Форум » "Молодой гвардии" посвящается » Музеи, в которых рассказывается о "Молодой гвардии" » Ответить

Музеи, в которых рассказывается о "Молодой гвардии"

Марина Турсина: http://vio.fio.ru/museum/room_memorial/museum_1012.htm Музей Героев-молодогвардейцев школы № 312 г. Москвы О музее «Сейчас уже почти никто не знает молодогвардейцев… А в нашем музее - земля с могилы Ивана Туркенича в Польше, вышивки цветов, которые сначала собирала, а потом, как по образцу, вышивала Люба Шевцова, самодельные книжки Сергея Левашова, личные вещи, книги, шахматы Георгия Минаевича Арутюнянца. Мне кажется, именно личные вещи молодогвардейцев расскажут о них гораздо больше, чем любой экскурсовод…» Тамара Александровна Кисничан - учитель математики школы №312 с 1957 года начала собирать экспозицию музея, посвященного подвигу молодогвардейцев, а в 1958 году музей был открыт. По словам Тамары Александровны, это был первый школьный музей в СССР. «В Краснодоне мы знали почти всех родителей, друзей, сестер и братьев, всех оставшихся в живых молодогвардейцев. И они очень и очень помогли нам, многое рассказывали о ребятах, дарили для музея личные вещи молодогвардейцев. Мы жили у Шевцовых, и у Поповых в доме, чем могли – помогали: кололи дрова, работали в огороде, варили вишневое варенье. В Каменке купались. Одна из самых «пронзительных» встреч – с мамой Виктора Третьякевича – Анной Иосифовной. Она вышла нам навстречу с портретом сына и сказала: «Расскажите правду о моем сыне! Он не был предателем! Он не мог быть предателем!» Несколько лет мы вели специальную экскурсию, посвященную Виктору, писали письма в вышестоящие инстанции. В декабре 1960 г. Виктор Третьякевич силами многих принципиальных и честных людей был реабилитирован и награжден орденом Отечественной войны 1-й степени». «До сих пор мы держим связь с Краснодоном, следим - какие материалы появляются о молодогвардейцах. Очень хотим, чтобы, несмотря на то, что роман А. Фадеева «Молодая гвардия» исключен из школьной программы, и по телевизору фильм «Молодая Гвардия» не показывают, об этих героях знали все те, кто чтит память героев, погибших в ВОВ и тех, кто понимает как дорого досталась нам Победа и то завоеванное счастье, которым мы сейчас пользуемся». В витринах музея – плакаты, оформленные ребятами, и так трепетно хранимые личные вещи молодогвардейцев. Две чернильницы-непроливайки, рисунки Володи Куликова, его листовка. Очки Вани Земнухова – для занятия мотоспортом. Толя Попов любил фотографировать и в основном делал фотографии своей мамы. «Ты, мамочка, у меня самая красивая», - говорил Толя – «и мне надо сначала научиться фотографировать тебя». Тетради Ульяны Громовой, Ани Соповой. Рукоделие Александры Дубровины – учителя биологии и химии в Первомайской школе, где учились Майя Пегливанова, Анатолий Попов, Ульяна Громова и другие и которая тоже входила в «Молодую гвардию» и погибла вместе со своими учениками. Кружево и вышивка Лиды Андросовой. «В создании музея нам очень помог Георгий Минаевич Арутюнянц, который долго жил и преподавал в Москве. Он нам предоставил уникальные фото, часто приходил в школу и рассказывал ребятам о своих друзьях. Валерия Давидовна Борц, которая тоже жила в Москве, помогала музею. Многие фотографии из ее коллекции». «А самый первый экспонат нашего музея - это шахтерская лампочка. Когда ребята первый раз съездили в Краснодон, они просто хотели поближе познакомиться с городом, где жили и погибли молодогвардейцы, больше узнать о героях. На шахте им.