Форум » "Молодой гвардии" посвящается » Музеи, в которых рассказывается о "Молодой гвардии" » Ответить

Музеи, в которых рассказывается о "Молодой гвардии"

Марина Турсина: http://vio.fio.ru/museum/room_memorial/museum_1012.htm Музей Героев-молодогвардейцев школы № 312 г. Москвы О музее «Сейчас уже почти никто не знает молодогвардейцев… А в нашем музее - земля с могилы Ивана Туркенича в Польше, вышивки цветов, которые сначала собирала, а потом, как по образцу, вышивала Люба Шевцова, самодельные книжки Сергея Левашова, личные вещи, книги, шахматы Георгия Минаевича Арутюнянца. Мне кажется, именно личные вещи молодогвардейцев расскажут о них гораздо больше, чем любой экскурсовод…» Тамара Александровна Кисничан - учитель математики школы №312 с 1957 года начала собирать экспозицию музея, посвященного подвигу молодогвардейцев, а в 1958 году музей был открыт. По словам Тамары Александровны, это был первый школьный музей в СССР. «В Краснодоне мы знали почти всех родителей, друзей, сестер и братьев, всех оставшихся в живых молодогвардейцев. И они очень и очень помогли нам, многое рассказывали о ребятах, дарили для музея личные вещи молодогвардейцев. Мы жили у Шевцовых, и у Поповых в доме, чем могли – помогали: кололи дрова, работали в огороде, варили вишневое варенье. В Каменке купались. Одна из самых «пронзительных» встреч – с мамой Виктора Третьякевича – Анной Иосифовной. Она вышла нам навстречу с портретом сына и сказала: «Расскажите правду о моем сыне! Он не был предателем! Он не мог быть предателем!» Несколько лет мы вели специальную экскурсию, посвященную Виктору, писали письма в вышестоящие инстанции. В декабре 1960 г. Виктор Третьякевич силами многих принципиальных и честных людей был реабилитирован и награжден орденом Отечественной войны 1-й степени». «До сих пор мы держим связь с Краснодоном, следим - какие материалы появляются о молодогвардейцах. Очень хотим, чтобы, несмотря на то, что роман А. Фадеева «Молодая гвардия» исключен из школьной программы, и по телевизору фильм «Молодая Гвардия» не показывают, об этих героях знали все те, кто чтит память героев, погибших в ВОВ и тех, кто понимает как дорого досталась нам Победа и то завоеванное счастье, которым мы сейчас пользуемся». В витринах музея – плакаты, оформленные ребятами, и так трепетно хранимые личные вещи молодогвардейцев. Две чернильницы-непроливайки, рисунки Володи Куликова, его листовка. Очки Вани Земнухова – для занятия мотоспортом. Толя Попов любил фотографировать и в основном делал фотографии своей мамы. «Ты, мамочка, у меня самая красивая», - говорил Толя – «и мне надо сначала научиться фотографировать тебя». Тетради Ульяны Громовой, Ани Соповой. Рукоделие Александры Дубровины – учителя биологии и химии в Первомайской школе, где учились Майя Пегливанова, Анатолий Попов, Ульяна Громова и другие и которая тоже входила в «Молодую гвардию» и погибла вместе со своими учениками. Кружево и вышивка Лиды Андросовой. «В создании музея нам очень помог Георгий Минаевич Арутюнянц, который долго жил и преподавал в Москве. Он нам предоставил уникальные фото, часто приходил в школу и рассказывал ребятам о своих друзьях. Валерия Давидовна Борц, которая тоже жила в Москве, помогала музею. Многие фотографии из ее коллекции». «А самый первый экспонат нашего музея - это шахтерская лампочка. Когда ребята первый раз съездили в Краснодон, они просто хотели поближе познакомиться с городом, где жили и погибли молодогвардейцы, больше узнать о героях. На шахте им.Сергея Тюленина им подарили эту лампочку со словами: «Пусть эта лампочка освещает вам путь в работе так, как светит она нам в лаве». Впечатлила и взволновала тогда ребят эта поездка. Приехав оттуда, они сказали: «Мы должны создать музей»! И 29 октября 1958 года, к 40-летию комсомола, он был открыт». «6 мая 2004 года – второе рождение музея. После капитального ремонта школы музей был восстановлен силами тех, в чьем сердце горит огонь Краснодона и память о молодогвардейцах, кто получал напутствие от родных и близких молодогвардейцев». «Школьный музей – это часть истории страны. В связи с развалом СССР некоторые чиновники стали говорить о том, что эта тема – для украинских школ. Какая же глупость! Как же это ограниченно и непростимо. Сегодня, может быть, дети далеки от комсомола и пионерии, от слова «подвиг» и «патриотизм». Но и сейчас все равно дети читают про Наполеона и Кутузова, нельзя забывать и молодогвардейцев – это наша история». Выпускники о музее… Выпускница 1978 г. Я работала в музее с 5 класса. С 6 по 10 – водила экскурсии и принимала самое активное участие в работе музея. Мы занимались поисковой работой, которая включала несколько направлений: это переписка с многочисленными тогда родными молодогвардейцев и последующая обработка воспоминаний и документов; переписка с музеями и дружинами, носящими имя молодогвардейцев; работа с газетами и журналами, практически ежедневный мониторинг прессы и литературы по данному вопросу. Кроме этого мы выезжали в Краснодон и это было незабываемо. До сих пор в памяти остались разговоры с живыми людьми, которые уже тогда для нас являлись «историческими персонажами». Или посещение Георгия Арутюнянца, который дал возможность поработать со своими домашними архивами, с уникальными документами. Все это являлось сильными впечатлениями, так как было «прикосновением к живой истории». Работа в музее дала многое. Например, умение слушать. И понимать. Работа экскурсоводом тоже была полезна. Свои экскурсии мы составляли сами. То есть нам был рекомендован список литературы и источники, а мы по своей теме сами составляли текст для экскурсии. То есть надо было собрать, выбрать, определенным образом сгруппировать информацию и суметь донести до определенной аудитории то, что знаешь и чувствуешь сам. Во времена моей учебы в школе полярности информации не было: мы получали однородный информационный поток, который расценивался как истина. Музей был как еще один источник истинной информации. И прежде всего им были