Форум » "Молодой гвардии" посвящается » Александр Фадеев и его роман "Молодая гвардия" » Ответить

Александр Фадеев и его роман "Молодая гвардия"

Лера Григ: Из экспозиций музея "Молодая гвардия" г.Краснодона

Ответов - 107, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Люба Шерстюк: Девочки, милые, спасибо!

Люба Шерстюк: Дом Фадеева такой красивый!

Наталия: Очень жаль, что мы не попали внутрь дома, как там не видели. Нам только сказали, что здесь Фадеев писал "Разгром" и все, но это так мне врезалось в память!

Лера Григ: Да, жаль, что вовнутрь не попали!

Люба Шерстюк: Конечно, жаль!

Алексей: Более известен другой дом Фадеева, в писательском поселке Переделкино под Москвой, где Александр Александрович жил, и где его жизнь трагически оборвалась. После самоубийства Фадеева. его жена, актриса Ангелина Степанова с этой дачи съехала - жить там не могла. Однако дом-музей там не сделали - отдали этот дом под общежитие Литературного института. Что там сейчас - не знаю. Не исключено, что дом приобрел и перестроил какой нибудь "новый русский" кавказской национальности.

Люба Шерстюк: Печальная история...

Наталья Захарова: Из воспоминаний А Г. Ржешевского о А А Фадееве: "...Близость к властным рычагам в те времена сильно определяла облик литературы. Я, в этом смысле, был всегда от власти далек. Словом, в тот момент и защищаться-то было нечем. По версии Симонова и Софронова получалось, что я действительно ничего не сделал. И они это с пеной у рта доказывали на Президиуме, когда меня исключали. Докладчиком был Софронов, содокладчиком Симонов. А я смотрел на Фадеева, который мне был даже по писательски интересен. Недавно вышедший из очередного запоя, он старался держаться преувеличенно твердым, но не глядел в мою сторону. Я понимал: ну больной человек… очень больной. Но ведь Чехов был болен неизмеримо серьезнее. Годами он буквально обливался кровью. Но почему тот гений в тяжелейшие годы своей жизни, в самые испепеляющие дни своей страшной болезни… был так благороден. А этот? Прежде мы часто встречались дружески, когда у него не было запоев, и он нуждался в обществе. У нас было много тем для обсуждения – не только литература, но и наша юность, которая мужала в гражданской войне. Но однажды, в доверительной беседе я спросил у Фадеева, отчего из Краснодона идут упорные сведения, что главным руководителем «Молодой гвардии» был Виктор Третьякевич? В Краснодоне многие свято чтут его память. А родители отчаянно бьются, чтобы восстановить доброе имя сына, который выведен в романе под именем предателя Стаховича… - Что ты опять напутал, Саша? – спросил я. Он медленно повернулся. - Почему «опять»? Я напомнил об известном факте, когда в романе «Разгром» трус и негодяй Мечик носит фамилию человека достойного и уважаемого на Дальнем Востоке. Я готов был услышать объяснение в случайности, совпадении, забывчивости. Забегая вперед, скажу, что после самоубийства Фадеева, в «Литературке» было опубликовано его письмо, взятое из архива и адресованное одному знакомому на Дальнем Востоке. В письме Фадеев размышлял о том, что надо будет в какой-то форме объяснить ту неточность, из-за которой Мечик, все еще живой и здравствующий, был заклеймен в романе «Разгром», как человек, имя которого должно быть покрыто позором. К сожалению желание это было высказано Фадеевым через тридцать лет после выхода романа. Впрочем, оно так и осталось желанием. Письмо не было отправлено. Ну а история с руководителем Краснодонского подполья, который представлен в романе «Молодая гвардия» предателем, была совсем недавняя. Я слышал своими ушами рассказ негодующих краснодонцев, которые защищали Виктора Третьякевича, говорили о его героизме и резко осуждали запутавшегося автора романа, из-за ошибок которого покалечены судьбы достойных людей. При этом рассказе присутствовали и другие писатели. Тогда я еще не знал, сколь болезненным для Фадеева был этот вопрос. Ошибок он не любил признавать. Он ничего больше не ответил. Только взглянул. И вмиг былая дружба обратилась в лютую ненависть. А в скором времени последовала первая акция «Литературной газеты» против меня. Но ведь кроме Фадеева были в руководстве Союза писателей и другие люди, которым известен мой долгий путь в литературе. Знал об этом прекрасно Симонов. В молодости нас считали приятелями. Однако, именно он, став главным редактором «Литературки» напечатал клеветнические заметки, в которых перечеркивался мой творческий путь. Впоследствии я часто думал, что, конечно не Сталин запретил пьесу «Олеко Дундич» из-за ссоры с Югославией, как мне внушали, а все те же руководители Союза писателей, которые любили вождить и выставлять на публику прежде всего себя. Тысячи людей знали и помнили пьесу «Олеко Дундич». И я горжусь, что являюсь соавтором этой пьесы, которая шла в театрах страны всю войну. Даже издана отдельной книжкой, когда была позарез нужна – в грозном 1942 году. И сейчас – вот уже третье десятилетие идет на сценах многих театров страны. …Когда я вышел из Союза писателей после исключения и встретился с женой, которая ожидала меня, я ей сказал, что уже иду прямо… к яме… а затем попросил ее записать адреса и телефоны тех людей, которые может быть помогут ей тогда, когда меня уже не будет в живых…"