Сергея Тюленина им подарили эту лампочку со словами: «Пусть эта лампочка освещает вам путь в работе так, как светит она нам в лаве». Впечатлила и взволновала тогда ребят эта поездка. Приехав оттуда, они сказали: «Мы должны создать музей»! И 29 октября 1958 года, к 40-летию комсомола, он был открыт». «6 мая 2004 года – второе рождение музея. После капитального ремонта школы музей был восстановлен силами тех, в чьем сердце горит огонь Краснодона и память о молодогвардейцах, кто получал напутствие от родных и близких молодогвардейцев». «Школьный музей – это часть истории страны. В связи с развалом СССР некоторые чиновники стали говорить о том, что эта тема – для украинских школ. Какая же глупость! Как же это ограниченно и непростимо. Сегодня, может быть, дети далеки от комсомола и пионерии, от слова «подвиг» и «патриотизм». Но и сейчас все равно дети читают про Наполеона и Кутузова, нельзя забывать и молодогвардейцев – это наша история». Выпускники о музее… Выпускница 1978 г. Я работала в музее с 5 класса. С 6 по 10 – водила экскурсии и принимала самое активное участие в работе музея. Мы занимались поисковой работой, которая включала несколько направлений: это переписка с многочисленными тогда родными молодогвардейцев и последующая обработка воспоминаний и документов; переписка с музеями и дружинами, носящими имя молодогвардейцев; работа с газетами и журналами, практически ежедневный мониторинг прессы и литературы по данному вопросу. Кроме этого мы выезжали в Краснодон и это было незабываемо. До сих пор в памяти остались разговоры с живыми людьми, которые уже тогда для нас являлись «историческими персонажами». Или посещение Георгия Арутюнянца, который дал возможность поработать со своими домашними архивами, с уникальными документами. Все это являлось сильными впечатлениями, так как было «прикосновением к живой истории». Работа в музее дала многое. Например, умение слушать. И понимать. Работа экскурсоводом тоже была полезна. Свои экскурсии мы составляли сами. То есть нам был рекомендован список литературы и источники, а мы по своей теме сами составляли текст для экскурсии. То есть надо было собрать, выбрать, определенным образом сгруппировать информацию и суметь донести до определенной аудитории то, что знаешь и чувствуешь сам. Во времена моей учебы в школе полярности информации не было: мы получали однородный информационный поток, который расценивался как истина. Музей был как еще один источник истинной информации. И прежде всего им были люди, которые все сами пережили. Сейчас – все по-другому. Источников получения информации больше, степень разнородности освещения одной темы выше. Но музей все равно остается некоторой объединяющей силой в решении одной задачи. Это сообщество, в котором на основе коллективной деятельности рождается Нечто. Я очень часто вспоминаю Тамару Александровну, хотя школу закончила более 20 лет назад. Твердый дух и целеустремленность делает ее в моем представлении одним из лучших педагогов нашей школы. Идея музея и его воплощение, создание уникального детского объединения – это целиком и полностью ее заслуга, плоды ее труда. Этому она посвятила всю свою жизнь. Через музей Молодогвардейцев прошло не одно поколение: нас учили, мы учили… Это очень важно и не забудется никогда. Низкий ей поклон. Выпускник 1982 г. Безусловно, мы были ближе к непосредственным событиям, мы видели еще живых родственников молодогвардейцев в Краснодоне, встречались с Георгием Арутюнянцем, его мамой в Москве, вели тимуровскую работу. Мы еще делали открытия. Например, на чердаке раскопали фоторамку Толи Попова, о которой все забыли, но с ней было связано очень многое в его жизни. Но уже тогда, в то время, были эпизоды, когда в Краснодоне – для нас святом месте, местная молодежь достаточно пренебрежительно относилась к памяти и к своей истории. Просто рядом с нами был человек, который достаточно жестко и настойчиво «держал нас в теме», до тех пор, пока мы сами не проникались ею. Но вот что интересно. Сегодня, когда иногда музею требуется помощь, отзываются зачастую не те, кто был «образцовым экскурсоводом» или «примерным отличником», а «двоечники» и «несознательные элементы» в музейной работе. Кстати, запомнилось выступление Вали Борц – одной из уцелевших молодогвардейцев. Это было в 80-х годах… Речь шла об изменившейся молодежи, которая носит джинсы, длинные волосы, читает всякую