люди, которые все сами пережили. Сейчас – все по-другому. Источников получения информации больше, степень разнородности освещения одной темы выше. Но музей все равно остается некоторой объединяющей силой в решении одной задачи. Это сообщество, в котором на основе коллективной деятельности рождается Нечто. Я очень часто вспоминаю Тамару Александровну, хотя школу закончила более 20 лет назад. Твердый дух и целеустремленность делает ее в моем представлении одним из лучших педагогов нашей школы. Идея музея и его воплощение, создание уникального детского объединения – это целиком и полностью ее заслуга, плоды ее труда. Этому она посвятила всю свою жизнь. Через музей Молодогвардейцев прошло не одно поколение: нас учили, мы учили… Это очень важно и не забудется никогда. Низкий ей поклон. Выпускник 1982 г. Безусловно, мы были ближе к непосредственным событиям, мы видели еще живых родственников молодогвардейцев в Краснодоне, встречались с Георгием Арутюнянцем, его мамой в Москве, вели тимуровскую работу. Мы еще делали открытия. Например, на чердаке раскопали фоторамку Толи Попова, о которой все забыли, но с ней было связано очень многое в его жизни. Но уже тогда, в то время, были эпизоды, когда в Краснодоне – для нас святом месте, местная молодежь достаточно пренебрежительно относилась к памяти и к своей истории. Просто рядом с нами был человек, который достаточно жестко и настойчиво «держал нас в теме», до тех пор, пока мы сами не проникались ею. Но вот что интересно. Сегодня, когда иногда музею требуется помощь, отзываются зачастую не те, кто был «образцовым экскурсоводом» или «примерным отличником», а «двоечники» и «несознательные элементы» в музейной работе. Кстати, запомнилось выступление Вали Борц – одной из уцелевших молодогвардейцев. Это было в 80-х годах… Речь шла об изменившейся молодежи, которая носит джинсы, длинные волосы, читает всякую чушь и поет неправильные песни. А она сказала, что если бы был жив и молод Сережка Тюленин, он бы наверняка носил джинсы, отрастил длинные волосы и пел странные песни. Но за его порядочность и повторение его подвига, она ручается. А по большому счету, я считаю, что музей школе не нужен. Пусть лучше будут площади для проведения уроков, учителя-профессионалы, компьютерный класс. Государству нужны выпускники знающие математику, информатику, иностранные языки, физику. Поэтому работу директора школьного музея никто не поощряет и не поддерживает. Все держится на одном человеке. Как только этот человек уходит – музей умирает. Не свидетельство ли это тому, что по большому счету, школе музей не нужен? Опять же, по-моему мнению, лучше, когда школьники посещают «настоящие» музеи. Например, мы с 7 класса каждый месяц ходили на занятия в Третьяковскую галерею. Вела занятия В.М. Бялик. И хотя порою занятия казались нам мучением, но именно благодаря им я люблю и знаю Третьяковку, могу рассказать о Брюллове, Поленове, особенностях иконописи и т.п. Будь я директором школы, я бы, наверное, вложил средства на поиск о достойную поддержку завуча по воспитательной работе. Чтобы не было «напора»: 5 человек от класса должны работать в музее, а 10 заниматься в спортивной секции. Чтобы у детей была свобода выбора дополнительной деятельности и им было по-настоящему интересно. Учитель школы Музей школе необходим. Еще Пушкин говорил о том, что не зная вчерашнего, завтра построить невозможно. Музей, находящийся именно в школе является очень важной частью общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого. Как любой школьный предмет: математика в начальной школе – сложение и вычитание, в средней – умножение, деление, геометрия, в старшей – дифференциалы, интегралы… Также и музей. На каждой ступени он может раскрыться по-новому: глубже, иначе. И здесь зависит многое от того, кто является «хранителем» музея. Важно, что в школьном музее один или несколько тем рассматриваются подетально. С той степенью скрупулезности, которую не может себе позволить ни один большой музей. Выпускница 1996 г. Самым ярким впечатлением от работы в школьном музее были поездки на слеты. Особенно запомнился слет в Белой Церкви (Украина). Туда приехали ребята из разных городов, чьи музеи были посвящены подвигу молодогвардейцев. Туда приезжала сестра Сергея Левашова. Было интересным все: новое место, новые люди, новые рассказы. Потом мы долго переписывались. В самом музее мы, в основном, работали как экскурсоводы. Причем, как по основной экспозиции, так и по мини-экскурсиям, которые мы делали для каждого класса. Это была небольшая литературно-художественная композиция, которую мы показывали, например, на классном часе. Но война уже «не трогала» многих наших учеников и наши постановки вызывали насмешки. Мы же, начитавшись и проникшись трагически оборванной жизнью стольких молодых людей, которые, не щадя собственной жизни, совершили подвиг, бывали, мягко говоря, очень расстроены такой реакцией. Нужен ли музей в школе? Я думаю – да. Нам было интересно. Возможно надо менять подход к теме, возможно добавлять какие-то направления для исследований. Но то, что про войну надо помнить и знать не только в дни юбилея, это, по-моему, бесспорно. Как одна из перспектив для развития школьного музея – это освоение Интернета. Ведь многие ребята сегодня с удовольствием «сидят в Интернете». Если будет возможность посмотреть экспозицию, документы как для саморазвития так и для написания реферата, то будет здорово. И сегодня, когда нет уже Дворцов Пионеров и совсем мало осталось Домов Культуры, школьный музей может стать для ребенка очень важной ступенькой в развитии. Ведь то, что мы узнали в то время именно благодаря Тамаре Анатольевне и нашему школьному музею – это тот фундамент, на который мы опираемся до сих пор. И мы ей очень благодарны и признательны.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Vilemina: Esli mozhno, otlozhite, pozhalujsta, "vtoruju ekskursiu" do marta. Predpolozhitelno budu v Moskve s samogo nachala mesjaca i ochen khochu s vami v muzej.