Наталья Захарова: Отрывок из статьи: Между строк указа Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, «Владивосток» "...Между тем сама история “Молодой гвардии” и роман хранят немало загадок и даже тайн. Вскоре после выхода книги Фадеев в одном из писем обмолвится: “Роман в целом принят благожелательно, но из Краснодона зловещее молчание…”. Забегая вперед, скажу, что Александр Александрович до конца дней так и не отважился еще раз побывать на родине своих героев. Более того, всячески избегал встречи с их родителями, с оставшимися в живых молодогвардейцами. И на то были веские причины..."

Люба Шерстюк: Ну конечно, людей оболгал, аот и трясся!

Алена: Некрасивая история! А загадок здесь хватает не только касательно жизни и борьбы ребят, но и относительно самого автора, и написания романа. Что двигало Фадеевым ? Госзаказ - да, работа с предоставленными ему документами - тоже да, но и много личного, ведомого только ему одному. Имеется ввиду, его личное отношение к произошедшему. Только по каким критериям он мерял: кому больше славы, кому - меньше, кому вообще позор только достался! Мы уже обсуждали здесь неоднократно, что во многом на его видение ситуации повлияла Е.Н. Кошевая, но не настолько же. Все же он - сложившаяся, состоявшаяся личность. Единственое, чем можно объяснить, это спешка, в которой писался роман, сроки поджимали. Хотя сроки сроками, а роман остался навсегда...

Лера Григ: Наташа, спасибо за статью! Алёна, интересный вопрос ты подняла.

Люба Шерстюк: Алёна, это всё не отменяет обязанности быть порядочным человеком!

