шагалову, Клару Лучко, Володю Иванова, Сергея Бондарчука, Сергея Гурзо, Георгия Юматова, Евгения Моргунова, Музу Крепкогорскую, Тамару Носову, Виктора Авдюшко, Олесю Иванову, Анатолия Чемодурова. А еще были ребята, которые репетировали с нами сцены, помогали на съемочной площадке, а впоследствии стали значительными фигурами в кино: Юрий Егоров, Самсон Самсонов, Юлий Карасик, Татьяна Лиознова, Аида Манасарова, . в: Татьяна Лиознова, насколько известно, определенным образом поучаствовала в вашей судьбе? о: Она заставила меня, сибирячку, репетировать испанку Кармен. Я сопротивлялась, но именно эта работа помогла мне получить роль Любы Шевцовой. Во время весенней сессии на экзамен по актерскому мастерству пришел Александр Фадеев. К нам на показы вообще любили приходить режиссеры, писатели. Так вот, отыграла-отплясала я Кармен, сижу уставшая, даже опустошенная, и жду, какие оценки выставит комиссия. И тут ко мне подходит шофер, который отвозил Фадеева, и шепчет: "Любку ты будешь играть, Фадеев сказал". Но мне-то ни Герасимов, ни Тамара Федоровна Макарова об этом ни словечком не обмолвились. Спросить у них я постеснялась и, получив свои "пятерки", уехала на каникулы к маме, в Новосибирск. Вернулась в Москву с некоторым опозданием и, когда появилась во ВГИКе, узнала, что все меня потеряли: шлют телеграммы, ищут, потому что студенты-режиссеры уже репетируют разные сцены из фильма, и у каждого я - Люба. Кстати, свой танец Кармен с кастаньетами я потом повторила в том эпизоде "Молодой гвардии", где Люба выступает в клубе перед немцами. в: Ваша героиня в фильме очень музыкальна, а вы до поступления во ВГИК соприкасались с музыкой? о: Да, у нас дома было пианино, еще я играла на гитаре. И в драматической студии при новосибирском Доме радио, где работали мои папа с мамой, занималась музыкой. К моменту поступления во ВГИК я была очень продвинутой девушкой. Между прочим, вернувшись с тех самых каникул, я привезла, как оказалось, песню Любы для нашего будущего спектакля. Ее показала мне проводница-фронтовичка товарного поезда "пятьсот-веселого". Это были составы, которые сразу после войны помогали разгрузить пассажиропоток на разных вокзалах. Непосредственно в пассажирских поездах мест никогда не было. Вы не представляете, что творилось тогда, народу было море! И я ехала в Москву под звон гитары и слова: "Бедная девица, горем убитая, плачет-рыдает она: "Милая мамочка, сердце разбитое, милый не любит меня". Ветер промчался над реченькой быстрою, тихо журчал ручеек. Там, в камышах, между тиной зеленою женское тело плывет"... в: Какой ужас! о: Тело там долго плыло по реке, потом в море, и раки впивались в ее волоса - словом, все в подробностях, но почему-то тогда песня была очень популярной. Я спела ее ребятам в институте, а потом уже и Герасимову, поскольку все просто кричали мне: пой "девицу"! Пришлось напеть под гитару. Сергею Аполлинариевичу тоже понравилось! И эта песня сначала прозвучала в фильме! Люба пела ее немцам. Однако при монтаже Герасимов ее убрал. Зато те, кто слышал песню во время спектакля, постоянно затем просили меня спеть ее. Когда снималась "Молодая гвардия", в параллельном павильоне шли съемки "Сельской учительницы" с Верой Марецкой. Гримерная у нас с ней была одна. Так и она меня просила: "Инночка, спойте мне "бедную девицу". Мы выходили в коридор, и я ей пела. В спектакле мы вообще исполняли разные песни. Как Глебушка Романов пел про степь! Но для фильма музыку написал Дмитрий Шостакович. в: А как вы узнали о романе "Молодая гвардия"? о: От Герасимова. Он дружил с Александром Александровичем Фадеевым и как-то пришел к нам на занятия и сказал, что есть роман о молодых ребятах-подпольщиках, которые погибли в Краснодоне. О самих этих ребятах я узнала еще до поступления во ВГИК от своей мамы. Она работала журналисткой и на фронте была в 5-м Гвардейском минометном полку под Ростовом. Мама прислала открытку с фронта (к сожалению, она не сохранилась), где обмолвилась, что недалеко от Ростова, в Краснодоне, обнаружена молодежная организация, члены которой впоследствии погибли. Это была первая в моей жизни весточка о "Молодой гвардии". Все, что в жизни происходит, видимо, не случайно. в: С самим Фадеевым вы общались? о: Только на официальном уровне. Но, когда мы выходили кланяться после спектакля, я видела его глаза, полные слез и восхищения. Плакали тогда все. в: Кого еще из знаменитых зрителей вы доводили до слез? о: И Бабочкина, и Раневскую. А как-то Тамара Федоровна подвела меня к Эйзенштейну - он долго молча на меня смотрел, затем погладил по голове и ушел, не сказав ни слова. Позже одна его студентка рассказала, как он лестно отзывался обо мне на режиссерском