Lavazza: Я с удовольствием посмотрел бы музейные экспонаты, только пока проблема есть из-за расстояния. Живу в Риге и очень хочу побольше узнать о молодогвардейцах.

Lavazza: Я с удовольствием посмотрел бы музейные экспонаты, только пока проблема есть из-за расстояния. Живу в Риге и очень хочу побольше узнать о молодогвардейцах.

Оса: Ребятаа-форумчане!! Как я вас узнаю завтра??

Старый Игорь: А хотя бы аудиозапись будет, чтобы представлять о чём нынче рассказывают экскурсоводы?

DmitryScherbinin: Завтра встречаемся в 11:30 на станции "Чистые пруды". Просьба не опаздывать. Проезд - Внимание! - последний вагон из центра. Поднимаемся по эскалатору наверх, но в вестибюль не выходим, а ждём рядом с турникетами. Народу будет немного, так что каждый человек на счету Приходите обязательно Если что - позвоните мне завтра на мобильный. 89036853765 Итак, кто идёт: Нина с дочерью, Люба, Оса и я. Пока что - пять человек получается.

DmitryScherbinin: Подтвердите, пожалуйста, своё присутствие. Ждать ли вас завтра в 11:30?

Оса: Я буду! Надеюсь ничего не помешает.

Люба: Дима, меня не будет, увы. Я перед операцией...

DmitryScherbinin: Люба, очень жаль Оса, ждём вас. А никого из друзей-знакомых не получится вытащить?

Оса: Дмитрий, сыну предложила, но у него сейчас сессия и он весь в занятиях, скорее всего не вырвется. А так.. больше даже некому и сказать, кто работает, кто морально не готов к такой экскурсии((

Гость: МОДЕРАТОРУ!!! В вашем обновлении ошибка! У Хайруллиной отчество ИГНАТЬЕВНА!

DmitryScherbinin: Я исправил. Кстати, Тамара Александровна Кисничан ищет, как связаться с Екатериной Игнатьевной Хайруллиной, т.к. старые контакты утеряны. Будет хорошо, если кто-нибудь сможет подсказать её новый адрес.

Люба: Товарищи, ждём отчёт об экскурсии! Очень!