Наталья Захарова: Раньше я размещала эту статью на форуме Алены: Литературный генерал Триумф и трагедия писателя Александра Фадеева «Молодую гвардию» и «Разгром» мы проходили в школе. Если честно, то «Молодую гвардию» я очень даже читала и ревела в голос в конце, когда описывались жуткие мучения и пытки, гибель этих краснодонских мальчиков и девочек. А вот «Разгром» осилить так и не могла – но это уж, как говорится, факт моей личной биографии. По детской глупости и школьной наивности было, правда, немножко странно и непонятно: чего ж это он, Фадеев то есть, так мало написал книжек? Грубо говоря – «две с половиной» – если считать незаконченный роман «Последний из Удэгэ». «Странный» такой факт – но уже из его, фадеевской биографии… Личное дело Биография же – официальная – такова: родился 24 (10) декабря 1901 года в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. Раннее детство провел в Вильно и Уфе. В 1908-м семья Фадеевых переехала на Дальний Восток. С 1912 по 1919й учился во Владивостокском коммерческом училище – ушел, не закончив 8-го класса. Пристрастился к литературе. Много читал, сотрудничал в рукописных ученических журналах. В годы Гражданской войны Фадеев принимал активное участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. В бою под Спасском был ранен. В феврале 1921 года был избран делегатом X съезда РКП(б). Участвовал в подавлении кронштадтского мятежа, был ранен вторично. После излечения и демобилизации остался в Москве для учебы в Московской горной академии, – причем опять ушел, теперь уже со 2-го курса. Первую законченную повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922–23 годах. В 1925–26-м работая над романом «Разгром», принял решение заниматься литературным трудом профессионально. И пошло-поехало: в 1926–1932 годах был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей; с 1934 года – заместитель председателя оргкомитета Союза писателей, член правления и президиума Союза писателей СССР; в 1939–1944 годах – секретарь Союза писателей; в 1946–1954 годах – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; в 1954–1956 годах – секретарь правления. Право, читается как послужной список: от солдата – до маршала! И вот – война. В годы Великой Отечественной Фадеев – корреспондент газеты «Правда» и Сов-информбюро, объехал ряд фронтов. Осенью 1943-го выезжал в освобожденный от фашистов город Краснодон. Собранный там материал лег в основу романа «Молодая гвардия». Последний замысел Фадеева – роман о современности «Черная металлургия» – остался незавершенным. 13 мая 1956 года в Москве в состоянии душевной депрессии писатель покончил жизнь самоубийством. …Чего не хватало? Эффектный был мужчина – с харизмой, то бишь гипнотизирующим обаянием! Литературный генерал – звания, президиумы, делегации-депутации. Достаток, который простым смертным не снился, красавица-жена – актриса Ангелина Степанова, мхатовская прима. Чего?! Карьера развивалась стремительно. Писать было уже некогда. А может быть, уже и не мог. А мог ли изначально, был ли у него, Александра Фадеева, литературного генерала, – литературный же талант? Пускай об этом судят литературные критики. Профессионально. Может, что и не было. А то, что я девчонкой ревела над гибелью Улечки Громовой и Сережи Тюленина… так я ж не профессионал-критик, мало ли над чем можно реветь? Наталья Иванова в своей очень умной и тонкой статье «Личное дело Александра Фадеева» пишет, однако же: «Несмотря на свое высокое положение в составе советской элиты, Фадеев нес в себе подполье: отсюда его «провалы», срывы, надрывы, исчезновения, загулы, запои и многостраничные письма-исповеди...» Раздвоенность – надрыв – депрессия – запой. О, какая знакомая схема! Какая, собственно, разница – литератор ты, артист или инженер? Барская любовь «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» – это ведь где-то о нем сказано, о Фадееве. Барская любовь – а Сталин его любил, если вообще применимы такие термины-понятия к «лучшему другу советских писателей» – и сгубила. Нельзя служить двум богам, нельзя быть одновременно честным и подлым. Он старался. Очень старался! Но ведь это все равно что одной ногой давить на тормоз, другой на газ: не выдержит «мотор»… Вот только один пример, который приводит в своей статье Наталья Иванова: в 1939-м Фадеев накладывает запрет на публикацию стихов Ахматовой в «Московском альманахе». Но! Одновременно как член ЦК хлопочет о жилье и персональной пенсии для их автора. 31 августа 1940 года (в разговоре с Л. Чуковской) Ахматова поражена тем, что Фадеев выдвинул ее книгу на Сталинскую премию. В июне 1946-го Фадеев обрушит на Ахматову обвинение в «барском отношении к народу», а в марте 1956-го пытается помочь освобождению Льва Гумилева... «Триумфа» Александра Фадеева, возможно и не существовало – если судить c точки зрения высокой литературы. Не гений. Вынесло на гребень славы, попал в номенклатурную колею… из которой нет исхода, возврата. Трагедия же была. Обыкновенная человеческая трагедия. Не было у советской литературы другого такого руководителя, который мог подвергать писателей опасной критике, и – на следующий день после этого – загудеть многодневным загулом по шалманам Переделкина и его окрестностей. Причем, как вспоминают, пил запойно, не выходя из штопора, бессонно бродя по поселку и его окрестностям, общаясь с шоферами и водопроводчиками! И запои те, доходившие до того, что он валялся в Переделкине по канавам, начинались с… чтения любимых стихотворений Пастернака. Но что потом? По многу месяцев лежит Фадеев в кремлевской больнице, сначала выходит из запоев, а потом лечит депрессию. Опять – знакомая до слез схема, общеупотребительная. В апреле–мае 1956-го Фадеев не пьет, пытается бороться с собой. Но депрессия победила. И 13 мая он сводит счеты с ненужной жизнью… По свидетельству очевидцев, он застрелился, полусидя на постели. Матрас насквозь промок от крови. Первым увидел его мертвым – мальчик, сын Фадеева Миша. …Как вспоминала Лидия Чуковская, после самоубийства Фадеева Ахматова сказала: «Я Фадеева не имею права судить». Далее Лидия Корнеевна записала: «Я сказала, что лет через 50 будет, наверное, написана трагедия «Александр Фадеев». В пяти актах. На моих глазах он вступался не за одного Леву: за Оксмана, за Заболоцкого, а во время блокады его усилиями, по просьбе Маршака, были вывезены из Ленинграда погибавшие там наши друзья: Пантелеев, Габбе, Любарская. Выстрелом своим искупил ли он свои преступления? Смывается ли кровью пролитая кровь? Надо быть Господом Богом, чтобы ответить на этот вопрос…» http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=17606

Люба Шерстюк: Ужасная судьба, ужасный нрав...