факультете. А еще позже от Тамары Макаровой я узнала, что Алла Константиновна Тарасова говорила Герасимову: "Как только Инна закончит ВГИК, чтобы сразу к нам!" Вы представляете, какой был шанс - оказаться на легендарной сцене! Однако Герасимов ответил, что Инна нужна кинематографу, и не пустил меня во МХАТ. Я, когда узнала, переживала очень. Но, с другой стороны, как бы я там была со всеми старейшинами? В итоге хорошо, что не пошла, там же ничего нового не происходило в те годы. в: Как вы создавали образ Любы? о: С прической и гримом мне помогала Тамара Федоровна. Еще на сцене мне помогало... платье. Эпизод концерта перед немцами я играла в платье Марики Рёкк (любимая актриса Гитлера. - "Известия"), его привезли из Берлина со студии "ДЕФА". Оно мне было велико, пришлось ушивать. А в фильме для этого эпизода платье сшили специально. в: Как вы думаете, почему роман, спектакль и фильм о краснодонских подпольщиках стали столь популярными? о: А как иначе? Война закончилась, но у всех еще болело сердце, еще так свежи были воспоминания. Наши мальчики из мастерской все воевали на фронте. Не было такого человека, которого война не коснулась. Каждый, кто смотрел спектакль, фильм или читал книгу, думал, примерял жизнь ребят на себя. Я, репетируя, вспоминала, как руководительница новосибирской театральной студии в холодном зале читала письма наших мальчиков с фронта. Они были убеждены в победе и мечтали о театре. Но почти никто не вернулся. Так что "Молодая гвардия" была о каждом из нас. в: Съемки фильма шли в Краснодоне. Тяжело было находиться на месте трагедии, общаться с родственниками? о: Мы очень волновались, но нас принимали как родных. Многие жили у родителей своих героев. Первое, что я сделала, - пошла к Ефросинье Мироновне, матери Любы. И отец ее был жив. Они меня хорошо приняли, расцеловали, показали уголок памяти дочери. Пока там шли съемки, мы общались. И поздравления со Сталинской премией Любина мама мне присылала. А в Краснодоне я вновь побывала на 30-летии картины "Молодая гвардия". в: После того как Герасимов сделал первый вариант фильма, появились уточнения насчет одного персонажа - предателя. Его играл Евгений Моргунов, и роль пришлось порезать. о: Это было ужасно. Может быть, поэтому Моргунов потом так и не нашел себя. Я его тогда лет на пять потеряла из виду, была очень занята, а когда увидела - растерялась... Раньше он был стройный, красивый парень. На первых репетициях даже Олега Кошевого пробовал. И вдруг - нарушение обмена веществ, диабет... Я понимала, что он очень сильно переживал. Феноменально талантливый человек. Мог сыграть Первый концерт Чайковского по слуху, не учась. в: Историческая правда оказалась сильнее художественного образа? о: Что поделаешь... О чем было известно на тот момент, о том Фадеев и писал. Например, об отце Любы думали, что он погиб. Так и снято в фильме. А что отец вернулся уже после войны, откуда Фадеев мог знать? Он же собирал материал по горячим следам. в: Вы ощущали, что над фильмом присутствует большой политический цензор - Сталин? о: Однажды я встретила Сергея Аполлинариевича. Он шел возбужденный по коридору театра в пальто и рассказывал, что был у Сталина. На этой встрече вождю показали первую серию. В ней паника отступления, эвакуация из Краснодона были сняты феноменально. Снято, как Люба кричит: "Барахло везете, людей бросаете!". Еще в тюремной сцене разговаривали Шульга и Валько (их прекрасно играли Александр Хвыля и Сергей Бондарчук), и была там фраза: "Хороши мы были бы в этой войне, если бы в свое время не повернули страну на индустриализацию". Сталин эти сцены исключил, сказав, что отступали планомерно на заранее заданные позиции и паники не было. Так и пролетело мое первое появление в фильме. Но главное - несмотря на все поправки, Сталин сказал: "Съемки продолжать". А когда посмотрел обе серии, распорядился, чтобы создателям фильма дали Сталинские премии. Станислав Ростоцкий (режиссер фильма "Доживем до понедельника", фронтовик. - "Известия") во вступительном слове моей книги "Благодарение" справедливо написал, что после Великой Отечественной молодым режиссерам было очень сложно - времена малокартинья, шансов на работу не было ни у кого. Но после того как пять студентов ВГИКа, дебютанты по сути, получили Сталинские премии - искренне радовались все. Потому что это означало надежду на будущее. в: С фильмом вы, наверное, объехали всю страну, и в каждом городе вас встречали как героев? о: Это происходит до сих пор. При встречах люди часто называют Любой Шевцовой. И я не устаю от этого. Странно, что сегодня по ТВ не показывают "Молодую гвардию". Уверена, сеанс был бы рейтинговым, потому что прежде всего это очень хорошее кино.