DmitryScherbinin: Думаю открыть на сайте раздел посвящённым музеям «Молодая гвардия». Первый, по обилию фондов, это, естественно, Краснодонский музей. Второй (и первый среди школьных музеев) – это музей «Молодая гвардия» Московской школы N312, бессменный руководитель которого Тамара Александровна Кисничан. По словам Тамары Александровны, третьим по обилию собранного материала – это музей из школы N12 подмосковного Щёлково. Но, после того как старый руководитель Щёлковского музея ушла на пенсию, музей так и не открылся в полной мере. Удастся ли связаться с ними? Разобраться в фондах? Может, кто-нибудь из живущих в Щёлково окажет помощь? И я посещу Щёлково… Но существуют школьные музеи «Молодая гвардия» и в других городах, куда я вряд ли поеду. Руководители и работники их в разные годы посещали в Краснодон, собирали уникальные материалы. Кто-нибудь из живущих в тех городах может помочь установить связь с этими школьными музеями? Сфотографировать экспозицию и документы? На сайте Алёны Дружининой приводятся такие списки действующих музеев: «1) в гимназии № 64 г. Уфа республики Башкортостан; 2) в школе-интернате № 49 Петродворца; 3) в школе № 21 г. Сарапула республики Удмуртия; 4) в школе № 12 г. Сыктывкара республики Коми; 5) в школе № 89 г. Сосногорска республики Коми; 6) в школе № 16 в г. Алексин Тульской области; 7) в школе № 12 в г. Щёлково Московской области; 8) в школе села Ясенки Горшечинского района Тульской области.» А также: Иркутская область, г. Слюдянка - школа № 1 Коми республика - ст. Сосногорск - школа № 89 Ленинградская область - г. Тихвин - школа № 3 Москва - школа № 312 - 310 Московская обл., г. Подольск - школа № 20 Ростов на Дону, школа № 32 Санкт-Петербург - Стрельна - школа-интернат № 49 Уфа - школа № 64 Челябинск - школа №152 Не помню, приводилась ли здесь статья о музее Молодая гвардия в школе N8 города Томска: http://school8.tomsk.ru/museum Музей «Молодая гвардия» школы № 8 Музей «Молодая гвардия» школы № 8 г. Томска, создан в память о подвиге подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», боровшейся в годы Великой Отечественной войны за освобождение территории Донбасса от фашистских захватчиков. Начало работы по созданию музея связано с присвоением в 1958 году пионерской организации школы № 8 г. Томска имени Олега Кошевого, Героя Советского Союза, комиссара подпольной организации «Молодая гвардия» г. Краснодона. Примерно в это же время комсомольской организации школы было присвоено имя «Молодой гвардии». В школе началось соревнование за право поехать в город Краснодон. В августе 1961 года победители соревнования побывали на родине молодогвардейцев, встретились с родными и близкими членов «Молодой гвардии. У участников поездки родилась идея установить памятник О. Кошевому у здания школы. Возвратившись домой, учащиеся начали сбор средств на памятник Олегу Кошевому: собирали металлолом, макулатуру, работали в совхозе. Создал проекта памятника томский скульптор А. Данилин, отлили памятник рабочие электромеханического завода. Монумент был установлен перед зданием школы № 8 г. Томска. Открытие памятника состоялось 20 сентября 1963 года. Среди почетных гостей на открытии памятника была мать Героя Советского Союза Любови Шевцовой Ефросинья Мироновна и сотрудник Государственного музея «Молодая гвардия» г. Краснодона В. Н. Боровикова. Открытие памятника вылилось в общегородской митинг. В школе была открыта комната «Молодой гвардии», в которой проходили школьные уроки. Был создан совет, который начал работу по сбору материалов по истории организации «Молодая гвардия». 8 января 1969 года в Краснодон выехали представители школы, которые встречались с родственниками молодогвардейцев, работали в музее, делали копии фотографий и документов. 