чушь и поет неправильные песни. А она сказала, что если бы был жив и молод Сережка Тюленин, он бы наверняка носил джинсы, отрастил длинные волосы и пел странные песни. Но за его порядочность и повторение его подвига, она ручается. А по большому счету, я считаю, что музей школе не нужен. Пусть лучше будут площади для проведения уроков, учителя-профессионалы, компьютерный класс. Государству нужны выпускники знающие математику, информатику, иностранные языки, физику. Поэтому работу директора школьного музея никто не поощряет и не поддерживает. Все держится на одном человеке. Как только этот человек уходит – музей умирает. Не свидетельство ли это тому, что по большому счету, школе музей не нужен? Опять же, по-моему мнению, лучше, когда школьники посещают «настоящие» музеи. Например, мы с 7 класса каждый месяц ходили на занятия в Третьяковскую галерею. Вела занятия В.М. Бялик. И хотя порою занятия казались нам мучением, но именно благодаря им я люблю и знаю Третьяковку, могу рассказать о Брюллове, Поленове, особенностях иконописи и т.п. Будь я директором школы, я бы, наверное, вложил средства на поиск о достойную поддержку завуча по воспитательной работе. Чтобы не было «напора»: 5 человек от класса должны работать в музее, а 10 заниматься в спортивной секции. Чтобы у детей была свобода выбора дополнительной деятельности и им было по-настоящему интересно. Учитель школы Музей школе необходим. Еще Пушкин говорил о том, что не зная вчерашнего, завтра построить невозможно. Музей, находящийся именно в школе является очень важной частью общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого. Как любой школьный предмет: математика в начальной школе – сложение и вычитание, в средней – умножение, деление, геометрия, в старшей – дифференциалы, интегралы… Также и музей. На каждой ступени он может раскрыться по-новому: глубже, иначе. И здесь зависит многое от того, кто является «хранителем» музея. Важно, что в школьном музее один или несколько тем рассматриваются подетально. С той степенью скрупулезности, которую не может себе позволить ни один большой музей. Выпускница 1996 г. Самым ярким впечатлением от работы в школьном музее были поездки на слеты. Особенно запомнился слет в Белой Церкви (Украина). Туда приехали ребята из разных городов, чьи музеи были посвящены подвигу молодогвардейцев. Туда приезжала сестра Сергея Левашова. Было интересным все: новое место, новые люди, новые рассказы. Потом мы долго переписывались. В самом музее мы, в основном, работали как экскурсоводы. Причем, как по основной экспозиции, так и по мини-экскурсиям, которые мы делали для каждого класса. Это была небольшая литературно-художественная композиция, которую мы показывали, например, на классном часе. Но война уже «не трогала» многих наших учеников и наши постановки вызывали насмешки. Мы же, начитавшись и проникшись трагически оборванной жизнью стольких молодых людей, которые, не щадя собственной жизни, совершили подвиг, бывали, мягко говоря, очень расстроены такой реакцией. Нужен ли музей в школе? Я думаю – да. Нам было интересно. Возможно надо менять подход к теме, возможно добавлять какие-то направления для исследований. Но то, что про войну надо помнить и знать не только в дни юбилея, это, по-моему, бесспорно. Как одна из перспектив для развития школьного музея – это освоение Интернета. Ведь многие ребята сегодня с удовольствием «сидят в Интернете». Если будет возможность посмотреть экспозицию, документы как для саморазвития так и для написания реферата, то будет здорово. И сегодня, когда нет уже Дворцов Пионеров и совсем мало осталось Домов Культуры, школьный музей может стать для ребенка очень важной ступенькой в развитии. Ведь то, что мы узнали в то время именно благодаря Тамаре Анатольевне и нашему школьному музею – это тот фундамент, на который мы опираемся до сих пор. И мы ей очень благодарны и признательны.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