Люба Шерстюк: Какое прелестное интервью! Но теперь фильм и Вите Третьякевиче надо снимать! Восстанавливать историческую правду.

Марина Турсина: Только кто этим займётся?

Люба Шерстюк: Я обращусь к своему знакомому сценаристу. Он может помочь.

Марина Турсина: А режиссёром кто будет? Люба, придётся тебе.

Люба Шерстюк: Там есть режиссёры.

marsovich: Фильм преобразован для просмотра на смартфоне/м.телефоне формат мобильного видео 3GP удобно пересмотреть например в дороге.... Разбит на 5 архивов, скачать все а потом собрать... 200 мb объем 2-х серийного сжатого фильма http://zalil.ru/page/search?name=molodaya_gvardiya

Дарья: А меня заинтересовал такой вопрос. На сайте у Алены лежит фильм "МГ" и в аннотации к нему указано, что Моргунов играет Стаховича (как в 1-й редакции фильма), а не Почепцова (как во второй). Кто-нибудь этот фильм скачивал? И вообще, люди близкие к кино, подскажите, сохраняется ли где-то в архивах первые редакции фильмов после их переработки? Реально ли найти сейчас первую версию "МГ"?

Алена: Кстати, о том, что Евгений Моргунов играл роль Стаховича было сказано и в документальном фильме, рассказывающем о великом актере. Это-то я хорошо помню.

Дарья: Алена пишет: Евгений Моргунов играл роль Стаховича было сказано и в документальном фильме Нет, ну это-то понятно. Он именно Стаховича играл! Просто во второй редакции в титрах указано, что Моргунов играл именно Почепцова. И во всех аннотациях к фильму пишут, что он играет Почепцова. А тут бац- и Стахович на сайте у Алены! Вот и непонятно стало!

Лёлькина мама: Сколько информации интересной, спасибо! Прочла книгу актера Иванова про то, как снимали фильм. Подивилась немного... вот уж не рискнула бы ехать в Краснодон, чтобы снимать про такое... Смело, смело... бедного Моргунова, игравшего Стаховича, вполне могли там убить... как и "массовку", исполнявшую роли немецких солдат. А так книга понравилась. И рассказ Нонны Мордюковой "Казачка" (понятно, уж я не могла не прочесть его!) - тоже очень интересный и трогательный. Вчера, ради интереса, поискала про роль Нонны Мордюковой, нашла даже репортаж, где был показан кусочек из фильма "МГ" (первая ее роль). Непонятно только, почему Уля в фильме читала "Во глубине сибирских руд" вместо "Демона". А Нонна Викторовна в этом фильме божественно красивая - пожалуй, я возьму обратно мои слова о том, что она на эту роль не подходит. Очень красивая, нежная, косы совершенно потрясающие, в общем... Уля, да.

Gosť: Начну как в анекдоте: у меня два сообщения, одно хорошее, одно плохое... Первое - у нас в киноархиве сохранилась копия фильма 1948 г., которую можно посмотреть. Второе - её нельзя скачать. Я, конечо пойду и фильм посмотрю. Если интересно, я потом попробую описать в чем разница и какие именно сцены вырезаны. Vilemina

Захарова Наталья: Приветствую всех. Вилемина, Очень интересно! если будет возможность, опишите. Когда-то, еше на Аленином форуме шел разговор о фильме Герасимова. Но раз возможности посмотреть фильм первой версии нет, ну хоть узнать от вас... Обязательно посмотрите

Захарова Наталья: Приветствую всех. Вилемина, Очень интересно! если будет возможность, опишите. раз у нас возможности посмотреть фильм первой версии нет, ну хоть узнать от вас... Обязательно посмотрите и нам расскажите

Tanaka: В продолжение поста Вилемины. Фильм Герасимова почти наверняка сохранился в "Госфильмофонде" - в крайнем случае, рабочие материалы. Проблемы, увы, в том, что, как мне сказали, обращаться к ним с просьбой о поиске, просмотре, а может, и оцифровке может лишь юридическое лицо.

Старый Игорь: Gosť пишет: Второе - её нельзя скачать. А за деньги? Не могли бы вы выяснить этот вопрос?

Gosť: Zagranichnye filmy arkhiv ne imeet pravo skachivat. I za prosmotr, konechno, nado zaplatit dostaochno bolshuju sumu.



полная версия страницы