9 февраля 1969 года педагогическим советом школы № 8 было принято решение о создании школьного музея «Молодая гвардия». В этот же день в торжественной обстановке был открыт музей «Молодая гвардия». Музей стал центром учебно-воспитательной работы в школе. В музее проходили встречи с интересными людьми, прием в пионеры, вручение комсомольских билетов. На материалах музея проводились уроки литературы и истории, пионерские сборы. Здесь же ребята готовились к докладам, сочинениям. Главным же направлением работы музея было военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примере подвига комсомольцев подпольной организации "Молодая гвардия". Постепенно в школе сложилась традиция: ежегодно в феврале проводить молодогвардейские декадники, которые начинались 9 февраля, в день памяти молодогвардейцев. На торжественной линейке подводились итоги работы школы, давались задания классам. В этот день у памятника Олегу Кошевому, портретов героев-краснодонцев выставлялся почетный караул. Во время молодогвардейского декадника проводились конкурсы сочинений, чтецов, стенных газет, посвященных молодогвардейцам, в стенах музея проходили торжественные митинги, комсомольские собрания, пионерские сборы. Работу музея возглавлял совет из 35 - 40 учащихся 5-10 классов. Совет музея вел большую переписку: с Государственным музеем «Молодая гвардия» г. Краснодона, домом-музеем Бориса Главана в Молдавии, с экипажами теплоходов, носящих имена молодогвардейцев, с училищем, где учился Иван Туркенич. с Харьковским университетом, где училась Александра Дубровина, со школьными музеями страны, носящими имена молодогвардейцев, с партизанкой-разведчицей Анастасией Пикаловой. которая находилась в одной камере с Любой Шевцовой в период оккупации территории Ворошиловградской области Германией в годы Великой Отечественной войны; с композитором Ю. Мейтусом. написавшим оперу «Молодая гвардия», с одноименными музеями школ № 19 г. Новосибирска. № 116 г. Харькова, № 127 г. Тбилиси, № 312 г. Москвы, № 12 г. Щелково, № 17г. Душанбе и др. Музей оказывал методическую помощь школам: высылал фотографии, материалы для оформления уголков о молодогвардейцах. Члены совета музея выезжали в сельские районы области для обмена опытом с музеями других школ, побывали в гостях в школе № 33 г. Тайга. Учащиеся регулярно выступали перед рабочими электролампового завода. Томские призывники перед уходом в ряды Советской армии посещали музей. Почетными гостями музея часто были ветераны труда и Великой Отечественной войны. Два раза музей посетил бывший ученик школы № 8, дважды герой Советского Союза летчик-космонавт Николай Николаевич Рукавишников и его мать. Бывал в родной школе выпускник школы, капитан олимпийской сборной по баскетболу. Сергей Белов. Среди гостей школы были: отец молодогвардейца Анатолия Николаева — Георгий Григорьевич, директор государственного музея «Молодая гвардия» поэт Анатолий Григорьевич Никитенко, брат молодогвардейца Виктора Третьякевича Михаил Иосифович и др. Посетителями музея были учащиеся из 28 городов страны: Москвы. Севастополя, Тулы, Челябинска, Омска, школ города Томска и области. Частыми гостями музея были студенты ВУЗов, учащиеся техникумов, профтехучилищ. Большая часть членов совета музея являлась экскурсоводами. Ежегодно учащимися проводилось около 100-180 экскурсий. Кроме экскурсий члены совета музея готовили отчеты по итогам поездок, доклады о молодогвардейцах. Членами Совета музея были разработаны литературно-музыкальные композиции «Они умирали стоя», «Молодогвардейцы наших дней», «Молодая гвардия в поэзии и музыке». С помощью родителей учащиеся создали фильм, рассказывающий о I Всесоюзном семинаре работников школьных музеев, проходившем в октябре 1978 года в Краснодоне, и молодогвардейских традициях музея школы № 8 г. Томска. Восемь раз были в Краснодоне учащиеся школы № 8 г. Томска, трижды были участниками слета «Молодогвардейцы наших дней», побывали в Молдавии на родине Б. Главана, были участниками I Всесоюзного семинара работников школьных музеев в г. Краснодоне. По итогам смотра работы школьных музеев, проводимых областным отделом народного