Николай: Мне показалось, что Разгром был куда более реалистичен, чем Молодая Гвардия. Особенно литературными обпазами. Тут интересная вещь: Каждый литературный автор вначале всегда пишет автобиографическое произведение в художественной форме. Один литературный критик однажды отметил, что истории о юношах кончаются, когда юноша становится мужчиной, а истории о мужчинах заканчиваются, когда они женятся и обзаводятся семьями. Основная тема этих автобиографических произведений обычно потеря невинности, и там, когда в реальной жизни человек взрослеет, литературное произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Подобного рода романы обычно тяжелые произведения и редко дорабатываются до публикации. Примерами такого исскусства являются "На Западном Фронте Без Премен" Ремарка, и Оливер Стоунский фильм "Рота" (Plattoon). Отслужив во Вьетнаме и учась на кинорежистёра, Стоун написал повесть о Вьетнаме кончающуюся гибелью главного героя. Закончив рукопись, он её перечитал, и выбросил в море. Потом создал свой фильм о Вьетнаме, лозунгом котрого стало: Невинность - первая потеря войны. Если рассматривать Фадеевский "Разгром", то мне кажется, что сам Фадеев отражен в трёх персонажах. Мечик, это Фадеев гражданский, который умирает с повзрослением и пеержитым на войне. Метелица, это молодой боец, который формируется на фронте, и Морозка это уже сформировавшийся Фадеев, это прявляется тем, что это единственный персонаж у которого в повести отношения с женщиной. Все три погибают. Мечик погибает морально, не выполнив свой долг и дезертируя. Морозка проваливается, но Фадеев не даёт ему быть замученым или казнённым (почему? Ведь гражданская война на Дальнем Востоке отражалась своей жестокостью даже на фоне самой гражданской войны), Метелица пытается бежать, в то время, как Молодогваржейцы по Фадееву принимают мученическую смерть. Морозка погибает исполняя свой служебный долг, спасая отряд и оставляя за собой свою подругу. В сравнении с Разгромом, Молодая Гвардия смахивает на пропаганду. В разгроме командир Левинсон добрый, но не в силах спасать или предотвращять грядущее. Морозка страдает от недостатков и ограничен, как личность. В Молодой Гвардии все персонажи либо сильные и хорошие либо слабые и плохие. Описывая Бургомистра Краснодона, Фадеев его характеризует, как человека, котры всё время идолизировал Запад, которому не нравилось Советское качество, и которого немцы покупают плиткой шоколада. В сравнении с этим, описывая Белогвардейцев в "Разгроме", Фадеев никаких подобных характеристик им не даёт, просто описывает, как они выглядят, что говорят и что делают. Описывает скорее всего с памяти, и это делает Разгром более интересным и хорошим произведением. Скорее всего Фадеев был лично заинтересован Молодой Гвардией за счёт того, что сам пережил. Во времена ВОВ советская компартия и комсомол активно пропагандировали о подвигах своих. После гибели Матросова, который был комсомольцем и кандидатом в партию, именно комсомольская организация и партийный пропагнднай аппарат, а не его начальство не его товарищи по оружию и даже не военные корреспонденты начали первыми трубить о его подвиге. Из тгго, что я читал о Советских Героях ВОВ, если подвиг совершал член комсомольской организации, то организация об этом разу трубила. Если подвиг совершался бойцом, который в партийных организациях не состоял, то этого, похоже, не замечали. Молодая Гвардия была комсомольской организацией, поэтому к ней проявили интерес. Это не уменьшает их подвига, но возникает вопрос, как бы об этоим написал Фадеев если бы не было интереса сверху?

Люба Шерстюк: Скорее всего, написал бы правду... Николай, как всегда, глубокие и неожиланные вопросы и рассуждения! Браво!

Наталья Захарова: но возникает вопрос, как бы об этоим написал Фадеев если бы не было интереса сверху? Естественно, никак он не написал бы. И естественно. что в целях пропаганды для поднятия духа солдат (43 год шел ) Это изначально было его партийное задание (поэтому и герои черно-белые без каких-либо оттенков ), только ему предлагали поручить кому-нибудь написать статью. Он решил - сам. Он тоже поехал писать очерк, статью, а увлекся и написал больше. даже два варианта. не было бы интереса сверху. мало бы мы что о них (молодогвардейцах) знали вообще.

Люба Шерстюк: Наташенька, я всё же думаю, что он написал бы, но совсем по-другому!

Татьяна: Наталья Захарова пишет: не было бы интереса сверху. мало бы мы что о них (молодогвардейцах) знали вообще Мне в последнее время стало интересно, чем именно Молодая Гвардия вызвала интерес номенклатурных работников? Что в ней было столь обращающего на себя внимания партийных органов? Ведь подобных подпольных организаций, в т.ч. и комсомольских, было много. Но о них, действительно, мало что известно широкому кругу. Или это увлеченность Фадеева этому способствовала? Мне почему-то кажется, что не только это. Уж очень много сил было приложено к искажению правды о МГ не только позже, но и сразу же после гибели ребят. Создается впечатление, что огромная машина была задействована, чтобы скрыть истину, придать тяжеловесный и неправдаподобный официоз. А зачем все это надо было?! Когда подвиг ребят был налицо и не оспорим?! Почему нельзя было оставить все так, как было? Неужели бы это в меньшей степени способствовало пропаганде и поднятию боевого духа?.. Я, наверное, наивна в своих вопросах, но последнее время, действительно, не понимаю, зачем надо было приукрашать и без того красивую в своем героизме и патриотизме историю МГ?



полная версия страницы