DmitryScherbinin: Просто с улицы в музей никак нельзя прийти. Он вообще большую часть времени стоит закрытым, т.к. нет посетителей. Да, - и находится он внутри школы, где, естественно, и охрана есть. Т.е. только по предварительной договоренности, чтобы нас встретили. Я уже понял, что всем желающим всё-равно не удасться попасть туда в одно время. Поэтому стоит подумать и о двух экскурсиях. Было бы достаточное количество желающих :-)

Larson: Спасибо за ответ! Буду следить за Вашей информацией. Если будет получаться по времени и примете в компанию обязательно присоединюсь))

Люба: Я хочу! Тока когда потеплее будеит...


Vilemina: Oj, podozhdite menja! Budu v Moskve v nachale marta i ochen khochu s vami v muzej! (Nu, eto ja v shutku, ponimaju, chto do marta zhdat ne budete. No esli vdrug...)

Люба: Vilemina и с вами к Жоре Арутюнянцу!

Vilemina: Konechno, Ljuba! Na etot raz poluchitsja!

Люба: Конечно!

DmitryScherbinin: Экскурсия в музей "Молодая гвардия" школы N312 может состояться на следующей неделе. Для этого мы, посетители этого форума, должны собраться в один из дней у станции метро "Чистые пруды" или возле школы. Т.А. Кисничан готова поделиться с вами своими богатыми знаниями о "Молодой гвардии", ответить на Ваши вопросы. Мы должны выбрать день и время. Возможно это только с понедельника по пятницу, время - от 10 утра до 18 вечера. Но, желательно, в первой половине дня. Итак, Ваши предложения?

Татьяна: Дима, уточню, любой день на следующей неделе, кроме 20 января. В этот день будет другая экскурсия. В 18 часов здание, в котором размещается музей, уже будет закрыто для посещений, поэтому если встречу планировать на вторую половину дня, то нужно учитывать, что к 6 мы должны будем уже покинуть музей.

Люба: Понедельник, 2 часа дня

DmitryScherbinin: Люба, а можно на 12 часов договариваться?.. Там ведь каждый посетитель будет на счету, а к 12 могла бы подойти Нина (Ninelle) со своей дочерью. Повторю, что вы можете подготовить свои вопросы к Тамаре Александровне Кисничан, которая лично общалась практически со всеми родителями молодогвардейцев.

Люба: Можно!

DmitryScherbinin: Хорошо, Люба. Тогда предварительно договорились. Ну что - будут ещё желающие? Дарья Верясова, вроде бы, хотела посетить этот музей...

Люба: Я на машине приеду к 12

Оса: Ой, ребята тоже хочу очень попасть в музей. (Эх, как же раньше не увидела эту тему(((. ) А еще одна экскурсия будет и когда?

DmitryScherbinin: Оса, ещё одна экскурсия не исключена, если наберётся народ. А что насчёт понедельника, в 12 часов?

Оса: В этот понедельник, т.е. 18 янв.? Пока я свободна), думаю могла бы пойти

DmitryScherbinin: Да, предварительно мы договариваемся на понедельник, в 12 часов дня. Метро "Чистые пруды". Всё более точно будет сказано здесь в воскресенье вечером.

Оса: Дмитрий, спасибо, буду следить за информацией.

Дарья: Дарья Верясова, вроде бы, хотела посетить этот музей... Хотела! Тока мне во вторник античку сдавать. Если за выходные всё вызубрю, то в понедельник обязательно приду. Я очень постараюсь.



полная версия страницы