образования, в 1973 году музей школы № 8 г. Томска получил свидетельство о присвоении звания школьного музея, с 1975 года стал историко-экскурсионным объектом областного и зонального значения по экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», а в 1978 году музею был вручен паспорт филиала Государственного музея «Молодая гвардия» города Краснодона под № 4. Огромная заслуга в организации поисковой работы принадлежит Ирине Сергеевне Лебедевой, руководителю музея, учителю русского языка и литературы Работа музея была отмечена почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Томского горисполкома, горкома и райкома ВЛКСМ, Центральной туристической станции, грамотой Киевского ГК ВЛКСМ, памятными адресами Краснодонского музея. В фондах музея был накоплен большой материал: 9 февраля 1986 г. в музее числилось 1550 экспонатов, 878 из них были подлинными. Среди экспонатов были личные вещи молодогвардейцев, 35 магнитофонных записей с голосами родственников молодогвардейцев, участников подполья, фотографии, воспоминания, книги, газетный материал, роман А.А. Фадеева на 14 языках народов мира, сотни писем. В экспозиции музея было четыре раздела: о детстве и юности молодогвардейцев; подпольной деятельности организации; судьбе тех, кто остался в живых и родителях героев; традициях в нашей стране, в школе, связанных с именами молодогвардейцев. За период существования музея он неоднократно переоформлялся. Музей посетило более 57 тыс. человек, подготовлено 150 экскурсоводов. Руководитель школьного музея "Молодая гвардия" Лебедева И.С. действовала, опираясь на поддержку райкомов КПСС и ВЛКСМ. Указ президента от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» привел к ликвидации партийных и комсомольских структур. Школьный музей лишился соответствующей поддержки. Финансовый и экономический кризис, разразившийся в стране в это время, сделал невозможным поездки учащихся в г. Краснодон. Кроме того, многие молодогвардейцы, оставшиеся в живых после фашистской оккупации, и родители молодогвардейцев к 90-м годам XX столетия ушли из жизни. Дальнейшее развитие музея в выбранном направлении было невозможно, и он был закрыт. В 1991 году музей «Молодая гвардия» школы № 8 г. прекратил свою деятельность. В 1993 году документы музея «Молодая гвардия» школы № 8 г. Томска были переданы в ЦДНИ ТО. Они поступили в россыпи. Временная опись была составлена позднее. Особо ценных документов и личных вещей членов «Молодой гвардии», обозначенных в паспорте музея, в Центр документации не поступало. Не были переданы в ЦДНИ ТО грамоты ЦК ВЛКСМ, портрет О. Кошевого с дарственной надписью его матери Е. Н. Кошевой, фильм, созданный родителями, обозначенные в книгах поступления фондов музея. Документы «Музей «Молодая гвардия», переданные в ЦДНИ ТО, не отражают полной картины деятельности музея. Все разделы фонда музея представлены фрагментарно. В настоящее время продолжается работа по восстановлению музея школы.

гость: Дммитрий, а где ссылка на страницу Дружининой? Сайт всё-таки большой. А не знаете, в Павлодаре есть в какой-нибудь школе музей?

DmitryScherbinin: Действительно, сайт Алёны Дружининой большой. Хотя и не обновлялся давно... Вот на этой страничке у неё можно прочитать о музеях "Молодая гвардия": http://www.fire-of-war.ru/mg/museums.htm Насчёт музея в Павлодаре - не знаю.

гость: Спасибо за ссылку. Жаль, что не знаете.

Марина Турсина: Дополню список музеев. 1. Украина, г. Харьков, харьковская гимназия № 116 имени "Молодой гвардии", музей "Молодая гвардия". 2. Республика Беларусь, г. Минск, СШ № 15, музей "Молодая гвардия". 3. Республика Татарстан, Мамадышский район, д. Ниж. Таканыш, СШ, музей "Молодая гвардия". 4. Алтайский край, Локтевский район, с. Александровка, средняя школа. 5. Республика Саха (Якутия), г. Ленск, средняя школа № 4, музей "Молодая гвардия".

Луиза : Марина, а откуда Вы узнали об этих музеях? Связи с ними имеете?



полная версия страницы